дмитрий22

капитан 2-го ранга
Регистрация
11.05.2010
Сообщения
1 472
Карма
160
Город
Украина,Херсон
Имя
Дмитрий
Лодка
"Крым"; "Кайман-305";"Пелла Фиорд 430"
Мотор
Джонсон 15 4-т, Ветерок-12, Вихри
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

И я выскажусь.
На Сузуках-Ямахах стоят одноканальные.И здается мне совсем не для упрощения.Если кто видел японский одноканальный коммутатор,то сам убедится,что деталей там напихано на 20 обычных двухканальных хватит.Если бы была хоть каккая-то необходимость в двухканальном-эти бы сделали ,однозначно.
Но...Если бы была возможность делать двухканальное зажигание без механической переделки маховика-я бы делал.Не знаю почему.Нравится.
Нравится работа Джонсонов-Эвинрудов(у них только двухканальные коммутаторы на двухцилиндровых моторах),нравится крутить маховичек на Малой Москве с "КИТом" когда искра то там,то там. Как-то так.
 

ilyich

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.12.2010
Сообщения
2 991
Карма
372
Возраст
63
Город
Волгоград
Имя
Александр
Лодка
Южанка-2
Мотор
Мерк 30 2Т,Yamaha F40BET
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Дмитрий, как ни странно :hahaha: :lol: На Тохе и клоне Мерке япском -- тоже -- одна катушка стреляет на два цилиндра :) :yes: Мож они просто при производстве деньги сильно считают.. :? Иль к простоте-простой стремятся, для "Сомалийских рыбаков и пиратов" :unknown: :hahaha:
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Думаю, что YAMAHA и тд и тп по своему конструктивному (механическому) совершенству вполне переваривают сей пустячек. А вихрь? За три года интенсивной эксплуатации, искры в оба цилиндра, искра в НМТ подводила меня два раза (не неполадки в зажигании, а искра в НМТ). Не так часто, но все же, все же,все же.
 

vasilich

гл. старшина
Регистрация
03.07.2012
Сообщения
106
Карма
4
Имя
vasilich
Лодка
Нептун-1, Прогресс-2
Мотор
Москва-30Э, Нептун-23, Вихрь -30ЭР
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

