танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Изготовил сегодня коммутатор для МБ-22. (заказ от коллеги по форуму).
Схема стандартная заводская. Элементная база современная.
Осталось из деревни привезти основание и настроить делитель под нужный угол опережения. Разумеется на стенде.

155685

Результаты сообщу на следующей неделе.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Андрей, а эта защита от перекрута реально работает ?
Или ты этот кусок схемы выкинул ?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, а эта защита от перекрута реально работает ?
Или ты этот кусок схемы выкинул ?
Я этот кусок удалил из схемы. Он работает реально, но очень не надежный узел и настраивать надо индивидуально на каждое основание. В противном случае будет ограничивать раньше 5000 или гораздо позже 6000.

А вообще это очень варварская схема, она тиристор открывает в момент заряда. То есть по достижению заданных оборотов, когда напряжение на накопительной катушке только начинает заряжать конденсатор, открывается тиристор и шунтирует накопительную катушку. Стало быть идет пропуск искры и мотор скидывает обороты.
Далее понятно что раз мотор скинул обороты, схема ограничения перестала открывать тиристор и зажигание работает в штатном режиме. Не здоровая схема, с учетом того что сама схема выпрямителя, построена с шунтированием отрицательного полупериода.
Диод VD2 отправляет отрицательный полупериод на массу. Тут увы, по другому не получится, иначе датчик не будет работать адекватно.
В общем с ограничением оборотов, эта схема работает на полное короткое замыкание накопительной катушки.

155740
 
Последнее редактирование:

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Привет!
Из твоего опыта... Ширина диапазона, в градусах, у этой схемы сколько максимум?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Привет!
Из твоего опыта... Ширина диапазона, в градусах, у этой схемы сколько максимум?
Паша у ней нет растянутого диапазона. Это самый обычный дополнительный датчик который открывает тиристор в нужный момент.
Намотан этот датчик на стандартном сердечнике у которого крутой фронт начала амплитуды. То есть не с чего растягивать.
Диапазон можно растянуть только формой сердечника. Что и сделано в МБ-22 у датчика. Но и там он не велик. Порядка 12-15 градусов.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Паша у ней нет растянутого диапазона. Это самый обычный дополнительный датчик который открывает тиристор в нужный момент.
Намотан этот датчик на стандартном сердечнике у которого крутой фронт начала амплитуды. То есть не с чего растягивать.
Диапазон можно растянуть только формой сердечника. Что и сделано в МБ-22 у датчика. Но и там он не велик. Порядка 12-15 градусов.
Я не про блокировку на превышении оборотов.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60

LevaNF

капитан 3-го ранга
Регистрация
20.07.2018
Сообщения
690
Карма
316
Возраст
51
Город
Наро-Фоминск
Имя
Леван
Лодка
Trident-450 PRO
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-25
Диапазон можно растянуть только формой сердечника. Что и сделано в МБ-22 у датчика. Но и там он не велик. Порядка 12-15 градусов.
Андрей, я правильно понимаю, что изменение угла происходит практически ступенчато? Интересует этот момент, потому что подумываю сделать зажигание на неподвижном основании с 2-мя поочередно работающими датчиками положения, для пуска и больших оборотов. Насколько сильно на практике будет уступать такая система системе с плавно изменяемым УОЗ?
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Андрей, я правильно понимаю, что изменение угла происходит практически ступенчато? Интересует этот момент, потому что подумываю сделать зажигание на неподвижном основании с 2-мя поочередно работающими датчиками положения, для пуска и больших оборотов. Насколько сильно на практике будет уступать такая система системе с плавно изменяемым УОЗ?
СергейБ такую уже показывал. Спроси его, кинет ссылкой. Только у него помоему даже 3 датчика.
Хотя на мелко моторах лепят и на двух, 5 и 35 градусов. При условии что завёл и в полный газ сразу. На них по другому не ездят. В инете поищи под ником... Тут тебе танкист подскажет ник. :jokingly:
 

