nok12345

старшина 2ст.
Регистрация
29.06.2015
Сообщения
79
Карма
10
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Хантер 320
Мотор
прибой
Я все сделал до мельчайшей важности до милиметра, себе и двум товарищам все как у андрея, и я и друзья ненарадуются на зажигалку, да и не нужно оставлять контактное, , если уж переживаешь за поломку то сделай в запас комутатор положи с собой , больше там сломаться нечему и сгореть))
 

Капитан Немо

капитан-лейтенант
Регистрация
23.08.2015
Сообщения
400
Карма
71
Город
Санкт-Петербург
Имя
Сергей
Лодка
прогресс 4, лидер 320, Fishhunter 360, Чирок 270, Чирок 200
Мотор
нептун 23(2шт) и 25, ветерок 9,9; салют-2э, Nissamaran 36Pro, Прибой, Привет 22 (пока нерабочий)
Я все сделал до мельчайшей важности до милиметра, себе и двум товарищам все как у андрея, и я и друзья ненарадуются на зажигалку, да и не нужно оставлять контактное, , если уж переживаешь за поломку то сделай в запас комутатор положи с собой , больше там сломаться нечему и сгореть))
Сейчас я это тоже уже понял, но когда делал мне не хотелось оказаться в ситуации, что я спустил лодку на воду, а у меня на транце два куска железа.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 399
Карма
1 551
Возраст
59
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Повторюсь, если тиристор крепить вот так, то в ряде случаев это поспособствует скорейшему возвращению домой, учитывая страну происхождения тиристоров.
 

Вложения

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
131
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Повторюсь, если тиристор крепить вот так, то в ряде случаев это поспособствует скорейшему возвращению домой, учитывая страну происхождения
Обычно у нас Китай! Другого в магазинах не встретишь. Хотя на Маузере можно заказать фирменные. Но при нормальной, предложенной кстати, на этом форуме, тобой, цепи управления тиристор ом что за него беспокоится?
 

Капитан Немо

капитан-лейтенант
Регистрация
23.08.2015
Сообщения
400
Карма
71
Город
Санкт-Петербург
Имя
Сергей
Лодка
прогресс 4, лидер 320, Fishhunter 360, Чирок 270, Чирок 200
Мотор
нептун 23(2шт) и 25, ветерок 9,9; салют-2э, Nissamaran 36Pro, Прибой, Привет 22 (пока нерабочий)
С этим зажиганием или с зажиганием Дмитрия кто-нибудь электростартер пробовал? А то ходит молва что электростартер с электронным зажиганием не работает.
 

SHAFAR

ст. мичман
Регистрация
13.10.2010
Сообщения
199
Карма
13
С этим зажиганием или с зажиганием Дмитрия кто-нибудь электростартер пробовал? А то ходит молва что электростартер с электронным зажиганием не работает.
Шо за молва? Откуда молва? Кто создает молву? Молве не верить! Все работает!
 

Капитан Немо

капитан-лейтенант
Регистрация
23.08.2015
Сообщения
400
Карма
71
Город
Санкт-Петербург
Имя
Сергей
Лодка
прогресс 4, лидер 320, Fishhunter 360, Чирок 270, Чирок 200
Мотор
нептун 23(2шт) и 25, ветерок 9,9; салют-2э, Nissamaran 36Pro, Прибой, Привет 22 (пока нерабочий)
Речь конкретно о нептуне с элекктронным зажиганием из этой темы или по схеме Дмитрия, а не вообще. Встречаются сообщения что венец надетый на нептуновский маховик начинает экранировать магнитное поле и зажигание начинает глючить.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Речь конкретно о нептуне с элекктронным зажиганием из этой темы или по схеме Дмитрия, а не вообще. Встречаются сообщения что венец надетый на нептуновский маховик начинает экранировать магнитное поле и зажигание начинает глючить.
Вихревский венец, насаженный на проточенный маховик Нептуна- шунтирует поле очень прилично, поскольку он оказывается очень близко к магнитам.
Хорошего от такой магнитной системы ждать не стоит. Это касается и зажигания и генератора естественно то же.
Однозначно точно могу сказать что с венцом придется корректировать количество витков датчика.
Какие будут "сюрпризы" в работе зажигания может показать только опытный образец. Либо в реальных условиях, либо на стенде.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Один из коллег по форуму прислал очередной комплект ПЛМ Нептун-23, для переделки зажигания из контактного в электронное.
Продолжаю совершенствовать и модернизировать авторскую версию зажигания.

