Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Не знаю почему но Алексей в своей схеме указал номиналы на ограничитель уж очень завышенные. В цепь управления установил 56 Ом и все заработало как надо. Думаю и 10к завышен на порядок.
Ненадо слепо перерисовать чужие схемы. Просто открой пару даташитов, на оптопару и на транзистор... Сразу поймёшь. Суть применения транзистора в этой схеме это скорость переключения. Но, оптопара, тем более в этом включении не даст необходимого dV/dt. Потом, для транзистора требуется определённое напряжение, и на практике оно не менее 18v. К тому же требуется что бы при включении оно не проваливалось, значит демпфировать конденсатором. Если нет в схеме 20 - 18в то стоит применить или специализированный драйвер полумоста, там и для верхнего и для нижнего плеча включения, или раздельные. Они обычно под 5v управляющий сигнал. Дорогой брать ненадо, в пределах 100 руб нормально. Или на рассыпухе собрать. Почитай, не поленись. Там из расчётов только подобрать ёмкость конденсатора. И так же более менее рабочими схемы включения всего этого. Тогда сможешь реально реализовать преимущество данного транзистора.
 

Виталий_Киев

ст. лейтенант
Регистрация
09.09.2012
Сообщения
326
Карма
19
Имя
ViT
Лодка
ПрогреSS-2М
Мотор
Москва30Э
Я не о МОСФЕте, речь об ограничителе напряжения на симисторе ВТА 140.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
У меня обычно 36 ом, и второй порядка килоома, стабилитрону нельзя давать расслабляться, иначе выходное напряжение плавает, да и симистор через килоом полностью не откроется, будет работать куском камня около УЭ, особенно на холоде.

Для развязки полевиков вот что удобно, и отдельную мелкую обмотку на 15-18 вольт.
А этой оптопарой можно управлять вот этой : https://www.chipdip.ru/search?searchtext=Оптопара++переключение+при+переходе+через+ноль
Тогда транзистор будет включаться в самом начале полупериода, а не тогда когда на катушке уже случилось 200 вольт.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Вот тут стою перед дилеммой. В общем собрал два разных варианта: На тиристоре BT151 и на симисторе BTA16. Работают одинаково, при проверке на стенде. Тиристорная схема - аналог зажигания Ветерка. Режим работы симистора 1 квадрант, т.е. сверху плюс, на управление минус. По цене, разницы нет, Датчики в общем-то тоже переделки, кроме изменения фазировки не требуют. Вот думаю, как оно будет по надежности... По даташиту ток управления тиристора 2 мА, симистора 50 мА. Сдается, что симистор, вроде будет обладать большим запасом прочности. Или я может чего-то не учел?...
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Ну, что ни у кого нет желания, или знаний не хватает? :):?
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Владимир, у симистора многое не подходит для зажигания, у каких то должна меняться полярность на УЭ, при изменении полярности силовой части, какие то терпят, какие то нет. Многие симисторы не любят резистор с УЭ на землю, выгорает переход при смене полярности, какие то горят если их отпирают не коротким мощным импульсом, типа динистора или импульсного трансформатора.
Я обобщил, но в каждом симисторе найдётся параметр не подходящий для зажигания, причём всегда награни надёжности.
Видел пробитый симистор на 70 ампер 1200 вольт, он в снегоходе, по току и напряжению сгореть не мог вообще никак, но сгорел через час, на морозе, что то не так с управлением.
Тиристор вразы проще управляется, в тонкости вдаваться некогда, когда то изучал этот вопрос, в зажигание он не подходит, и не нужен.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
По простоте управления разницы не заметил, единственное, что симистору надо подать большее напряжение на вход и открывается он большим током, что в нашем случае, больше достоинство, чем недостаток. Второе необходимо последовательное включение резистора, да ты сам скидывал ссылку на особенности управления тиристорами и симисторами. Думаю, что если просто заменить тиристор симистором, и открывать его положительным импульсом, то он будет работать в неблагоприятном режиме т.е. в квадрантах 1+ (что допустимо) и 3+ (что крайне нежелательно). Поэтому для управления выбираем режим 1- (основной) и при смене полярности 3-. Вроде логично все. Пока на стенде все работает замечательно. Сделано несколько экземпляров, где симисторы работают в квадрантах 1+ и 1+ Пока отказов не было, и работают адекватно без сбоев. Конечно, там разряд конденсатора апериодический, и по идее в квадранты 3- и 3+ попасть не должны.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Сделано несколько экземпляров, где симисторы работают в квадрантах 1+ и 1+
Других квадрант в схеме Ветерка нет. Что симистор, что тиристор, получают пробой по управлению не от смены знаков на управляющем электроде относительно анода. По управляющему электроду пробой происходит от максимального допустимого для тиристора/ симистора, напряжения и тока, ибо он не стабилизирован ни чем кроме нагрузочного резистора в 51 ом.

