танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, я правильно понимаю, что изменение угла происходит практически ступенчато? Интересует этот момент, потому что подумываю сделать зажигание на неподвижном основании с 2-мя поочередно работающими датчиками положения, для пуска и больших оборотов. Насколько сильно на практике будет уступать такая система системе с плавно изменяемым УОЗ?
Нет на МБ-22 угол изменяется плавно. Весь вопрос в том что он изменяется в коротком диапазоне оборотов.

Скажем так- начальный угол опережения настраивается 12-15 градусов. После запуска мотора угол с повышением оборотов растет ещё на 15 градусов. Но растет он не во всем диапазоне оборотов от 1000 и до 5000. А всего лишь до 3000. При условии что делитель настроен именно на эти обороты. То есть начиная с 3000 угол будет постоянный 30 градусов. Можно не значительно подкорректировать максимальный угол. То есть подвинуть его скажем на 3500 или 2500. Но тут всё относительно и зависит от тиристора и разумеется от всех остальных составных зажигания.

Комплект зажигания МБ-22 настроенный на 3000 оборотов был установлен около 10 лет назад на Вихрь 30. Он отработал довольно продолжительное время и сейчас тот мотор давно уже на пенсии. Стоит в сарае в деревне несколько лет.
Я честно говоря о нем уже и забыл практически. Но тут вдруг возникла необходимость позаниматься МБ-22.
В общем как говориться- от профессии не убежишь.................... :hahaha: От работы можно.......... :hahaha:
 

kav75

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2010
Сообщения
2 246
Карма
752
Возраст
43
Город
Томск (Северск)
Имя
Алексей
Лодка
ПВХ Нерпа-3 (продана), Прогресс 4 есть.
Мотор
Вихрун 30, Ветерок 8М, Sea Pro 2.5, Yamaha 40 HEO
Маньяки электронщики :crazy:
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Я про подбор напряжения от датчика.
Паша там всё гораздо проще. Стрельнул осциллографом амплитуду датчика, посмотрел в какую часть загнать рабочую точку тиристора и элементарно рассчитал делитель под ток и напряжение нужного тиристора.
А рабочую точку амплитуды её видно сразу на осцилле.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 130
Карма
117
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Паша там всё гораздо проще. Стрельнул осциллографом амплитуду датчика, посмотрел в какую часть загнать рабочую точку тиристора и элементарно рассчитал делитель под ток и напряжение нужного тиристора.
А рабочую точку амплитуды её видно сразу на осцилле.
А как быть с разномастными датчиками, состоянием магнитов? На заводском СССР производства мб22 была рисками нане ена шкала. Там краской метку ставили, что бы без стробоскопа водомоторник мог установить данный комплект на свой мотор. И на основании риски были. А тут как?
Про компаратором я предложил для много датчиков ой системы. Точнее если сказать, оконная схема включения. Примитивный тахометр на счётчике и от оборотов переключение по датчикам. Но мне делать некогда, может кто захочет додумать и сделать. Хотя на контроллере проще в разы... Но вот к вихрю реально контроллер прицепить слишком сложно. В основном по конструктиву подмаховичной части и магнитной системы. Но разговор этот тут не уместен. Извините за флуд.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
А как быть с разномастными датчиками, состоянием магнитов? На заводском СССР производства мб22 была рисками нане ена шкала. Там краской метку ставили, что бы без стробоскопа водомоторник мог установить данный комплект на свой мотор. И на основании риски были. А тут как?
А тут всё как раз индивидуально. Берешь комплект настраиваешь его на оптимальные и наилучшие характеристики и в этом как раз заключается суть.
Поставил настроенный комплект и уверен в результате.
МБ-22 в общем то потому и не прижилось на Вихрях, что разброс был велик и максимальный угол не всегда соответствовал норме.
А это приводило к неполной мощности. И любой водномоторник сразу же это замечал. Особенно тот кто на тяжелой лодке мотор эксплуатировал.
Разумеется что и варварская схема ограничения делала своё дело. При чем в двух направлениях. Либо ограничивала слишком рано, либо убивала слаботочные диоды выпрямителя. Да и тиристор то же.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 130
Карма
117
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
А тут всё как раз индивидуально. Берешь комплект настраиваешь его на оптимальные и наилучшие характеристики и в этом как раз заключается суть.
Поставил настроенный комплект и уверен в результате.
МБ-22 в общем то потому и не прижилось на Вихрях, что разброс был велик и максимальный угол не всегда соответствовал норме.
А это приводило к неполной мощности. И любой водномоторник сразу же это замечал. Особенно тот кто на тяжелой лодке мотор эксплуатировал.
Разумеется что и варварская схема ограничения делала своё дело. При чем в двух направлениях. Либо ограничивала слишком рано, либо убивала слаботочные диоды выпрямителя. Да и тиристор то же.
Т. Е. Ты настраиваешь комплект из мотора и блока?
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Вообще, производители частенько удивляют, даже заграничные, у многих моторов максимальное опережение 18 градусов, у каких то вообще фиксированное.
У той же Сельвы сновья до 25, потом уменьшается до 15-18, подгорает УЭ, теряет чувствительность. У Тохи 3,5 при низких оборотах -15 , а при увеличении оборотов начинает запаздывать, после 4000 оборотов остаётся -3. Хотя все знают что на максимуме должно быть -30 +/-5 градусов.
У меня Тох 3,5 в стоке возил меня со скоростью 14-16 км, когда сделал двухполупериодное выпрямление и два датчика, скорость поднялась до 19 км, и упал расход.
На ютубе есть много роликов про старые американские и английские моторы, в них рукоятка опережения не управляет карбюратором, всё отдельно, и наверное первая четверть оборотов добавляется только за счёт опережения.
 
