Вот Вам в помощь основные постулаты легких надувных сплавных катов.
Рамы сплавных катамаранов, как правило, выполняются в форме плоской пространственной системы, хотя, очень редко, и в форме объемной системы. Объемные пространственные рамы, как правило, используются на парусных, разборных катамаранах. На сплавных - это крайняя редкость
По характеру «работы», рамы можно условно разделить на два типа – жесткие и эластичные
Признак жесткой рамы – сохранение геометрических размеров рамы, под нагрузкой, до начала ее разрушения. Изгибаться и скручиваться рама, может только в пределах упругих деформаций основных конструктивных элементов, из которых она состоит (продолин и поперечин). Причем, скручивающие нагрузки под воздействием потока воды, воздействуют на раму постоянно и превосходят изгибающие. Кроме них, на раму могут воздействовать и нагрузки от контакта с каким-либо препятствием.
Основное достоинство – быстрая и точная передача управляющих нагрузок, что и обусловило широкое применение жестких рам для спортивных и спортивно-туристских катамаранов.
Основной недостаток – чрезвычайно малая область упругих деформаций, что приводит к разрушению конструкции, т.е. демпфирующая (энергопоглощающая) способность рамы настолько мала, что можно считать, что ее вообще нет. Для предотвращения разрушения приходится увеличивать диаметр и толщину стенки труб, из которых она состоит, и прочность соединительных элементов, что приводит к увеличению веса конструкции. Кроме этого, катамараны с такими рамами обладают меньшей динамической остойчивостью.
Типичный набор крепления жесткой рамы – рама на стяжных болтах с синусоидными кницами.
Признак мягкой рамы – способность упруго деформироваться под диагональными нагрузками, принимая форму параллелепипеда, поглощая энергию удара, возможность скручиваться в достаточно широких пределах, и все это за счет применения соединительных элементов, имеющих возможность к упругой деформации. То есть, продолины и поперечины, от таких нагрузок освобождены, следовательно их можно выполнить более тонкими и легкими, и в них, в гораздо меньшей степени, накапливается усталость металла. Продолины, относительно поперечин, имеют четыре-пять степеней свободы – возможность качаться в двух плоскостях, на трении смещаться вдоль одной или обеих осей и проворачиваться вокруг своей оси.
Основное достоинство – мягкий ход катамарана на волнении, способность «отыгрывать» корпусами в противофазе, когда нос одного корпуса всходит на волну, а нос другого опускается в ложбину. Кроме того, катамараны с такими рамами меньше тормозит на валах, они более остойчивы и «прощают» ошибки Основной недостаток – запаздывание на управляющие нагрузки. На соревнованиях по ТВТ, катамаранов с такой рамой почти не увидите, зато для туристских путешествий они подходят больше всего.
Типичный набор мягкой рамы – рама на скрутках или резиновых кницах.