Re: Теперь я с вами! Сбылась мечта детства!
Перед выходом в такую погоду - все вещи тщательно уложить, убрать из под ног все лишнее, под сиденьями не должно быть ничего остро-тяжелого (топор, молоток и т.п.), либо должно быть завернуто в плотную ткань, чтобы исключить пробой днища на волне. На всех одеть жилеты и застегнуться как надо, а не как удобнее.
Трюмный люк на замки не закрывать, только на один шпингалет и то без застежки. По возможности в трюме разложить вещи так, чтобы было углубление под ноги.
Проверить топливные баки - крышки на месте, дренажи открыты, баки заполнены на 3/4. Моторы обязательно закрыть.
Весла должны быть освобождены от возможных дополнительных защелок, водитель и штурман держат весла рукой.
Все из личного опыта. Штормовался не раз, порой весьма жестко. П-2 все стерпит, главное на заходе на волну курс правильный держать, чтобы на борт не положить. Ну и чтобы моторы не подкачали. Вот короткая история для чего все эти приготовления.
Переезжали с одного места рыбалки на другое, погода хорошая, средний ветерок, река у нас не сильно широкая. В общем наскоро скидались, завели два В-30 и пошли. Первые 15 минут все было гуд, даже моторы не чехлили, идти-то недалеко, но вот доходим до места, где река делает крутой поворот, почти под 90 градусов, узкий проход между мелей, влетаем туда, поворот... и мы в оцепенении - после поворота идет широкий плес и на нем ветер получается против течения, нас сразу без предупреждения встречает метровая волна со срывающимися "барашками"! Возможностей уйти на циркуляцию нет - кругом мели, да и волна тоже жесткая. Решаемся проскочить наискось к берегу, я на руле, батя к моторам с чехлами, но не успел - через 15 секунд от брызг первый мотор начинает чахнуть, сходим с глиссера, первая же волна проходит просто по палубе через лобовое стекло, попутная волна приподнимает корму и топит к чертям оба карбюратора, тут же в мгновение ока нас ставит бортом к волне. Батин друг, тоже заядлый речной волк в ужасе вцепился в задний диван. Я рывком выпрыгиваю на палубу, благо трюм открыт и на весла. Усилия адские, с трудом успеваю выйти носом против волны, волна проходит по палубе, весла периодически выбрасывает из уключин, все мои усилия сводятся к тому, чтобы удержать лодку перпендикулярно волне, плюсом сильный ветер постоянно пытается вывернуть нос бортом к волне то в одну сторону, то в другую. До берега метров 70. В лодке хаос - вода потихоньку начинает быть выше сланей, они вдвоем с трудом нашли черпак, батин друган начинает черпать воду за борт, я ору бате, чтобы поднял моторы. Снова хаос - чтобы поднять моторы надо выйти на корму,там же чертов транец, надо чтобы они с корешом местами поменялись, чтобы через корму на залило. А в лодке под ногами все подряд - топор, кострище, швартовный фал, сеть, чайник, рюкзак, посуда... Минуты через 2 рокировка удалась, еще через минуту я получил бонус - моторы подняты, лодка стала реагировать на весла чуть легче, а так получалось 7 скорых гребков с одной стороны, один на курс и тут же нос уходит в другую сторону - 5-7 рывков в другую сторону, а в итоге стоишь на месте как пленник на расстреле и никуда. С поднятыми моторами все же удалось в паузах между гребнями начать уводить потихоньку лодку ближе к берегу, еще минут 15 и мы причалили. Я был просто без сил. Несмотря на ручки от носилок на веслах - на руках кровяные мозоли, руки просто без сил, пресс просто горит, сам мокрый, трясусь с холоду, глазенки выпученные
, в лодке вода сантимов на 7 выше сланей, вот так на скорую руку переехали... Это были мои персональные 40 минут водного ада. Замешкайся я тогда хоть на мгновение при выходе на весла и все, борт к волне и оверкиль.
То же самое по трюму - если бы он был забит доверху и я бы не смог упираться ногами, то я бы ничего не смог сделать - угол рук на поднятии весел неудобный - или бы не смог быстро переносить весла (в самом начале ада получалось 2 гребка в секунду) или бы их выбивало из уключин гораздо чаще, к тому же палуба скользкая, упора почти нет, быстро работать веслом не получится = постановка бортом к волне и готово...
Теперь по рубке. Такие ситуации, которую я рассказал - сплошь и рядом. Выводы - рубка должна позволять в течение 1-2 секунд выпрыгнуть на нос к веслам, с учетом того, что палуба мокрая и качается. Второе - на ходу в такую погоду под рубкой капитану делать нечего - через стекло не видно ничерта, то есть должна быть возможность стоять в полный рост. Лучше всего - сдвижная рубка. Опять же должна быть возможность для быстрого доступа к мотору и рубка не должна быть чрезмерно большой и тяжелой - парусность и смещенный наверх ЦТ никто не отменял, а при нештатной ситуации эти факторы могут сыграть роковую роль.