LevaNF

капитан 3-го ранга
Регистрация
20.07.2018
Сообщения
690
Карма
316
Возраст
51
Город
Наро-Фоминск
Имя
Леван
Лодка
Trident-450 PRO
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-25
На них по другому не ездят
Да на лодочых моторах всегда запуск-прогрев-полный. Может, на 200-сильных и иначе- не знаю, не пробовал. А на тридцатке всегда полный. На Вихре с оговоркой, что 3/4. На полном чинить замучаешься.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Да на лодочых моторах всегда запуск-прогрев-полный. Может, на 200-сильных и иначе- не знаю, не пробовал. А на тридцатке всегда полный. На Вихре с оговоркой, что 3/4. На полном чинить замучаешься.
Далеко не всегда и у всех по разному. Даже на рибе я с мотором 9.8 ns Marin и то по разному хожу. И на 15 мерке 4 такта по разному. Тут и волнение и загрузка сказывается. А на Вихре я даже тролил иногда. Не очень, ведро на верёвке бросаешь за лодкой и... Скорость гасит.
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2010
Сообщения
2 753
Карма
1 287
Возраст
48
Город
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2.5, Yamaha 40 HEO
Привет!
Из твоего опыта... Ширина диапазона, в градусах, у этой схемы сколько максимум?
Подтверждаю слова Андрея - 12-15 градусов. Я даже в 2017-м (кажется) снимал немного видео по коммутаторам для МБ-22 со стробоскопом, там видно движение момента искрообразования на некоторых коммутаторах.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Подтверждаю слова Андрея - 12-15 градусов. Я даже в 2017-м (кажется) снимал немного видео по коммутаторам для МБ-22 со стробоскопом, там видно движение момента искрообразования на некоторых коммутаторах.
Точно, вспомнил твои видео, там ещё и китайцев испытания проводил...
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2010
Сообщения
2 753
Карма
1 287
Возраст
48
Город
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2.5, Yamaha 40 HEO
Ага, были желтопузые, обыкновенные и типа "спортивные".
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Андрей, я правильно понимаю, что изменение угла происходит практически ступенчато? Интересует этот момент, потому что подумываю сделать зажигание на неподвижном основании с 2-мя поочередно работающими датчиками положения, для пуска и больших оборотов. Насколько сильно на практике будет уступать такая система системе с плавно изменяемым УОЗ?
Двух достаточно, но три вообще сказка,только это плавно работает с миротоковыми тиристорами типа MCR 8, он видит магнит вразы дальше чем всемилюбимый ВТ, и в пределах каждого датчика плавно обеспечивает 0.....9-12 градусов, .
И сходу трудно добиться плавного и адекватного перехода, придётся подбирать витки, или включать датчики через подстроечный резистор.
Я подбирал витки, делал съёмную катушку, у которой отводы через 50 витков, газовал, слушал, смотрел на стробоскоп и тахометр.
Работает железно, угол от +3 до -33...39, на границе перехода чуть подёргивает, но это если знаешь об этом, и ждёшь что бы убедиться.
Ориентировочное количество витков - 1000-250-80, но это очень индивидуально, на другом моторе дёргало.
Правда это Сельва, там всё снаружи, ужиматься не нужно.
 

Вложения

LevaNF

капитан 3-го ранга
Регистрация
20.07.2018
Сообщения
690
Карма
316
Возраст
51
Город
Наро-Фоминск
Имя
Леван
Лодка
Trident-450 PRO
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-25
Двух достаточно, но три вообще сказка,только это плавно работает с миротоковыми тиристорами типа MCR 8, он видит магнит вразы дальше чем всемилюбимый ВТ, и в пределах каждого датчика плавно обеспечивает 0.....9-12 градусов, .
И сходу трудно добиться плавного и адекватного перехода, придётся подбирать витки, или включать датчики через подстроечный резистор.
Я подбирал витки, делал съёмную катушку, у которой отводы через 50 витков, газовал, слушал, смотрел на стробоскоп и тахометр.
Работает железно, угол от +3 до -33...39, на границе перехода чуть подёргивает, но это если знаешь об этом, и ждёшь что бы убедиться.
Ориентировочное количество витков - 1000-250-80, но это очень индивидуально, на другом моторе дёргало.
Правда это Сельва, там всё снаружи, ужиматься не нужно.
А если делать 2 разнесенных датчика с дискретным переходом от одного к другому, то сильный провал будет при переходе?
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Если на тиристорах ВТ, которые срабатывают как правило при плотном контакте с магнитом, при любых оборотах, то разрыв будет ощутимым, с микротоквыми тиристорами всё плавнее, на минимальных оборотах он срабатывает почти на магните, а при увеличении оборотов может "увидеть" магнит за несколько сантиметров, и если второй датчик начнёт работать при максимальном удалении первого, то есть подхватит, то провала вообще не будет. Только нужно второму датчику подобрать витки так, что бы он воспринимал например 2000 оборотов как ноль, то есть срабатывал на магните, без опережения, тогда дальнейший рост оборотов даст ещё градусов 9....12.
Вся процедура занимает один день, при наличии бочки, стробоскопа и тахометра, заведёшь, газанёшь, и сразу всё прояснится.
Я к такому варианту пришёл поле нескольких печальных попыток применения микропроцессора в системе без аккумулятора, или любого другого источника питания, не работает процессор от шмыргалки.
 