daryinalexej, хочу Вас поддержать. Микропроцессорное зажигание на любой мотор, в том числе и на ПЛМ, это вовсе не чья-то прихоть и не дань моде века, это путь к оптимизации работы любого движка
и путь к повышению надёжности его работы. Почему-то принято считать, что,чем меньше элементов в системе и чем она проще, тем она надёжнее. Так можно дойти до абсурда. Посмотрите на те же компьютерные системы. Они что, упрощаются? Конечно нет. И количество элементов увеличивается и количество связей между ними то же. Это диктует нарастающая сложность решаемых задач. А нейрокомпьютеры? Ведь это попытка хотя бы как-то (пока в нулевом приближении) подойти к принципам реализации и функционирования нейрональных структур живого мозга биологических систем. Там проблема надёжности решается не столько за счёт повышения надёжности отдельных элементов, сколько на системном уровне: горячее и холодное резервирование элементов, множество перестраиваемых синаптических связей между элементами, принцип "голосования" - никакое решение не принимается только одним элементом. И в такой системе оказывается возможным решение таких задач, как адекватное восприятие внешней среды, распознавание её сигналов, оценка и моделирование её состояния, прогнозирование её будущих состояний и принятие решений, в том числе оптимальных. Поэтому, в частности, сама идея микропроцессорного зажигания ДВС не только уместна, но и представляет собой сейчас наиболее преспективный путь развития этого направления. Уже сейчас, на современной элементной базе, программно можно сотворить всё, что угодно, в том числе управление УОЗ по заданной кривой, оптимизацию этой кривой (хотя бы так, для начала, как сделано у Вас - в кнопочном исполнении),а затем управление с обратной связью (т.е. автоматическая подстройка кривой управления УОЗ), а там уже и недалеко до оптимизации этой процедуры. Кусочнор-линейная аппроксимация гладкой зависимости УОЗ от оборотов совершенно естественный и правильный подход к решению такой задачи. Вы на верном пути. Что касается вопроса "один или два канала", то дискуссии на эту тему здесь уже были не раз и вывод известен: движки с возвратно-петлевой продувкой вполне допускают одноканальный вариант, с дефлекторной - только два. Надо минимизировать риски, в первом случае вероятность "прострела" всё же не равна нулю и это, конечно, настораживает. Поэтому, если мы хотим получить хотя бы некоторое приближение к идеальному зажиганию, то вопросов нет - только двухканальный вариант с возможностью индивидуальной подстройки каждого канала в отдельности. AVSh, например,ручной настройкой двухканальной БЭСЗ, заставил свой ПЛМ работать так, что он "запел" и что интересно, чем больше обороты, тем тише "песня"! У Вас есть реальный шанс сделать такое с любым мотором, но в автоматическом исполнении, а потом (со временем) и оптимизировать эту процедуру. Что касается помехозащищённости, то помимо обычных средств развязки по питанию, я бы вообще вынес всю электронику за пределы мотора, например, на приборный щиток рулевого поста.
Здесь намного легче обеспечить электромагнитную защиту и требуемый тепловой режим, да и залить гораздо сложнее. Кроме того, кнопки ручной подстройки кривой управления УОЗ будут всегда под рукой и осуществить подстройку УОЗ ("оптимизацию") можно будет намного проще. Проводную трансляцию сигналов от датчиков мотора к блоку МПЭСЗ и обратно, в простейшем случае, можно осуществить с помощью обычных телевизионных кабелей (РК-50, РК-75 или чему-то подобному). Конечно, сигналы от датчика (Холла или индуктивного, или оптического) лучше предварительно стабилизировать по амплитуде и формировать. Тогда не будет зависимости от состояния маховика и намагниченности его магнитов. Если рассматривать батарейный вариант ЭСЗ, то в качестве коммутаторов конечно можно использовать Винницкий вариант или последний Газовский (131.3734-11), его входные цепи специально "заточены" под индуктивный датчик. Словом всё реально и есть где развернуться. То, что Вы делаете чрезвычайно интересно и перспективно. Остаётся только пожелать Вам Удачи.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Пока решаю более приземленные проблемы. Облик будующей системы пока такой:
1. С батареей покончено- удалось решить проблему питания контроллера от генераторной катушки даже при ленивом рывке (скажете на иномарках давно решено- но там и генераторы не такие). Катушка питания контроллера отдельная и питает только контроллер. Схема снабжена компаратором контроля питания связанного с процессором.Готово
2. Конечно CDI, но решил однозначно- тиристоры в сторону их функцию возьмут на себя IRF840. Питание силовой части от отдельной катушки.В процессе
3. По помехам- полная гальваническая развязка (катушка питания контроллера и сам контроллер полностью автономная система), никаких общих проводников. Повсеместно будут использованы PC817 от ORIENT.В процессе
4. Датчик холла- четвероногий друг SD1579. Надежно, функционально, миниатюрно, встроенная логика. Надежность подтверждена миллиардами оборотов куллеров компов.
5. Датчик и схема в одном корпусе, на одной плате- никаких проводов.В процессе
6. Процессор тот же, программа немного подправлена- оптимизированы сигналы входов и выходов под силовую часть и датчик, введен вход компаратора питания, введен выход на тахометр- ширина импульса на его выходе соответствует углу опережения зажигания, таким образом угол опережения во всем диапазоне оборотов можно снимать с помощью функции "Измерение угла замкнутого состояния контактов прерывателя" цифрового тахометра.Готово
7. Интерфейс: два провода- выход на тахометр (контроль УОЗ и оборотов), два провода- вход с кнопок настройки характеристики УОЗ (выносной блок с кнопками и батарейкой, при ненадобности можно отключить). В процессе
 

Crook

старшина 1ст.
Регистрация
25.05.2012
Сообщения
84
Карма
2
Имя
Евгений
Лодка
Прогресс-2
Мотор
Вихрь-25
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Революция, однако! Не слыхал про МПСЗ с АУОЗ еще и без аккумулятора, хотя читал достаточно. Клепал бы ты сразу комплекты готовые и продавал бы... Как выяснилось, прошить pic не простая задача, с программатором вот мучаюсь. Да жаль аудитория относительно немногочисленная да небогатая, не озолотишься с нами.
 