Начал с конструкции датчика. Датчик упрощен и имеет на данный момент конструкцию вилки, которая вставляется в магнитопровод заводского зажигания и фиксируется винтом.

DSCN5663.JPGDSCN5664.JPGDSCN5666.JPGDSCN5671.JPG

Время на изготовление датчика значительно снизилось. Я потратил примерно 2-3 часа.

Далее, из схемы удален диодный мост. Схема вернулась в авторский вариант и, заменена на первой странице темы.

Следующим этапом возникла необходимость выяснить предельные характеристики мощности зажигания.
Проведена приличная работа. Сожжено умышленно- больше десятка тиристоров, диодов, конденсаторов, но результат всё же получен.

32000 вольт на оборотах 2000 -это серьёзная мощность искры. В зажигании выходит из строя практически всё кроме накопительных катушек. Ибо работает всё в предельном режиме. Разумеется энергия для обычной эксплуатации мотора будет снижена до разумных пределов.
Цель стояла понять- на что способны генератор и сама схема. А способны они, как оказалось на многое.


Работы с зажиганием не спеша продолжаются. Конечные результаты будут показаны по окончании работ.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Продолжу.

В авторском варианте работают две катушки зажигания, подключенные к повышающему трансформатору.
http://www.barque.ru/engine/1979/contactless_ecz_for_magdino_mv_1

Соответственно мысль о том что бы использовать две перемотанные катушки для накопления, минуя трансформатор автора- была сразу. Останавливал только один факт- усложняется конструкция зажигания. Все же мотать одну катушку проще чем две. к тому же катушка с проводом 0.16 вполне обеспечивает нормальный заряд двух конденсаторов. Но как выясняется, начинать как раз стоило с двух катушек.

На фото уже готовое зажигание нашему коллеге. На нем и проводились тесты разных по диаметру и числу витков катушек.

DSCN5675.JPG

Соединение катушек параллельное. Точно такое же как в заводском варианте у катушек зажигания и освещения.
Количество витков во всех испытанных парах было одинаково с точностью до 1 витка.

Результаты:

Самый наихудший, но вполне приемлемый вариант, показали катушки с проводом 0.1 и количеством витков 6000.

1) Напряжение заряда конденсатора на оборотах "Пуск", равно 50-70 вольт. (заряжаются два конденсатора по 1Мкф)
Энергия конденсатора 1 Мкф. не дотягивает даже до 5 мили Джоуль. Маловато, но запустить мотор хватит.
2) Обороты 3500, заряд 200 вольт. Энергия 20 мили Джоуль. Уже не плохо.
3) Обороты 5000, заряд 170 вольт. Энергия 14.45 мили Джоуль. Напряжение падает, мощность искры то же.

И это не удивительно, катушки нагружены на два конденсатора, соответственно они просто не вытягивают сечением провода по току. Результат- растет реактивное сопротивление, напряжение падает, катушки к тому же ещё и греются. Правда в разумных пределах.
Скажем так- вариант вполне сходный, при условии что магниты маховика в полном порядке. То есть не сели хотя бы
процентов на 20. Если же сели на этот процент, то ждать нормального заряда от этих катушек не стоит однозначно.

Уж тем более от одной катушки- с таким проводом. Одна катушке не вытягивает 140 вольт, уже на оборотах 3000.

Далее катушки с проводом 0.14 и количеством витков 5000.
Тут уже очень радостные показатели.
1) Заряд на оборотах "Пуск" тот же 50-70 вольт.
2) Обороты 3500, заряд 350 вольт. Энергия 61.25 мили Джоуль. Это уже более чем достаточно для Нептуна, Вихря и практически всех моторов этого объема.
3) Обороты 5000, заряд 450 вольт. Энергия 101.25 мили Джоуль. Это практически предел для ТЛМок и разумный максимум, для надежности зажигания.
(предел не в смысле, что сейчас сгорят, а в смысле что допустимый максимум)

И вариант катушек с проводом 0.16 и количеством витков 4000.
Практически катушки с проводом 0.16 имеют те же показатели что и катушки с проводом 0.14.
Разница всего лишь в количестве витков.

Для варианта с одной катушкой 0.16 остаются те же данные что и в начале темы. То есть 5000 витков провод 0.16.
Одна катушка с этими данными, обеспечивает энергией заряд двух конденсаторов.

Возможно так же использовать одну катушку с проводом 0.14, но результат будет примерно на 30% ниже чем у двух катушек.

Для данного зажигания и магнитной системы Нептун-23, считаю вариант двух катушек с проводом 0.14- разумным максимумом мощности зажигания! Я бы сказал, золотая середина!

В заключении- почему всё таки две катушки параллельно!?

