Резюме по теме:
1. Вихревая помпа охлаждения, установленная на моторах «Привет» или «Сич», конструктивно ниже уровня воды абсолютно надёжна и безотказна. Она на свою работу потребляет меньше мощности, чем коловратные помпы других подвесных моторов и не подвержена износу.
2. В журнале «Катера и яхты»опубликованы статьи в № 81 за 1979 год на стр. 72-73, «Насос «Привета 22» на «Нептуне 23», Н.А.Димаровского. № 107 на стр. 83-84, статья «Вихревой насос охлаждения на «Вихре» А.Панкратова Новосибирск, и в № 111 1984 года на стр. 76-77 где описаны установки вихревой помпы охлаждения на моторы «Нептун» и «Вихрь», даже с чертежами. Многие, в том числе и я, приняли публикации за «чистую монету» не вникнув в физические основы процесса. Некоторые мелкие кооперативы, даже начали делать такие помпы на продажу. По сути, вихревая помпа это глубинный, погружной насос и полость помпы с крыльчаткой обязательно должны находиться ниже уровня воды, но при выходе на глиссирование помпа выходит из неё минимум на 90 мм, охлаждение при этом прекращается. Авторы статей и редакция журнала должны быть грамотнее читателей и сразу заметить эти несоответствия, или хотя бы проверить работоспособность на практике. Считаю, что они должны нести полную ответственность за этот массовый обман, за бесполезную работу за загубленные, перегретые моторы.
3. Есть, правда возможность работы вихревой помпы с не погруженным в воду корпусом. Необходимо герметично соединить трубкой входное отверстие помпы опущенной в нижнюю часть дейдвуда постоянно на ходу находящейся ниже уровня воды. Запуск помпы возможен только с опущенным ниже уровня корпусом, когда она начала работать и лодка выходит на глиссирование, корпус помпы поднимается. вода поступает в нее по трубке за счёт непрерывности потока как коктейль засасываемый соломинкой из стакана. Таким образом, она может работать бесконечно долго, но до попадания в засасывающую трубку воздуха на волнении или любым другим способом, при этом её работа мгновенно прекращается до опускания корпуса помпы в воду для повторного запуска. Поэтому, необходим, строгий контроль за температурой двигателя. Ни контрольные отверстия, ни визуальное наблюдение за шкалой не гарантируют абсолютной возможности недопущения перегрева. Надо делать или звуковое оповещение водителя о достижении критической температуры двигателя для принятия мер, или автоматическое выключение мотора при достижении температуры, первое предпочтительнее, чтобы не оказаться без хода в опасной ситуации. Абсолютной надёжности в этом случае получить невозможно, но если есть желание получить большую скорость и экономичность (у меня, например: на лёгкой лодке с одним водителем скорость выросла с 47,2 до 48,6 км/ час) и не перегреть мотор этих сложностей не избежать. Так, что придётся смириться с остановками и перезапусками помпы, что совершенно не подходит для основной массы водномоторников, которым советую купленные вихревые помпы без сожаления сдать с метеллолом.
4. Если, всё же вы решились изготавливать и устанавливать вихревую помпу то учтите, что нет предела совершенству и постарайтесь улучшить классическую конструкцию вихревой помпы. Например: в ней поток воды движется по кругу и резко меняет направление на входе и выходе на 90 градусов. Можно сделать на входе и выходе плавные переходы, можно сделать канал внутри помпы с плавным подъёмом, можно сделать крыльчатку с наклонными лопастями, чтобы они гнали воду снизу, вверх частично использую эффект импеллера. Диаметр крыльчатки помпы в габаритах мотора можно немного увеличить. Всё это несколько увеличит напор помпы. При этом установить помпу ниже уровня воды на моторе невозможно, и придётся смириться с необходимостью контроля температурного режима (см. пункт 3), и с возможными остановками для перезапуска.
Думаю, на этом тему можно закончить.