А это значит что квадранты управления, ни какого отношения к пробою абсолютно не имеют.
Они по определению работы схемы не меняются.
С конденсатора в трансформатор отдается постоянный ток. С трансформатора возвращается переменный. Он выпрямляется в переходе симистора и на заряд поступает опять постоянный ток. Этот процесс повторяется до полного затухания колебаний, или закрытия перехода.

Определяющим для пробоя по управлению остается по прежнему стабилизация тока и напряжения.

Если ты желаешь сделать надежней схему по управлению, то вопрос надо решать изменением схемы управления, а не заменой тиристора с малым током управления на симистор с большим током управления.
То есть надо ставить защиту в управлении.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Ты не совсем прав, Андрей. Есть трех квадрантные тиристоры, у которых работа в квадранте 3+ исключена. Пробой происходит и при превышении допустимого напряжения на аноде. симисторы в этом плане слабее, если тиристор при отсутствии сигнала управления и напряжении на аноде выше допустимого может лавинно открыться без повреждения кристалл, то симисторы умирают, как правило. На стенде пока ловил частоту вращения открытия, конденсатор заряжался. (супрессора в схеме не было) симистор умер.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Ты не совсем прав, Андрей. Есть трех квадрантные тиристоры, у которых работа в квадранте 3+ исключена.
Тиристоры то есть, но нет режима изменения квадрант в схеме Ветерка.
А значит и беспокоится не о чем.

На аноде у него всегда + и на управлении то же всегда плюс.
Не меняется знак во время работы схемы, пока ты его не поменяешь сам изменением схемы.
У нас не микроконтроллерное управление где можно задать любой квадрант работы симистору.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Здесь случайные могут быть сигналы. Ясно, что по управлению они могут быть положительными у тиристора, и аналогичными с полезным у симистора.. Не обязательно микроконтроллерное управление, симистору и аналоговыми средствами можно задать любой режим работы. Мне то вся эта канитель нужна для того, чтобы использовать два импульса с индуктивного датчика, симистором это решается в легкую, с минимальным количеством деталей, Тиристором есть проблемы, со срабатыванием от паразитного сигнала, который идет в виде провала или всплеска ,в зависимости от фазировки, перед полезным. Либо использовать два датчика и сигнал одной полярности, скажем, положительный.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Мне то вся эта канитель нужна для того, чтобы использовать два импульса с индуктивного датчика, симистором это решается в легкую, с минимальным количеством деталей,
Симистор- это два тиристора в одном корпусе. Датчик тот что намотан на стандартном каркасе стандартного сердечника Ветерка дает два полупериода разнесенные на 45 градусов. Куда ты будешь использовать второй полупериод мне пока не понятно. Но вопрос твой стоял о надежности тиристора и симистора.
При этом ты упомянул квадранты работы и ток управления.
Так вот квадранты в схеме Ветерка не меняются, а ток в управлении пропорционален количеству оборотов маховика.
Всё что поступает на управляющий электрод тиристора из вне, надо очищать и стабилизировать.
Это и есть единственный путь уберечь тиристор/симистор от пробоя по управлению.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Андрей, речь о Ветерке вообще нет :) Там и так все нормально, Речь о китайском моторе. Там один магнит на маховике, и установлен в пазу с зазорами, так вот края этого паза дают импульсы, на которые с повышением частоты вращения начинают реагировать датчики, Т.е. если сигнал позитивный, то перед ним ма-а-ленький вредный негативный. Следом нам нужен негативный, но маленький уже подрос и захватил датчик :). Я потом тебе в личку фотку или видео осциллограммы скину.
Ну вот приблизительно так. http://www.radioradar.net/radiofan/motorcar_enthusiast/improvement_ignition_system_moped_alpha.html
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Андрей, речь о Ветерке вообще нет :) Там и так все нормально, Речь о китайском моторе. Там один магнит на маховике, и установлен в пазу с зазорами, так вот края этого паза дают импульсы, на которые с повышением частоты вращения начинают реагировать датчики, Т.е. если сигнал позитивный, то перед ним ма-а-ленький вредный негативный. Следом нам нужен негативный, но маленький уже подрос и захватил датчик :). Я потом тебе в личку фотку или видео осциллограммы скину.
Ну вот приблизительно так. http://www.radioradar.net/radiofan/motorcar_enthusiast/improvement_ignition_system_moped_alpha.html
Ну, это совсем другой вопрос.
Дело в том что ты указал в сообщении схему Ветерка. Соответственно и речь я вел о этом моторе и его магнитной системе.
Тиристорная схема - аналог зажигания Ветерка. Режим работы симистора 1 квадрант, т.е. сверху плюс, на управление минус.
Что касается первого квадранта, то он с двумя плюсами согласно схемы ниже.