УНА-0531

капитан-лейтенант
Регистрация
29.07.2010
Сообщения
438
Карма
5
Город
Николаев
Имя
Олег
Лодка
самодельное 1,2 р.т.
Мотор
Мотор-Сич 40
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Crook сказал(а):
Революция, однако! Не слыхал про МПСЗ с АУОЗ еще и без аккумулятора, хотя читал достаточно. Клепал бы ты сразу комплекты готовые и продавал бы... Как выяснилось, прошить pic не простая задача, с программатором вот мучаюсь. Да жаль аудитория относительно немногочисленная да небогатая, не озолотишься с нами.
Да какая это революция?
Взять хотя бы Мотор - Сич
 

vasilich

гл. старшина
Регистрация
03.07.2012
Сообщения
106
Карма
4
Имя
vasilich
Лодка
Нептун-1, Прогресс-2
Мотор
Москва-30Э, Нептун-23, Вихрь -30ЭР
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

daryinalexej, по поводу облика будущей системы.
1. "С батареей покончено", мне кажется, несколько категоричное утверждение. Конечно, автор есть автор и здесь не о чем спорить, но при наличии АКБ на борту (мотор же с электрозапуском) рациональнее в качестве основного иметь вариант МП БСЗ (как более эффективный), а в качестве резервного - МП CDI (с возможностью перехода от одного к другому). Тем более, что выше Вы верно подметили "это не составляет большого труда". В итоге, в целом, получится существенно более надёжная система зажигания, а у пользователя всегда будет выбор, что немаловажно. А идея развязки по питанию за счёт автономии, на мой взгляд, совершенно верная.
2. Выбор CDI понятен, но чем Вы мотивируете замену тиристорного варианта на IRF840?
3. "По помехам". Полная гальваническая развязка - бесспорно верное решение. Если можно, поясните выбор PC817 от ORIENT.
4. "Датчик Холла", конечно, нормальный вариант, но если Вы предусмотрите также возможность использования и других датчиков (в частности, индуктивного), то это будет самое то (опять же, выбор за пользователем). Обеспечить реально такую возможность Вы сможете, собственно, об этом уже шла речь выше. В результате, по датчикам получится универсальный вариант. Согласитесь, это стоит некоторых дополнительных усилий, так как область применимости такой разработки существенно расширится и, следовательно, спрос тоже.
5. "Датчик и схема в одном корпусе" - распространённый вариант и, конечно, работоспособный. Однако, я повторюсь, вариант, когда на моторе только датчики, а вся электроника на посту рулевого, на мой взгляд, продуктивнее во всех отношениях (но это, конечно, сугубо моё личное мнение).
6, 7. С учётом сказанного, по этим пунктам никаких возражений нет.
И, наконец, вопрос - какой же вариант зажигания (одноканальный или двухканальный) Вы всё-таки выбрали?
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

в качестве основного иметь вариант МП БСЗ (как более эффективный), а в качестве резервного - МП CDI (с возможностью перехода от одного к другому).
Есть мнение, и не только мое, что эффективность все же на стороне CDI (на эту тему на просторах интернета можно найти материалы солидных исследований), а следовательно в использовании БСЗ никакой нужды нет.
2. Выбор CDI понятен, но чем Вы мотивируете замену тиристорного варианта на IRF840?
Алгоритм моей программы обеспечивает на выходе процессора короткие импульсы длительность которых необходима и достаточна для полного разряда конденсатора через первичную обмотку ТЛМ и даже немного больше- до завершения колебательного процесса в контуре "накопительный конденсатор/ индуктивность первичной обмотки ТЛМ" присущего CDI. В общем, импульс короткий до такой степени, до какой можно его "укоротить" и по его спаду транзистор закроется, а тиристор нет, он будет продолжать бесполезно пропускать через себя ток до окончания полупериода с обмотки генератора, рассеивая энергию, которая в транзисторном варианте используется для заряда конденсатора. Так более полноценно используется энергия с генератора- два полупериода, а не один.
Если можно, поясните выбор PC817 от ORIENT.
PC817 подходит по параметрам, а ORIENT очень красиво звучит- ORIENT
но если Вы предусмотрите также возможность использования и других датчиков (в частности, индуктивного)
предусмотрю!
5. "Датчик и схема в одном корпусе" - распространённый вариант и, конечно, работоспособный. Однако, я повторюсь, вариант, когда на моторе только датчики, а вся электроника на посту рулевого, на мой взгляд, продуктивнее во всех отношениях (но это, конечно, сугубо моё личное мнение).
Интерфейс: два провода- выход на тахометр (контроль УОЗ и оборотов), два провода- вход с кнопок настройки характеристики УОЗ (выносной блок с кнопками и батарейкой, при ненадобности можно отключить). Чем такой вариант менее продуктивен?
Если электроника на рулевом посту значит мотор не работает без судна, для стационарных двигателей сам бог велел, а для ПЛМ в таком варианте теряется сама концепция ПОДВЕСНОГО мотора ИМХО.
И, наконец, вопрос - какой же вариант зажигания (одноканальный или двухканальный) Вы всё-таки выбрали?
Предусмотрю возможность использования обоих вариантов- выбор за пользователем.
 