Последнее редактирование:

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 130
Карма
117
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Вообще, производители частенько удивляют, даже заграничные, у многих моторов максимальное опережение 18 градусов, у каких то вообще фиксированное.
У той же Сельвы сновья до 25, потом уменьшается до 15-18, подгорает УЭ, теряет чувствительность. У Тохи 3,5 при низких оборотах -15 , а при увеличении оборотов начинает запаздывать, после 4000 оборотов остаётся -3. Хотя все знают что на максимуме должно быть -30 +/-5 градусов.
У меня Тох 3,5 в стоке возил меня со скоростью 14-16 км, когда сделал двухполупериодное выпрямление и два датчика, скорость поднялась до 19 км, и упал расход.
На ютубе есть много роликов про старые американские и английские моторы, в них рукоятка опережения не управляет карбюратором, всё отдельно, и наверное первая четверть оборотов добавляется только за счёт опережения.
Два датчика, это когда через резистивный делитель второй подключён?
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 130
Карма
117
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Т. Е. Срабатывает второй при повышении оборотов а первый всегда.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Да, причём если делать с подстроечным резистором, то вращая его, на стробоскопе очень чётко видно переходный момент.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 130
Карма
117
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Родная чья ? Я родные практически не ремонтирую, ибо делаю в основном для друзей и родственников, собираю свои схемы, в зависимости от мотора.
Хотя они не мои, всё придумано в прошлом веке, просто жажда прибыли перевешивает здравый смысл, и схемы упростили до едва рабочих "стандартов".
Конденсатор 0,47 мкф , однополупериодное выпрямление и напряжение 180-200 вольт уже как бы норма, и катушка без железа - как то работает, и отъ@бись.
А добавить десяток деталей за пару долларов, и искра в 5-10 раз мощнее, но и так покупают.
 

LevaNF

лейтенант
Регистрация
20.07.2018
Сообщения
282
Карма
99
Возраст
46
Город
Наро-Фоминск
Имя
Леван
Лодка
Trident-450 PRO
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-25
Родная чья ? Я родные практически не ремонтирую, ибо делаю в основном для друзей и родственников, собираю свои схемы, в зависимости от мотора.
Хотя они не мои, всё придумано в прошлом веке, просто жажда прибыли перевешивает здравый смысл, и схемы упростили до едва рабочих "стандартов".
Конденсатор 0,47 мкф , однополупериодное выпрямление и напряжение 180-200 вольт уже как бы норма, и катушка без железа - как то работает, и отъ@бись.
А добавить десяток деталей за пару долларов, и искра в 5-10 раз мощнее, но и так покупают.
Самое печальное, что даже производители с именами уже лепят "на отвяжись". Если купил фирменное и задорого, это еще не значит, что будет работать как надо.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Да ещё и в китае.
Недавно ставил генератор в новую Ямаху 3, она сильно отличается от моей, с зелёными вставками, до китая конечно ещё далеко, но как грицца - Ямаха уже не та, и облой не убран, и литьё не зеркальное, и звуки сухого трения из ручного стартера, и люфт в редукторе.
 
