Рудольф сказал(а):
Что-же тогда производитель не ставит провод такой? ведь какая экономия будет! Да и мотор там 50 сил,4 такта и 4 цилиндра!
Ну это надо производителя спрашивать. Есть же китайские Ватты, Амперы, Вольты. Я руководствуюсь ГОСТом и ПУЭ, здравым смыслом и математикой. Для себя же делаю.
Привожу доказательства своей правоты:
Нагрузочная способность кабеля по допустимому току:
Табличка простая - видим сечение мм2 и 1-ф. 1 фаза это два провода.
Т.е. 6 мм2 = 50 А, а 10 мм2 - 70 А, но цена на 10 мм2 в два раза выше, чем на 6 мм2...
Далее привожу таблицу потерь в кабеле
Это табличка на цепь фаза-ноль, т.е. каждая фаза через нагрузку идет на ноль. Поэтому то что написано 4*2.5 обращать не надо, нужно разделить на количество проводов и умножить на 2(у нас два провода).
Значение указано за 1000 метров!
Теперь математика.
Пусть длина кабеля = 5 метров (на носу аккум, есть такое)
Сечение кабеля = 2.5 метра
Цепь на 1 фазу (масса и фаза)
Ток нагрузки, I = 50 Ампер
Теперь считаем.
Вычисляем сопротивление:
1000 метров = 8,73 Ом(18 делим на 4 и *2) (2.5 мм), а 5 = R.
R = 5*8,73/1000 = 0,04365 Ом
Вычисляем потери в кабеле:
Падение на кабеле: U = I * R = 50* 0,04365 = 2,2 Вольта на 2.5 мм2, 5 м
Падение на кабеле: U = I * R = 50* 0,01840 = 0,9 Вольта на 6.0 мм2, 5 м
Падение на кабеле: U = I * R = 50* 0,01085 = 0,5 Вольта на 10. мм2, 5 м
Однако такой ток пойдет только в момент, когда стартер из незапущеного состояния в пуск переводят, а это единицы секунды, край секунда.
А дальше ампер 10-20 будет.
С генератора ток больше 10 Ампер на моторке никогда не будет.
Поэтому:
1) для провода от генератора до аккумы за глаза 2.5 мм2
2) для провода от аккумы до стартёра за глаза 6.0 мм2
3) если кабель достался на 2.5 мм2 а от стартера до аккумы - метр, ставьте его
Всё это касается лодок с моторами, для яхт и катеров немного по другому считается.