vasilich

гл. старшина
Регистрация
03.07.2012
Сообщения
106
Карма
4
Имя
vasilich
Лодка
Нептун-1, Прогресс-2
Мотор
Москва-30Э, Нептун-23, Вихрь -30ЭР
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

daryinalexej, Ваша позиция по поводу МП БСЗ понятна и, конечно же, она имеет право на существование. С дискуссией в сети на эту тему знаком, но с моей точки зрения вариант "два в одном" всё-таки предпочтительнее.
По поводу замены в CDI тиристорного варианта на другой Ваша логика теперь мне понятна и,более того, приветствуется. Действительно,так получается рациональнее и, надеюсь, эффективнее. Конечно, надо хорошо просчитать изменения по всем электрическим характеристикам, обратив особое внимание на межэлементное согласование, которое надо обеспечить для устойчивой работы системы. Как ни странно, "эмиттерные повторители" в схемотехнике ещё бытуют.
От дистанционного расположения электронного блока концепция ПЛМ никак не страдает, поскольку этот блок, естественно, тоже должен быть съёмным. Его габариты и вес весьма не велики, поэтому никаких проблем с этой стороны нет. Вытащить блок ЭСЗ из разъёма и подключить к ПЛМ в боксе тоже не проблема. Разместив этот блок дистанционно, мы уходим от таких "моторных" факторов, как вибрация, тепловое воздействие, электромагнитное, забрызгивание водой и т.п. А это, в свою очередь, улучшает такие его системные характеристики, как помехозащищённость, надёжность, устойчивость и, кроме того, ремонтопригодность. Допустим, в сложных метеоусловиях (сильная болтанка, ветровая нагрузка, дождь), да ещё при луне или, что чаще, без неё этот блок полетел. Что называется, не вставая с места, выдёргиваем из разъёма неисправный блок и вставляем резервный. Едем спокойно дальше. На мой взгляд, преимуществ такого варианта предостаточно.
Кнопочный интерфейс управления УОЗ на пульте водителя на спокойной воде конечно хорошо, намного лучше, чем ничего. Это очевидно. А в хождении по воде неспокойной будет значительно сложнее.Это тоже очевидно. Вывод следует автоматически - надо уходить от ручного варианта на автоматический (простите за тавтологию). Ясно, что эта задачка не из простых, но одолеть её можно совершенно реально. Понимаю, что сразу всё не охватить, но "дорогу осилит идущий!" Всего Вам наилучшего.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Ясно, что эта задачка не из простых, но одолеть её можно совершенно реально.
Такая система зажигания называется адаптивной. Сначала так и планировал, знаю только одно математическое выражение, как это сделать не увешивая мотор дополнительными датчиками, но там висит патент ( БЗМ Михайлова), есть сомнения в его работоспособности (выражения)http://alex---1967.narod.ru/BZM_2.html и вот http://alexprofess.narod.ru/ignition/ignition.html/, коэффициенты в этом выражении придется подбирать априорно на работающем моторе- нужен серьезный стенд. Теория автоматического регулирования отдельная, серьезная, сложнейшая наука и нужен как минимум тот кто там как рыба в воде (а я в этой области только в общих чертах). Если до конца дочитать и вникнуть в текст по указанной ссылке то приходит прозрение по поводу реальности одоления такой задачки.
 

vasilich

гл. старшина
Регистрация
03.07.2012
Сообщения
106
Карма
4
Имя
vasilich
Лодка
Нептун-1, Прогресс-2
Мотор
Москва-30Э, Нептун-23, Вихрь -30ЭР
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

