Появилась минутка и черкну с компа чуток про натягивание металла на бортах. Обнаружились там свои нюансы.
Работать лучше вдвоем. Уголок мы крепили начиная с самой лучшей плоскости, чтобы обеспечить ровное прилегание и свести на нет риск смещения. Сверлили 4-кой, вкручивали болт и переходили к следующему отверстию. На месте вмятин мудрили, прижимая металл борта к уголку изнутри лодки деревянными брусками, сверлили и снова крепили. С короткими нижними уголками, которые практически прямые, проблем особых не возникло – с верхними пришлось повозиться и срастить уголки, т.к. заготовки были короче. Было понятно, что уголок нужно гнуть, но не понятно как. На правах старшего и вроде как более опытного, я предложил начать крепить уголок с носа, постепенно загибая уголок, чему бы способствовала его длина. Практика показала, как я был в корне не прав. В какой-то момент дюралька вогнулась и получился хлопун. Впоследствии его выправили, но осадок, как говорится, остался. Т.к. количество уголка было ограничено а дырки в корпусе насверлены, продолжили установку этой заготовки: наметили отверстия, растужили изгиб и натянули весь борт. Далее гнули уголок по линии борта: мыло, фен, фанерка (прокладывал между уголком и дюралькой, чтоб последняя не грелась) и обрезок черенка от лопаты в качестве упора. Закрепленный примерно на половину или 2/3 длины от кормы уголок грели и гнули об черенок . Последний упирали в скулу и загиб борта, на который ставится отбойный брус. Гнуть пришлось вдвоем, чтобы компенсировать усилие передаваемое на закрепленный уголок – упирались вдвоем в уголок (справа и слева от черенка). Важно прилагать усилие в одной плоскости. Изменение вектора силы будет способствовать складыванию уголка. Хорошо, что заметили этот нюанс и учли. Складка получилась, но совсем небольшая и в месте, где ее не видно.
После установки уголков, по шаблону выставили углы для их обрезки в каждой плоскости, открутили, обрезали, привернули снова на Новол и на следующий день проклепали. Мне вообще больше понравилось клепать не в день нанесения герметика, т.к. он подсыхает и не пачкает так сильно. Есть момент – перед установкой заклепок, после выкручивания каждого болта рассверливали отверстия до Д4,2. Если сверлить сразу этим диаметром, за счет разницы в 0,2 мм между Д4 и Д4,2 получается смещение и заклепка Д4 все равно не лезет, хотя болт 4-ка входит элементарно.
Второй борт, как и первый, делали два дня, но нижний уголок гнули с учетом ранее допущенных ошибок. На сегодня борта полностью закончены, лодка перевернута, займемся днищем (пара пробоин и несколько вмятин, которые мне режут глаз), а также подготовкой к установке транца. Там предстоит наклепать пластину. Ну и про киль с его бессчетным количеством заклепок забыл , но он будет устанавливаться после завершения работы по днищу.