Объяснение этого вопроса займет целую страницу формата А4, по этому приведу только самое главное.
Две катушки параллельно- это активное и реактивное сопротивление, деленное на два, а из этого следуют все вытекающие процессы работы магнитной системы, в том числе и датчика.
Не просто так- на Вихрях и Нептунах, катушки по две и параллельно..........
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
О нюансах.
Датчик новой конструкции имеет увеличенное сечение магнитопровода.


Датчик новой конструкции.JPG


Это потребовало корректировки RC цепи.
В силу того что набор неполярных конденсаторов емкостью 10 мкф имеет большие габариты, в схеме установлен полярный электролитический конденсатор.

Схема №2.jpg


Прошу быть внимательным к схемам. В авторском варианте Д3 стоит после RC цепи.

Стабилитроны марки Д814, Д815, могут быть с любой буквой.

Резистор 51ом удален из схемы в силу того что в навесном монтаже трудно избавится от импульсных помех на управляющем электроде тиристора. С этой проблемой бороться вообще довольно не просто, в импульсной технике. Но стабилитрон справляется с этой задачей не плохо.

Далее следующий нюанс. После монтажа коммутатора и зажигания в целом, на стенде были выявлены перебои в работе схемы.
Перебои выражались в пропадании искры частично- и полностью на определенных оборотах.
Осциллограф и другие приборы фиксировали практически короткое замыкание накопительных катушек.
Долго не мог понять что происходит. Приборы ни чего не фиксируют кроме отсутствия, или скачков напряжения заряда.
В конечном итоге причину выяснил.

Она оказалась стара как мир.
Причиной такого поведения зажигания послужило касание башмаков магнитов о сердечник магнитопровода на котором установлен датчик.

В итоге датчик давал импульс в момент заряда. Тиристор открывался и шунтировал катушки накопления.
И пока не снизишь обороты до определенного уровня, магнитная система не могла прийти в нормальное состояние.

Этот момент касается не только данного зажигания, но и любого другого, которое работает от собственного магнето. Так например в контактном зажигании того же Вихря и Нептуна от касания башмаков выходят из строя конденсаторы и порой катушки ТЛМ.

Как проверить касание, если на слух нет задевания башмаков о сердечники!?

Вопрос этот очень простой и проверяется элементарно.
Наносим быстросохнущий лак, краску, клей, на торцы всех сердечников. Ставим маховик на место и заводим мотор.
Тот сердечник что имеет касание естественно останется без лака.

Именно так и произошло с комплектом который приехал ко мне на переделку.

Выглядит так.

DSCN5681.JPG

Далее уже момент после касания.

DSCN5682.JPG

Как лечить!? Вопрос то же простой. Устранить люфты в соединении основание- картер.
В данном основании, нет люфтов, по сему пришлось подлечить сам сердечник напильником.
К остальным сердечникам претензий нет.

Ну и традиционно заканчиваю работы с этим комплектом зажигания, любимой красной кнопкой. :hahaha:
Которая отправляет 2000 вольт в магниты маховика. :hahaha: https://forum.motorka.org/threads/10663/post-290879

DSCN5684.JPGDSCN5686.JPG

Этому маховику со слов владельца более 40 лет. Он меня очень порадовал сохранностью магнитного поля.
Практически 80 с лишим % поля в нем сохранилось. Остальное и даже с плюсом добавила любимая красная кнопка. :hahaha:
Хочу так же отметить великолепную балансировку маховика. Очень красиво крутится до 7000 тысяч оборотов. Даже стрелки на приборах стенда не дергаются от вибрации. :good:
 
Последнее редактирование:

SHAFAR

ст. мичман
Регистрация
13.10.2010
Сообщения
199
Карма
13
1N4739A вместо Д814 пойдет?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
1N4739A вместо Д814 пойдет?
Да подойдет, параметры те же.
При правильно подобранных номиналах RC цепи, стабилитрон практически не участвует в работе. Его задача уберечь управляющий вход тиристора на случай того же касания башмаков о сердечники, или неисправности элементов самой RC цепи. То есть- это своеобразный предохранитель.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60

nok12345

старшина 2ст.
Регистрация
29.06.2015
Сообщения
79
Карма
10
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Хантер 320
Мотор
прибой
Андрей, нет слов, и эмоций, все понятно и доступно, очень хорошо все сделано, теперь и режим троллинга будет на высшем уровне)
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, нет слов, и эмоций, все понятно и доступно, очень хорошо все сделано, теперь и режим троллинга будет на высшем уровне)
Да Коля- это не будет проблемой. Займешься зажигалкой- позвони, или в личку черкни, ещё пару интересных моментов тебе порекомендую. Как раз именно по твоей задаче с троллингом.
Я её выполнил полностью и получил то что требовалось. Обкатка зажигания, как и обещал, на моем моторе то же будет.
Но, чуточку позже. Сейчас и погода не позволяет, и времени почти нет на это.
 