daryinalexej, по поводу предоставления пользователю выбора "одноканальный или двухканальный" вариант МПСЗ. Допустим. что у меня движок с дефлекторной продувкой (древний, а таких ещё много) и я выбрал одноканальный вариант МПСЗ. И что будет? Врагу мало не покажется. Могу только повторить: Осторожно! Риски надо минимизировать! А ведь для укатанных движков МПСЗ самое то, что надо.
По поводу АСУ УОЗ. Спасибо за ссылки, правда они десятилетней давности, но всё равно - очень интересно.Раньше уже встречал какие-то сообщения по зажиганию Михайлова, но подробно не вникал, не было необходимости. И сейчас, к сожалению, успел просмотреть только по диагонали и то пунктиром. При первой возможности посмотрю внимательнее, а пока первое впечатление.
Приведенное уравнение для УОЗ, это не "интегро-дифференциальное уравнение Колмогорова-Феллера", это гораздо проще (но не значит хуже) и напоминает многофакторное линейное регрессионное уравнение, которое можно найти практически в любом пакете программ по статистике (например, Statgraphics Plus 5.0.1 и ему подобные). Логично было бы предположить, что оно (уравнение) получено на основании анализа рядов эмпирических данных. Тогда у всех переменных должны стоять свои постоянные коэффициенты. Но для оценки этого факта, надо, конечно, подробнее разобраться с источниками, на которые Вы ссылаетесь. Далее, дискуссия оппонентов Михайлова, напоминает извечный спор, а что лучше аналоговое или цифровое вычислительное устройство? Ответ давно известен. АВМ быстрее, а ЦВМ - точнее. А ещё есть и гибридые вычислительные системы (ГВС), сочетающие в себе достоинства аналоговых и цифровых. Кстати, наши нейроны именно так и работают.Применительно к реализации систем управления УОЗ это не предмет конфронтации, а предмет обсуждения того, на каком этапе работы с информацией предпочтительнее тот или иной вариант. В принципе, правомерен и тот и другой подход. Вот, у Михайлова, насколько я понимаю, использован аналоговый вариант.Ну и что, имеет право быть. АВМ позволяет (и весьма быстро) решать сложные системы нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих те или иные динамические системы, в том числе и системы управления. Другое дело - вопрос точности. Что касается адаптивности САУ УОЗ Михайлова, то в явном виде она (адаптивность) пока не просматривается, но не исключено, что обратная связь неявно присутствует в составе тех или иных переменных - надо подробно разбираться дальше.
Так, daryinalexej,вынужден временно поставить точку, сообщение и так получилось слишком длинным. Продолжение обязательно следует.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Спасибо за ссылки, правда они десятилетней давности
. Не думаю, что Колмогоров с Феллером младше Михайлова. А кстати, что сложного в их уравнении? И совсем непонятно как оно может пригодиться мне? Уравнение Михайлова ( оно кстати совсем не Михайлова, Михайлов просто решил применить его для АСУ ОЗ) это обычный пропорционально-интегрально-дифференциальный (ПИД) регулятор и у каждой из трех составляющих (1-П,2-Д,3-И) просто по определению обязан быть свой коэффициент, дабы добиться корректного регулирования ( ну в нашем случае УОЗ). Споры про реализацию этого мне не интересны, я в это не углублялся, реализую и без них- было бы что реализовывать, да и реализовывать ничего не надо- их в универсальных вариантах с кучей устанавливаемых функций на рынке навалом "покупай да пробуй"- (применяются в виде блоков и модулей для промышленной автоматики).
Мне интересно рассмотреть варианты самого принципа автоматического управления опережением зажиганием, а толковых их нет нигде и ни у кого по сей день.
 

mech51

старшина 2ст.
Регистрация
11.09.2011
Сообщения
55
Карма
2
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Доброго времени суток всем! Вопрос к darinalexej. Если не трудно, подскажите как просимулировать схему в Proteus,е. Хочу немного разобраться и понять эти микроконтроллеры. Тупо спаять и поставить отработанную схему рук и мозгов хватит, а вот хотел бы понять, откуда что и как. Заранее благодарен, Владимир.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

mech51 сказал(а):
Доброго времени суток всем! Вопрос к darinalexej. Если не трудно, подскажите как просимулировать схему в Proteus,е. Хочу немного разобраться и понять эти микроконтроллеры. Тупо спаять и поставить отработанную схему рук и мозгов хватит, а вот хотел бы понять, откуда что и как. Заранее благодарен, Владимир.
А что вас затрудняет при работе с Proteus? В Proteus вы не сможете понять как работает моя программа (для этого нужен исходник, а я вам его не дам), но всегда сможете проанализировать (просимулировать) работу устройства в целом, используя виртуальные инструменты Proteus. Если нужен готовый файл проекта моего устройства в Proteus, я его скину, а если хотите понять как устроены программируемые микроконтроллеры и как писать под них программы, то начинать нужно не с Proteus, можно им и не заканчивать, а можно и совсем им не пользоваться. Например я его недолюбливаю, но работу представленной схемы симулировал и в нем, если надо файл проекта есть.
 

