Поговорим о двигателях
Нам часто задают вопросы, какой двигатель для катера лучше.
Стационарный или подвесной?
2-х тактный или 4-х тактный?
Чтобы не отвечать каждый раз на запросы наших покупателей, мы и решили написать эту статью.
Сначала общие вопросы для тех, кто новичок в этом деле.
Стационарный двигатель — это двигатель, установленный внутри лодки в специальном отсеке сзади, который соединен с колонкой, которая предает вращение двигателя на винт и может вращаться влево-право для поворотов, а также может подниматься вверх и опускаться вниз при помощи гидравлики.
Такая система состоит из 3-х частей: собственно двигателя, транца и колонки. Это самая старая и проверенная временем система, которая начиналась еще с паровых двигателей. Правда, колонок тогда не было, а были гребные валы. На больших кораблях эта система с успехом используется до сих пор.
Недостатки — двигатель занимает полезное место в лодке. Часто двигатель установлен так, что его обслуживание и особенно ремонт без снятия его с лодки очень затруднен. Кроме того, при такой компоновке двигатель-колонка, происходит потеря мощности. Следовательно, требуется двигатель более мощный. Как правило, даже на небольших лодках сегодня стоят двигатели минимум 135 Л/С. отсюда и лишний вес и больший расход топлива. Конечно, за много лет двигатели очень изменились. Появились новые модели с впрыском топлива, с электронным зажиганием. Т.е. мощность возрослa, расход топлива уменьшился. Но при этом в основе любого из таких двигателей лежит двигатель Дженерал Моторс, разработанный еще в начале 80х годов. Причем и Меркрузер и Вольво используют одни и те же двигатели.Раньше были модели и на основе Форда и других автомобильных концернов, но сегодня это в прошлом. Т.е. какой бы современный катер не был, в основе стоит старичок, разработанный 30 лет назад. Правда омоложенный косметически стволовыми клетками и ботексом в виде современных инжекторов, зажигания, коллекторов.
Всем, я думаю, понятно что такое современный подвесной двигатель. Не старый карбюраторный, который очень прожорлив, а именно современный.
Это технологии 21 века. Это совершенно новый подход к решению проблемы. Главное преимущество — двигатель установлен снаружи. Его легко снять,
его легко обслуживать, не снимая с лодки. Нет никаких транцевых механизмов, никаких колонок. Следовательно нет и таких потерь мощности.
Для примера, на набольших лодках с подвесным двигателем достаточно двигателя 90-115 Л/С вместо минимум 135 Л/С у стационарного. Подвесной двигатель легче и не зaнимает места в лодке.
Кроме того, надежность резко увеличивается, так как чем меньше деталей, тем надежнее система. Правда подвесной двигатель установлен на транце и более шумный, чем стационарный, спрятанный в трюме. Зато двигатель легко поднять над водой при стоянке лодки на воде. Вся вода из него стекает, есть возможность подсоединить шланг и промыть чистой водой из под крана.
Один из самых главных вопросов, который нам задают:» какой из подвесных двигателей лучше? 2-х тактный или 4-х тактный?»
Рзумеется, большинство наших покупателей считают, что 4х тактный лучше.
А вот и нет! У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, но как правило, 2-х тактный всегда немножко перетягивает.
OPTIMAX_115_PRO_XS-481x427Разумеется, мы говорим о сравнении 4-х тактного и 2-х тактного с впрыском топлива, а не с карбюратором.
Нет смысла говорить о принципе работы этих двигателей — все это мы учили в школе.
Основная разница — 2-х тактный толкает лодку через каждые 2 оборота, а 4-х тактный через 4 оборота. следовательно, крутящий момент 2-х тактного двигателя выше. А так как в 2-х тактном намного меньше деталей, то он и легче и часто надежнее, а также и дешевле в обслуживании. На 2-х тактном двигателе даже масло менять не нужно, так как оно там всегда свежее. Правда масло нужно доливать и оно дороже, чем для 4-х тактного двигателя.
Расход топлива у 2-х тактного немного выше, на холостых оборотах он немножко шумнее слегка больше вибрирует. Но разница очень не большая.2-х тактный двигатель в ремонте проще. Для людей, которые сами ремонтируют, нет ничего проще замены поршней и колец у себя в гараже.
4-х тактный более напичкан деталями и ремонт его более дорогой и долгий.
115_FourStroke_EFI-545x427Мы брали для тестирования два одинаковых двигателя Mercury 115 4 stroke
и Mercury 115 Оптимах (2-х тактный). Оптимакс легче и немного дешевле.
Оба двигателя были установлены на одинаковые лодки Trophy 2002. Оба
двигателя на холостых оборотах работали практически одинаково, а вот на воде, лодка с Оптимаксом сразу же вырвалась вперед, причем мы контролировали обороты на обоих, переговариваясь по телефону. Вообще все говорят, что новый 4-х тактный всегда тянет хуже. Его, как машину, нужно хорошо обкатать. за то, когда раскочегарит — не остановишь.
Какие выводы?
Стационарный двигатель:
Недостатки:
более тяжелый, старая технология, нужен более мощный двигатель по сравнению с подвесным, неудобства в обслуживании.
Достоинства:
Тише работает,так как установлен в трюме, более сбалансированный, стоит дешевле
Подвесной двигатель:
Достоинства: легкий, не занимает места в лодке, требуется менее мощный по сравнения со стационарным, новая технология
Недостатки:
Более дорогой, более шумный, катер меньше сбалансирован за счет веса на транце.
Что касается различий 2-х тактных подвесных моторов и 4-х тактных, то о
них сказано выше. Современные 2-х тактные двигатели с впрыском топлива по экономичности и экологическим требованиям ничем не отличаются от 4-х тактных. Зато имеют некоторые преимущества в цене, весе, мощности и простоте обслуживания.
Надеюсь, нам удалось немного развеять миф о предпочтительности 4-х тактных двигателей для катеров.
Comments are closed.