Термины «коловратная» и «импеллерная» помпы сейчас употребляются в печати и Интернете одинаково, но надо учесть, что «коловратная» исконно наш термин, а «импеллеоная» возник из ошибки в переводе, (если вам приходилось заниматься техническими переводами, то знаете, как трудно перевести незнакомый технический термин) и с импеллером – винт в кольце ничего общего не имеют. Импеллер, это квази-реактивный винтовой движитель, работающий в воздухе и близок по назначению к водомётному движителю, работающему в воде. И вплоть до конца 70-х годов термин «импеллерная помпа» мне в источниках не попадался.
Именно таким способом, как и у вас на видео, вращая редуктор дрелью, я и проверял работу вихревой помпы. И у моей помпы напор был примерно на 0,5 метра водяного столба больше. Но вы при этом погружаете саму помпу ниже уровня воды. Реально на лодке с дистанционным управлением и электростартером, при расположении одного водителя в передней части лодки помпа может находиться до 130 мм выше уровня воды. При этом вихревая помпа, работая в воздухе, не может засосать воду, преодолев в воздухе эти 100-130 мм водяного столба. Поэтому у многих водномоторников она и не начинает качать воду (к сожалению, у «Нептуна» конструктивно опустить помпу ниже невозможно). Попробуйте погрузить редуктор по антикавитационную плиту или на пару сантиметров глубже, и убедитесь, что вода в систему охлаждения не пойдёт. За счёт наклона лопастей крыльчатки, и подъёма вихревого потока под крыльчаткой и над ней по 4 мм (за 1 оборот вместе с крыльчаткой, на 18 мм), и засасывающей трубки опущенной ниже уровня воды моя помпа преодолевает в воздухе (который, имеет плотность в 800 раз меньше, чем вода) этот недостаток давления на всосе воды в помпу, и начинает качать воду. То есть, она дополнительно использует эффект импеллера (см. формулировку, что это такое), поднимая поток снизу-вверх от входного отверстия к выходному (к сожалению вход и выход не совпадают почти на оборот крыльчатки). Всё это установлено в ходе экспериментов. Правда, в ходе экспериментов помпа запускалась не всегда, находясь выше уровня воды (примерно в половине случаев), думаю надо экспериментировать с наклоном лопастей (хотя вообще, то это меня устраивает, лодка лёгкая, я на румпеле, заглубление помпы при запуске достаточное), Насчёт расчётов, достаточно рассчитать проходные сечения в полости помпы, чтобы они были не меньше необходимых. Насчёт теплового режима двигателя, тоже экспериментально установлено, что при температуре охлаждающей воды 50 градусов (нагрейте воду в бочке) мотор ещё далёк от перегрева, и только при 60 градусах возникает эта опасность. Считаю обязательным, иметь мототермометр и даже возникают мысли о подогреве трубки охлаждения от генераторных катушек, вместо термостата, с регулируемым и при необходимости отключаемым подогревом. Про чертежи помпы из «КиЯ» я писал, что они непригодны из, за ошибок или неточностей, но если даже делать такую помпу, необходимы станки с ЧПУ, я к таким доступа не имею, и моя помпа изготовлена на элементарных «школьных» станках.