Последнее редактирование:

Ярослав

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.11.2012
Сообщения
2 592
Карма
728
Город
Чайковский
Имя
Ярослав
Лодка
Волжанка 46, Казанка 5м2
Мотор
Honda BF60, Yamaha 50
Андрей, можно ли для данной схемы использовать катушки от МБ-2 первых выпусков (6 проводов)?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, можно ли для данной схемы использовать катушки от МБ-2 первых выпусков (6 проводов)?
Ярослав, в зажигании МБ-2 применяются две катушки. Первая с проводом 0.1 и количеством витков 2000
Вторая с проводом 0.1 и количеством витков 8000.
Первая катушка работает от средних до высоких оборотов, вторая от низких до средних.
Схема МБ-2 спроектирована именно на эти катушки.
Схема темы этого зажигания спроектирована под те номиналы катушек что указаны выше.

То есть использовать катушки с МБ-2 не получится. Работать как то будет, но не так как должно.

Если есть трудности с катушками, то могу рекомендовать обратится к Алексею Овчинникову.
Он намотает то что надо и в лучшем виде.
Ну, или скажем я могу это сделать. Единственное что мне надо- это пару пустых катушек.
У меня к сожалению больше не осталось свободных каркасов- всё роздал людям.
 

Ярослав

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.11.2012
Сообщения
2 592
Карма
728
Город
Чайковский
Имя
Ярослав
Лодка
Волжанка 46, Казанка 5м2
Мотор
Honda BF60, Yamaha 50
Ярослав, в зажигании МБ-2 применяются две катушки. Первая с проводом 0.1 и количеством витков 2000
Вторая с проводом 0.1 и количеством витков 8000.
.
У меня первого образца плата МБ-2, у нее две одинаковые катушки, насколько мне известно по 4000 витков.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
У меня первого образца плата МБ-2, у нее две одинаковые катушки, насколько мне известно по 4000 витков.
А диаметр провода какой? Если 0.1 то придется исключить из схемы 1 конденсатор. То есть сделать двухвыводную катушку и один конденсатор 1 Мкф.
Измерь сопротивление катушек- оно одинаково?
 

Ярослав

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.11.2012
Сообщения
2 592
Карма
728
Город
Чайковский
Имя
Ярослав
Лодка
Волжанка 46, Казанка 5м2
Мотор
Honda BF60, Yamaha 50
А диаметр провода какой? Если 0.1 то придется исключить из схемы 1 конденсатор. То есть сделать двухвыводную катушку и один конденсатор 1 Мкф.
Измерь сопротивление катушек- оно одинаково?
590 и 589 Ом, сложно сказать на сколько точен прибор.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
590 и 589 Ом, сложно сказать на сколько точен прибор.
Это очень отличный результат. Разница в 1- 2 ома мелочь.
Делай с одним конденсатором и двух выводной катушкой. Получится замечательно.
 
Последнее редактирование:

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 225
Карма
3 625
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Закончил всевозможные тесты с модернизированным зажиганием.
Коммутатор помещён в стандартный корпус с размерами 60х35х20 и залит эпоксидным клеем.

DSCN5725.JPGDSCN5726.JPG

Генератор укомплектован полностью и готов к испытаниям на моторе.

DSCN5727.JPG

Поскольку владелец по моей просьбе прислал весь комплект контактного зажигания, были проверены все детали зажигания.

ВВ трансформаторы проверены тестером на сопротивление и осциллографом на предмет межвиткового замыкания.
К трансформаторам вопросов нет- работают отлично и полностью исправны.
Чего нельзя сказать о свечных колпачках.

В очередной раз убеждаюсь в том что резистор в колпачке, очень не надежная деталь.
Оба колпачка имеют полный обрыв цепи сопротивления, при том что на самих колпачках указано сопротивление 10 Ком.
К сожалению колпачки оказались не разборными и кроме как заменить их на колпачки без резисторов, вариантов не вижу.

DSCN5722.JPG

Провода на ВВ трансформаторах были так же заменены на провода МГШВ 0.35
Причина- сильнейший окисел проводников, что в свою очередь является приличным сопротивлением для тока.

Ждем теплую погоду- и дальнейшие тесты будут на моторе.
 
Вверх Снизу