Последнее редактирование:

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Т. Е. Ты настраиваешь комплект из мотора и блока?
Маховик, основание и коммутатор. Коммутатор как правило уже изготовлен за ново.
То есть просто подгоняем изготовленный коммутатор под основание, получается настроенный комплект.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Вообще, производители частенько удивляют, даже заграничные, у многих моторов максимальное опережение 18 градусов, у каких то вообще фиксированное.
Тут Серёжа надо отметить один нюанс. Если в мануале указано механическое опережение 18 градусов, то в коммутаторе имеется ещё и автоматическое до 30 полных.
Я то же с этим столкнулся. Ни как не мог понять почему у Джо 60 угол 18 градусов всего. А когда встал стробоскопом после настройки механики, увидел что угол то растет дальше в зависимости от оборотов.
И тут же засада. В мануале не прописан максимальный УОЗ. Вот такая петрушка.

А вообще мне вся магнитная система этого мотора очень понравилась.
Отдельный генератор с накопительными катушками. И отдельная магнитная система с датчиками, не связанная магнитным полем с генератором.
А самое главное что автоматический угол начинает повышаться с оборотов выше 2500. :good::yes:
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Там многое для меня непонятно.
Как связаны между собой катушки зажигания и катушки осветительные, если они на разных железках ?
Я дважды сталкивался с загадочным явлением в Прибое и в скутере, невозможно завести двигатель при включенной фаре. Что там за наводки между сердечниками ?
Сейчас делаю зажигание на Джонсон 4, на подмаховичные катушки поверх 5500+250 намотал по 200 витков 0,5 провода выпрямители индивидуальные, лампочка 12 вольт 10 ватт горит с перекалом, зажигание уехало на 4 градуса в позднюю сторону, но с лампочкй заводится с полпояга, даже без рывка.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Там многое для меня непонятно.
Как связаны между собой катушки зажигания и катушки осветительные, если они на разных железках ?
Я дважды сталкивался с загадочным явлением в Прибое и в скутере, невозможно завести двигатель при включенной фаре. Что там за наводки между сердечниками ?
Между сердечниками есть магнитное поле маховика. Все 4 магнита в Привете и не только, работают как одно целое. Пока это магнитное поле равномерно распределено на нагрузку в обоих сердечниках, проблем нет ни каких. Если закоротить одну катушку на отдельном сердечнике (Привет 22) то в соседнем сердечнике, точней в катушках, ток упадет в разы. Этому есть физическое объяснение.
Лень мне писать трактат. :hahaha:
В общем итог таков. Вся магнитная система связана полем. Любая существенная нагрузка влияет на магнитное поле всех магнитов и во всех сердечниках, не зависимо от того в котором КЗ, происходит изменение тока. Коротиш катушки освещения (Вихрь Нептун) начинает перебоить контактная система зажигания. А то и вовсе мотор глохнет, если контакты не по абрису настроены.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Привез зажигание с деревни, состояние ужасное. Всё поржавело. :oops: Магниты в маховике от ржавчины сели, но всё работает как часы. :shock:
Коммутатор изготовленный на заказ меня просто порадовал. На нем получен угол ровно 30 градусов.
То есть начальная установка в 10-12 градусов не требуется. К сожалению диапазон оборотов в котором достигается угол 30 градусов очень мал. То есть максимальный угол достигается уже на 2300 оборотов.
Будем править завтра в большую сторону.

155978155979

И ещё одна дополнительная информация для тех кто не располагает ей.

Маховики системы зажигания МБ-22 не имею эксцентрика и отличаются полярностью магнитов от маховиков контактной системы зажигания.
На фото ниже указана полярность от шпоночного паза.
Маховик МБ-22 имеет северный полюс справа от паза.
Верхний маховик- контактной системы зажигания, со снятым эксцентриком.
Нижний маховик- заводской от системы зажигания МБ-22.