Последнее редактирование:

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Если на тиристорах ВТ, которые срабатывают как правило при плотном контакте с магнитом, при любых оборотах, то разрыв будет ощутимым, с микротоквыми тиристорами всё плавнее, на минимальных оборотах он срабатывает почти на магните, а при увеличении оборотов может "увидеть" магнит за несколько сантиметров, и если второй датчик начнёт работать при максимальном удалении первого, то есть подхватит, то провала вообще не будет. Только нужно второму датчику подобрать витки так, что бы он воспринимал например 2000 оборотов как ноль, то есть срабатывал на магните, без опережения, тогда дальнейший рост оборотов даст ещё градусов 9....12.
Вся процедура занимает один день, при наличии бочки, стробоскопа и тахометра, заведёшь, газанёшь, и сразу всё прояснится.
Я к такому варианту пришёл поле нескольких печальных попыток применения микропроцессора в системе без аккумулятора, или любого другого источника питания, не работает процессор от шмыргалки.
А компаратором слабо? С цифровым подбором? И пара кнопочек для регулировки графика?
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Не готов обсуждать кривую, её сдвиг, разрежение на впуске, температуру и прочие доли процентов. Если винт тяжёлый, нормальный человек и так поймёт что делать и чего не делать.
Хотя всё это конечно было подурости, кривая по 32 точкам, мультиплексоры, регистры, счётчики.
На 5 силах вдвоём на глисс не вышли, 20% топлива не сэкономил....
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Не готов обсуждать кривую, её сдвиг, разрежение на впуске, температуру и прочие доли процентов. Если винт тяжёлый, нормальный человек и так поймёт что делать и чего не делать.
Хотя всё это конечно было подурости, кривая по 32 точкам, мультиплексоры, регистры, счётчики.
На 5 силах вдвоём на глисс не вышли, 20% топлива не сэкономил....
А я несколько про другое. Я про подбор напряжения от датчика.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
А, понял, но у меня глубокое убеждение, что каждая деталь в схеме, портит схему.
Если можно поехать на трёх деталях, то нужно поехать на трёх.
Если компаратор на датчик, то нужно и тиристор термостабилизировать, хоть импорт не так подвержен температуре, но напряжение отпирания плавает, и от скорости нарастания напряжение изменяется, то есть от оборотов, не ЭДС катушек управления, а управляющего перехода.
Я правда пытаюсь всегда ставить какой то формирователь управляющего импульса, хотя бы конденсатор в цепь УЭ, ибо тиристор надёжнее работает когда под импульсной нагрузкой УЭ обесточен.
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
655
Карма
92
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
...
Осталось из деревни привезти основание и настроить делитель под нужный угол опережения. Разумеется на стенде.
Андрей, а как вы собираетесь настраивать делитель если он уже впаен и залит смолой?
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
655
Карма
92
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
Андрей, я правильно понимаю, что изменение угла происходит практически ступенчато? Интересует этот момент, потому что подумываю сделать зажигание на неподвижном основании с 2-мя поочередно работающими датчиками положения, для пуска и больших оборотов. Насколько сильно на практике будет уступать такая система системе с плавно изменяемым УОЗ?
А отвечу что знаю. Тут мало чего толкового выйдет, так как с датчиком хола, и т.п. никакого опережения вообще несветет без применения электронных мозгов, а внедрение двух катушек управления тристором в схему МБ 22 не выйдет, так как две будут работать как одна целая, и если одна накроется, вторая не спасет.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, а как вы собираетесь настраивать делитель если он уже впаен и залит смолой?
Да я вроде ни чего ещё не заливал. :hahaha:
А настраивается это элементарно просто. К резистору R1 параллельно припаиваем переменный резистор 3 ком и настраиваем угол в нужный диапазон. Если потребуется править сопротивление в большую сторону, то резистор R1 выпаиваем и на его место ставим переменный 1 ком. После настройки измеряем сопротивление, подбираем из стандартного ряда постоянный резистор и устанавливаем его в схему.
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
655
Карма
92
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
Да я вроде ни чего ещё не заливал. :hahaha:
А настраивается это элементарно просто. К резистору R1 параллельно припаиваем переменный резистор 3 ком и настраиваем угол в нужный диапазон....
А неполучится что ток пойдет по пути меньшего сопротивления и показания будут неверны?
 
Вверх Снизу