mech51

старшина 2ст.
Регистрация
11.09.2011
Сообщения
55
Карма
2
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Да, хотелось бы глянуть на проект не в железе. Понажимать кнопки для выбора кривых, посмотреть, как это будет выглядеть, если есть такая возможность.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Файл проекта Юзайте на здоровье.
Резистор R11 имитирует нагрузку (коммутатор). Сигнал с ДХ на входе RA0 процессора имитирует генератор и цепь на резисторах и стабилитроне. Для начала работы вам нужно открыть файл VIHR.DSN в Proteus, кликнуть правой клавишей мыши по изображению процессора, выбрать "правка свойств", далее в строке " Program file" указать путь к скаченному файлу VIHR.HEX VIHR.HEX на вашем компе и нажать "ОК". Далее жмем "отладка", "запуск перезапуск отладки", и маленький, красненький человечек. Меняя частоту генератора (обороты двигателя), и нажимая на кнопки ( в схеме) можно следить как меняется задержка импульса относительно входного сигнала (УОЗ) на осциллографе, применив "диаграмму" можно посмотреть и на саму характеристику УОЗ, но я этого не делал- лень и без этого все видно. Не забывайте, что частота генератор в два раза больше частоты "вращения" и, что после перезапуска отладки характеристика уоз, настроенная вами кнопками, установится в начальное положение (в железе этого не произойдет).
 

Вложения

mech51

старшина 2ст.
Регистрация
11.09.2011
Сообщения
55
Карма
2
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Спасибо, буду разбираться. Токо вот файл проекта без светодиодов. Ладно, попытаюсь их сам добавить.
Еще раз спасибо!
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

mech51 сказал(а):
Спасибо, буду разбираться. Токо вот файл проекта без светодиодов. Ладно, попытаюсь их сам добавить.
Еще раз спасибо!
Я их не стал добавлять т.к. в Proteus напротив каждого вывода высвечивается "квадратик" синий-0, красный-единица, они какбы выполняют роль светодиодов.
 