164783


В общем что бы не было путаницы в подобных вопросах, думаю стоит давать полную информацию для рассмотрения.
В том числе и ссылки на литературу по квадрантам. А то получается первый квадрант не соответствует описанию по полярности, а схема оказывается совсем с другой магнитной системой работает.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Т.е. если сигнал позитивный, то перед ним ма-а-ленький вредный негативный. Следом нам нужен негативный, но маленький уже подрос и захватил датчик :).
Это не простой вопрос. Избавится от ненужного (первого или второго) полупериода одинаковой полярности, просто не возможно в большинстве простых схем.
На том же Ветерке второй полупериод через 45 градусов открывает тиристор. Но к этому моменту в конденсаторе уже нет, или почти нет напряжения, по сему и искры нет.
А полупериод этот ни как не убрать из магнитной системы. По замыслу инженеров он не опасен, поскольку не приводит к искрообразованию.

Что касается датчика мопеда Альфа, то он не имеет посторонних полупериодов и работает на этой магнитной системе очень корректно.
К нему же есть и другая схема с переключением полярности и соответственно угла опережения.
 
Последнее редактирование:

Виталий_Киев

ст. лейтенант
Регистрация
09.09.2012
Сообщения
326
Карма
19
Имя
ViT
Лодка
ПрогреSS-2М
Мотор
Москва30Э
Вот тут стою перед дилеммой. В общем собрал два разных варианта: На тиристоре BT151 и на симисторе BTA16. Работают одинаково, при проверке на стенде. Тиристорная схема - аналог зажигания Ветерка. Режим работы симистора 1 квадрант, т.е. сверху плюс, на управление минус. По цене, разницы нет, Датчики в общем-то тоже переделки, кроме изменения фазировки не требуют. Вот думаю, как оно будет по надежности... По даташиту ток управления тиристора 2 мА, симистора 50 мА. Сдается, что симистор, вроде будет обладать большим запасом прочности. Или я может чего-то не учел?...
Захотел проверит схему ограничения ВВ напряжения на тиристоре ВТ151. но взял 152й и в качестве стабилизатора 1.5КЕ 330. При проверке на нагрузку 1мкф 400в с набором оборотов напряжение росло до 290в но с повышением оборотов после начало подать и при наборе 1500 об. упало до 160в. Поставил в цепь управления 100Ом. Результат тот же. Заменил на симистор ВТА 16 - та же история. Может я не верно делаю проверку? В реальных условиях эта схема ведет себя по другому?
 

