Элементарно:
Шаг винта в метрах (перевести из дюймов) × показания тахометра в об/мин ÷ к-т редукции мотора (берем из техописания к мотору) × 60 мин × К = скорость в м/ч
К - это и есть эффективность, КПД и зависит от проскальзывания С
С= 1-К
Нормальным проскальзыванием считается от 0 до 15%, то есть нормальный К=0,85÷1
Поэтому имеете показания тахометра, спидометра и знаете шаг винта. Подставляете в формулу, К принимаете за 1, считаете и если вычисленная теоретическая максимальная скорость выше реальной - вводите коэффициент, меньший единицы, пока скорости не сравняются. Из полученного значения коэффициента вычисляете проскальзывание. Чем хуже обводы лодки и больше загрузка, тем больше проскальзывание и меньше коэффициент эффективности.
Бывает, что реальная скорость превышает расчетную. У меня так было с 4-х лопастным соласом 9 шага. Получалось, что коэффициент эффективности больше 1. Но мы понимаем, что кпд больше 1 не бывает. А это значит, что шаг винта больше заявленного значения или имеет, так называемый прогрессивный шаг. И действительно, промеряв свой солас, я увидел, что у корня лопасти шаг 9-й, а к законцовке становится ближе к 10-му