vasilich

гл. старшина
Регистрация
03.07.2012
Сообщения
106
Карма
4
Имя
vasilich
Лодка
Нептун-1, Прогресс-2
Мотор
Москва-30Э, Нептун-23, Вихрь -30ЭР
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Daryinalexej, доброе время суток. Появилась возможность продолжить.
1. Первое (и главное) – Вы продемонстрировали работоспособный вариант МПСЗ, что уже весьма не мало. Взгляд на его развитие – совершенно адекватный. Ваш собственный потенциал высокий и, как иногда говорят, голова и руки на месте. А что ещё нужно? Вывод однозначный – всё получится.
2. Мои некоторые мысли вслух по поводу Вашей ссылки на, так называемое, адаптивное зажигание, пока «не берите в голову». Не в этом суть дела. И сложность получения аналитического (не численного) решения интегро-дифференциальных уравнений Колмогорова-Феллера, даже методом характеристических функций, здесь обсуждать не будем. Действительно, это не совсем подходящее место.
3. Ваше стремление уйти от решения многопараметрической задачи (система из многих датчиков) понятна, хотя, на мой взгляд, рано или поздно всё к этому и сведётся. Однако минимизировать эту задачу, хотя бы по числу используемых датчиков, при реализации действительно адаптивной МПСЗ, бесспорно, стоящее дело.
4. Итак, у меня на борту Ваш вариант МПСЗ и передо мной на пульте кнопочный интерфейс управления формой «кривой» УОЗ. Размерно-весовые характеристики и обводы лодки известны, положение ОЦТ известно, реальный двигатель со всеми своими реальными параметрами висит на транце, диаметр и шаг винта известны. Все реальные метеоусловия налицо. Водитель «адекватный». Задача водителя (рулевого, как хотите…) состоит в том, чтобы, работая кнопками, подобрать такое положение реперных точек кусочно- линейной аппроксимации кривой УОЗ, при котором (вот здесь возможны варианты): получим в этих конкретных условиях максимум скорости движения лодки (Vmax), или - Vmax при минимуме путевого расхода горючего, или … здесь возможны ещё и другие варианты.
5. В приведенной Вами выше ссылке часто встречается словосочетание «оптимальный УОЗ», но никак не разъясняется, что под этим имеется в виду. А вообще- то существует теория оптимизации, там рассматриваются, естественно, и методы оптимизации. В любом случае, предварительно должен быть сформулирован критерий оптимальности и лишь тогда можно говорить конкретно о какой-либо оптимизации того или иного процесса или какой-либо системы. Если такого критерия нет, то говорить об оптимизации просто не имеет смысла.
6. Рассмотрим самый простой вариант. Необходимо так построить профиль «кривой УОЗ», чтобы в каждой реперной точке получить Vmax . Ясно, что для каждой такой точки Vmax будет своей. В итоге, такая «кривая» УОЗ будет оптимальной в смысле получения Vmax во всём диапазоне изменения числа оборотов КВ при заданных условиях.
7. Действия рулевого в ручном варианте. Единственный орган управления в этом случае – ручка газа, определяющая положение заслонки карба. Необходим контроль оборотов и скорости движения лодки. Ведущим фактором для решения поставленной задачи здесь является скорость лодки, а не обороты. Вспомним, как ведёт себя лёгкая лодка под грузовым винтом! Какие обороты и какая скорость? Для начала (с целью упрощения) выберем линейный характер изменения УОЗ в пределах двух точек, определяемых паспортными данными. Предполагается, конечно, что карб отлажен и устойчивые холостые обороты обеспечены. Этот упрощённый однолинейный профиль изменения УОЗ, безусловно, далеко не оптимальный, но мотор работать будет. Далее, выводим обороты КВ на середину диапазона (средние обороты) и начинаем, в кнопочном режиме, не меняя положения заслонки карба, варьировать по ординате положением срединной точки линейной зависимости УОЗ =y =f(n), где n – число оборотов, наблюдая при этом за изменением скорости лодки. Практика показывает, что зависимость y=f(n) нелинейная и, следовательно, у неё где-то должен быть некоторый максимум. Ориентироваться при этом нужно на изменение скорости лодки при изменении УОЗ. Работая конкретной кнопкой, нужно найти такое значение УОЗ, которое, при заданном положении заслонки, обеспечит Vmax . Как только такое положение УОЗ будет найдено, фиксируем новый профиль УОЗ в памяти. Он теперь будет состоять из двух линейных отрезков, иметь выраженный максимум и, конечно, будет работать эффективнее, чем просто зависимость y=a+bn. Некоторые считают (и не без оснований), что и этого уже вполне достаточно. Это тем более верно, что такая подстройка может быть, при необходимости, повторена и не раз и не два. Можно разбить каждый из двух полученных поддиапазонов по оборотам ещё на две равные части и произвести аналогичную процедуру настройки по каждой из двух новых реперных точек. В итоге получим более тонкую оптимизацию профиля УОЗ, подчёркиваю, если в этом будет необходимость.
Таким образом, Ваш вариант ручной подстройки профиля УОЗ, позволяет оптимизировать работу движка по достижению Vmax лодки во всём диапазоне оборотов. Кстати, никто не мешает точно также осуществить оптимизацию УОЗ для крайних точек (по оборотам) исходного линейного профиля.


8. Переключаемся с ручной настройки на автомат. Алгоритм решения задачи в этом случае аналогичный. Разница состоит только в том, что теперь при заданном положении заслонки надо в автоматическом режиме, используя данные датчика скорости лодки, найти экстремум в виде максимума для функции V=f(УОЗ), а для этого, как известно, надо проанализировать знак первой производной от скорости по УОЗ. Смена знака производной скорости с (+) на (-) – признак экстремума в виде max. Значение УОЗ, при котором производная обращается в 0, соответствует Vmax. Функция V=f(УОЗ) эмпирическая и получается автоматическим (программным) сканированием УОЗ в заданных границах с заданным шагом и считыванием для каждого УОЗ значения текущей скорости с датчика. Задача определения и анализа производной в этом случае должна решаться методом конечных разностей. Шаг сканирования можно задать, опять же, эмпирически, а можно определить с использованием теоремы отсчётов Котельникова (думаю, Вы в курсе). Таким именно образом может быть просчитан и оптимизирован по Vmax профиль УОЗ для конкретной реальной лодки, с конкретным мотором и винтом, в конкретных погодных условиях, загрузкой и сохранён в памяти процессора. Иными словами, получается автоматическая самонастройка профиля управления УОЗ под реальную систему и реальные условия, что, собственно, и требуется. Очевидно также, что подобным образом можно обеспечить и автоматическую перестройку профиля под меняющиеся (например, погодные) условия.
9. Описанный вариант решения проблемы, конечно, далеко не единственный. Думаю, Вы сами видите, сколько возможностей для этого существует и, в принципе, никакой математики, выходящей за пределы курса средней школы пока здесь не используется, нет необходимости.
Всего самого наилучшего.
 