Вложения

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 600
Карма
2 009
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Это так и должно работать. Вот на железе от Ветерка, с родными катушками на частоте вращения около 5000 напряжение на конденсаторе может упасть до 120 вольт, А обычно до 160-140. А если отключить управление тиристором (например кнопкой стоп), то если нет защиты можно зарядить до амплитудного это около 1000 в, с вытекающими последствиями.
 

Виталий_Киев

ст. лейтенант
Регистрация
09.09.2012
Сообщения
326
Карма
19
Имя
ViT
Лодка
ПрогреSS-2М
Мотор
Москва30Э
Спасибо, успокоили! Промерял выпрямленное ВВ напряжение ХХ на 1мкф. На 1500об выдал 500 В. Намотано где то 4300 - 4700 витков проводом 0,14. Когда делал замер на макс об. на ходу при работающем СиДиАй коммутаторе напряжение не превышало 360 В без ограничителя и при тех же параметрах катушки. Следовательно проверка нужна и при подключенном работающем коммутаторе.
 
Последнее редактирование:

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Захотел проверит схему ограничения ВВ напряжения на тиристоре ВТ151. но взял 152й и в качестве стабилизатора 1.5КЕ 330. При проверке на нагрузку 1мкф 400в с набором оборотов напряжение росло до 290в но с повышением оборотов после начало подать и при наборе 1500 об. упало до 160в. Поставил в цепь управления 100Ом. Результат тот же. Заменил на симистор ВТА 16 - та же история. Может я не верно делаю проверку? В реальных условиях эта схема ведет себя по другому?
Выкидывай 1.5 КЕ, он умер.
Ставь стабилитроны. Но возможно ещё и диод в мосту пробило.
А если хочешь нормально ограничить, делай это до моста. Точно так же, как на другом выпрямителе схемы что ты дал.
 
Последнее редактирование:

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Я тоже не люблю коротить катушки, пару стабилитронов типа КС650 или КС680 через резистор 300-510 ом. Срежет только лишнее не перегружая катушки, можно и КЕ на 400-440 вольт, но тоже через резистор, они так не дохнут, резистор на 2 ватта.
 

Виталий_Киев

ст. лейтенант
Регистрация
09.09.2012
Сообщения
326
Карма
19
Имя
ViT
Лодка
ПрогреSS-2М
Мотор
Москва30Э
Выкидывай 1.5 КЕ, он умер.
Ставь стабилитроны. Но возможно ещё и диод в мосту пробило.
А если хочешь нормально ограничить, делай это до моста. Точно так же, как на другом выпрямителе схемы что ты дал.
Все цело. Другой вариант попробую обязательно но сначала прогоню эту схему на реальную нагрузку, да и вариант Сергея я раньше тестировал на КЕ. По схеме КЕ на 440 стоит на выходе этого ограничителя.
 

Виталий_Киев

ст. лейтенант
Регистрация
09.09.2012
Сообщения
326
Карма
19
Имя
ViT
Лодка
ПрогреSS-2М
Мотор
Москва30Э
Проверил работу на стенде. На 1450об напряжение на анодах тиристоров коммутаторов было в районе 100 вольт. Одна ВВ катушка обслуживает два коммутатора. Искра жирная, голубого свечения.
 

Астап

старшина 2ст.
Регистрация
20.02.2020
Сообщения
62
Карма
2
Город
Мурманск
Имя
Астап
Лодка
Кальмар
Мотор
Mercury 150 disel. 2.0
Приветствую кто нибудь подскажет высоковольтные катушки тлм-3 от буран а подходят на электронное зажигание ветерка?
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
На тиристорном зажигании работают любые катушки.
 

Астап

старшина 2ст.
Регистрация
20.02.2020
Сообщения
62
Карма
2
Город
Мурманск
Имя
Астап
Лодка
Кальмар
Мотор
Mercury 150 disel. 2.0
Вверх Снизу