Добрый день!
При подготовке к сезону заменил термостат с 50 на 60 гр.С., а также поставил редуктор с помпой от Н-18 (имеет более обтекаемую форму, хочется проверить какой будет результат).
Следует отметить следующее (см. фото):
- Корпус помпы Н-18 выполнен из пластмассы, внутри имеет вставки из хромированной латуни;
- Крыльчатка крепиться на валу иначе и при помощи "хитрого" шпоночного паза не перемещается по валу, вал кстати не перемещается по оси, в отличии от Н-23;
- Корпус помпы имеет перепускной канал и "стакан - лабиринтное уплотнение" в котором вращается закреплённая на валу втулка с отверстиями.
Старая крыльчатка не качала воду (имеет больший диаметр отверстия в бронзовой втулке). Установил крыльчатку нового образца. Втулку с отверстиями установил "вверх ногами" - накинул на вал поверх крыльчатки.
Толщину лопаток крыльчатки сточил болгаркой с лепестковым диском, крыльчатку зажимал в тисках, обороты около 3000. То есть гибкость лопаток крыльчатки стала лучше, а сопротивление вращению меньше (рекомендую).
Термостат стал работать более стабильно, помпа Н-23 всё-таки нет-нет, да передавливала термостат.
Выводы: помпу Н-18 копировали с мотора который был оборудован термостатом, и при закрытом термостате часть воды уходит через перепускной канал. Далее конструкцию упростили - от перепускного канала и "стакана - уплотнения" сверху помпы отказались.
В итоге Помпа Н-23 имеет явно избыточную производительность и давление - как следствие всегда холодный мотор. И даже при установке термостата давление помпы Н-23 избыточно (то есть теряем мощность, в отличии от помпы Н-18), желательно предусматривать перепускной канал с клапаном.
На форуме и на Ютьюбе (канал "Алексей К") описано изготовление корпуса помпы Н-23 их нержавейки. Для лучшей (и менее энергозатратной) работы системы охлаждения лучше копировать конструкцию корпуса помпы Н-18.