Roman-i7

старшина 2ст.
Регистрация
22.01.2012
Сообщения
65
Карма
3
Возраст
50
Город
Стрежевой
Имя
Роман
Лодка
Каза 5м1, Jet Murrey 200
Мотор
В-30, Tohatsu M50D, Jet!-F2.5
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Вот и вернулся из отпуска. Был в Самаре, заезжал в Ботмоторс. Хотел прикупить винт грузовой и кое-какую мелочевку для ТО моего Вихря, а там голяк полный! На витрине лежит крыльчатка, бензонасос и пара болтов каких-то. Всё остальное на заказ, и то не известно, будет или нет. Похоже накрывается основной вихревский магазин.
Вернулся домой и от огорчения заказал во Владике Тоху 50. Все карманы наизнанку + банк. Жена расстреляет как изменника родины! Так, что Вихрь мой идет на пенсию! Соответственно с МПСЗ тайм-аут, пока не приспичит. А сейчас подпрыгиваю на стуле и жду мотор. 10 октября должен прийти.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Roman-i7 сказал(а):
Вот и вернулся из отпуска. Был в Самаре, заезжал в Ботмоторс. Хотел прикупить винт грузовой и кое-какую мелочевку для ТО моего Вихря, а там голяк полный! На витрине лежит крыльчатка, бензонасос и пара болтов каких-то. Всё остальное на заказ, и то не известно, будет или нет. Похоже накрывается основной вихревский магазин.
Вернулся домой и от огорчения заказал во Владике Тоху 50. Все карманы наизнанку + банк. Жена расстреляет как изменника родины! Так, что Вихрь мой идет на пенсию! Соответственно с МПСЗ тайм-аут, пока не приспичит. А сейчас подпрыгиваю на стуле и жду мотор. 10 октября должен прийти.
Роман вы уже не первый с этого форума, кто считает Ботмоторс " основным вихревским магазином", а в других не были ? В Самарских "водкомоторных" магазинах железа на Вихрь навалом. Сам из Самары ( ну по крайней мере там прописан) и знаю о чем говорю. Toxa для езды, а вихрь для души, конечно иномарку и себе прикуплю, но вихрь на полку не положу. ЕСЛИ ВИХРЬ НА ПОЛКЕ, ЗНАЧИТ Я НИКАКОЙ НЕ ВОДНОМОТОРНИК !!! По крайней мере те кто делает Tohatsu себя такими не называют, всегда был уверен, что это наше отечественное понятие.
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Все сказанное вами абсолютно верно, думал, как и вы, о том, что вы указали в пункте№8, но:
3. Ваше стремление уйти от решения многопараметрической задачи (система из многих датчиков) понятна, хотя, на мой взгляд, рано или поздно всё к этому и сведётся.
так и будет ( я уже давно это понял).
 

ilyich

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.12.2010
Сообщения
2 991
Карма
372
Возраст
63
Город
Волгоград
Имя
Александр
Лодка
Южанка-2
Мотор
Мерк 30 2Т,Yamaha F40BET
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Блин... Ребята!!!! Вот пост читаю.... Какие вы МОЛОДЦЫ, ( без подсмысла!!) Я Чёт в жизни так натренировался...Что мимо Вихря до Ямахи 4т "опустился".... Всегда откровенно преклоняюсь всяким начинаниям в РОССИИ!! Мож когда чё нить кроме вихря проклюнется ... Но заготовочка тренировочная -- яя--ттее дам .. Делай не переделаешь :) :hahaha: ..Успехов, по-доброму :good: :)
 

daryinalexej

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.07.2012
Сообщения
834
Карма
65
Возраст
41
Город
Домодедово
Имя
Алексей
Лодка
Южанка-2
Мотор
Вихрь 30
Re: Микропроцессорное зажигание на вихрь

Наконец новая система готова в железе, правда пока без корпуса. Успешно пройдены "настольные" испытания.
Черным цветом выделена силовая часть- по полевому транзистору и конденсатору на канал плюс выпрямитель и цепь защиты от перенапряжения.
Красным цветом- система питания процессора- регулятор напряжения на двух тиристорах плюс импульсный стабилизатор.
Зеленым закрашен датчик (находится в двух устойчивых положениях- 0 после воздействия северного полюса и 1 после южного).
Остальное- машина управления зажиганием (искра отдельно на канал). И введена вторая кривая УОЗ с возможностью отдельной настройки и переключения между кривыми. Полная гальваническая развязка.
Вот такая TCI получилась:
 

Вложения

Вверх Снизу