155980

Маховик контактного зажигания с южным полюсом от шпоночного паза, не пригоден для зажигания МБ-22.
Суть проста- УОЗ с таким маховиком сместится на 90 градусов от номинального.
Дополнительная информация по зажиганию, а так же маховикам, имеется в старых добрых журналах КиЯ. http://www.barque.ru/engine/1996/how_to_install_new_magneto_mb_22
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Я когда то, наверное в КиЯ, видел заметку о хранении ПЛМ, не помню какого, но от размагничивания, рекомендовали глядя через отверстия в маховике, совместить какие то магниты с сердечниками катушек, не помню в деталях, но если магнитный поток замкнуть, то магниты живут намного дольше.
Видел даже специальные кассеты для хранения неодимовых магнитов.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Я когда то, наверное в КиЯ, видел заметку о хранении ПЛМ, не помню какого, но от размагничивания, рекомендовали глядя через отверстия в маховике, совместить какие то магниты с сердечниками катушек, не помню в деталях, но если магнитный поток замкнуть, то магниты живут намного дольше.
Видел даже специальные кассеты для хранения неодимовых магнитов.
Да, всё верно Серёжа- магниты надо хранить в замкнутом состоянии.
А в общем то я сильно не переживаю за те маховики что имеются под рукой. Завтра же вылечим всю ржавую слабость волшебного маховика МБ-22. :yes: https://forum.motorka.org/threads/10663/post-290879
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 029
Карма
644
Возраст
55
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Андрей, я не понял, как от ржавчины сели магниты ?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, я не понял, как от ржавчины сели магниты ?
Всё элементарно Серёжа. На самом магните стоит полюсной наконечник. Зазор между ним и магнитом минимален.
Передача поля максимальна. Поставь между наконечником и магнитом прокладку из бумаги и поле в наконечнике упадет. И упадет прилично. Так вот- ржавчина не проводит магнитное поле. То есть ржавчина между наконечником и магнитом- это прокладка из бумаги.
Три наконечника по замерам имеют ещё нормальное поле, около 180 мТл, а четвертый с трудом половину этого.
Так вот четвертый был в водичке и имел приличный слой ржавчины. На фото ты видишь уже почищенный маховик.
А приехали они домой все, вот в таком безобразии.

155996

Вопрос- как я восстановлю поле с помощью установки!? Ни как- без снятия наконечника.
Снимаю, зачищаю "прокладку", устанавливаю на место, и на установку догонять до нормы.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 130
Карма
117
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Всё элементарно Серёжа. На самом магните стоит полюсной наконечник. Зазор между ним и магнитом минимален.
Передача поля максимальна. Поставь между наконечником и магнитом прокладку из бумаги и поле в наконечнике упадет. И упадет прилично. Так вот- ржавчина не проводит магнитное поле. То есть ржавчина между наконечником и магнитом- это прокладка из бумаги.
Три наконечника по замерам имеют ещё нормальное поле, около 180 мТл, а четвертый с трудом половину этого.
Так вот четвертый был в водичке и имел приличный слой ржавчины. На фото ты видишь уже почищенный маховик.
А приехали они домой все, вот в таком безобразии.

Посмотреть вложение 155996

Вопрос- как я восстановлю поле с помощью установки!? Ни как- без снятия наконечника.
Снимаю, зачищаю "прокладку", устанавливаю на место, и на установку догонять до нормы.
Привет! В литературе и на форумах предостерегают о больших проблемах с геометрией маховика после манипуляций с креплением магнитов или башмаков. На чем основано это утверждение и имеет ли оно какие либо основания.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 030
Карма
1 547
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Привет! В литературе и на форумах предостерегают о больших проблемах с геометрией маховика после манипуляций с креплением магнитов или башмаков. На чем основано это утверждение и имеет ли оно какие либо основания.
И это правильное предостережение. А суть проста. Если просто разобрать и собрать, (без головы) можно, и скорее всего так и будет, перепутать местами наконечники, или просто перевернуть наконечники на 180 градусов. Перепутать винты, а они все разной длинны ибо проточены по наконечникам. Ну и конечно перепутать местами, или градусами магниты. Что и приведет к нарушению геометрии и балансировки.
А если разбирать грамотно, по одному наконечнику и в точности устанавливать всё как было, добавив в винты фиксатор резьбы, то геометрия не пострадает, а балансировку я проверяю на стенде.
Тут нужна внимательность и точная, аккуратная работа.
Но! Я ни кому не рекомендую разбирать маховики. Не надо этого делать, если нет знаний и опыта. Это может закончится всё очень печально для мотора..............
 
Вверх Снизу