Дима, вот что по поводу доп моторов пишет Хуан Баадер (Разъездные, туристские и спортивные катера)
49. Вспомогательный или запасной двигатель
При определенных размерениях катеров (от 8 до 12 м) из-за недостатка площади, как правило, устанавливают один двигатель, хотя владелец охотно выбрал бы двухмоторную установку. При больших размерениях катеров одномоторную установку часто выбирают из-за экономических соображений. При этом возникает вопрос: существует ли какой-нибудь запасной двигатель на случай выхода из строя основного двигателя?
Использование подвесного мотора возможно, если он установлен на бортовой шлюпке, которая будет буксировать основное судно. Вспомогательная шлюпка при этом швартуется к кормовой части борта основного судна. Можно установить подвесной мотор и в шахте, проходящей через днище в корме судна.
Гребной вал, работающий от электрогенератора. Если вспомогательный дизель-генератор не очень мал, то гребной вал может работать от него при помощи роликовой цепи или клиновидного ремня. При этом важно, чтобы было рассчитано соответствующее передаточное число для вращения большого гребного винта при небольшой мощности. Мощность дизель-генератора должна быть не меньше 1/20 мощности главного двигателя, что обеспечит около 1/3 нормальной частоты вращения гребного винта.
Использование специального запасного двигателя мощностью от 1/5 до 1/10 мощности главного двигателя связано с некоторыми трудностями: где его установить; возможен ли цепной привод на гребной вал или необходимо устанавливать отдельный вал; можно ли использовать съемную Z-образную передачу; легко ли двигатель приводится в действие; необходимо ли иметь для него специальный бензин?
Поскольку вспомогательный двигатель, как правило, продолжительное время не используется, существуют опасения, что он не сможет работать в случае аварии. Бывало, что запасные двигатели в течение 20 лет стояли без употребления и наконец демонтировались как бесполезные.
Вспомогательное парусное вооружение. Тот, кто намеревается совершить длительное плавание, может использовать парусное вооружение (хотя бы для успокоения качки). Если научиться обращаться с парусами, то проблема запасного двигателя будет решена. На современных моторных туристских катерах вспомогательное парусное вооружение часто нежелательно лишь потому, что не хотелось бы иметь высокую, укрепленную штагами мачту. Она портит внешний вид катера и затрудняет свободу передвижения по борту.
На случай аварии необходимо воспользоваться аварийной радиостанцией. Очень важно, чтобы сигнал бедствия подавался только в случае аварии, а не диктовался страхом. Однажды экипаж парусной яхты по сигналу бедствия был снят вертолетом, а покинутая, совсем невредимая яхта много недель находилась в море. Владелец 14-метровой моторной яхты с одним дизелем, плававший на ней более 20 лет, как-то заявил: «Главный двигатель ни разу не выходил из строя, пока я был на борту, и лишь недавно, это впервые случилось в мое отсутствие, он вышел из строя. Никто не искал причину, которую наверняка можно было бы устранить при помощи средств, имевшихся на борту катера. Никто не старался запустить запасной двигатель. Воспользовались предложенной вскоре помощью буксира и после двухдневной буксировки пришли к месту стоянки».
И в принципе я с ним согласен, что возить запасной движёк это параноя, (даже по морю, у нас множество людей ходит на одном двигле) лучше как следует следить за основным. Гораздо более полезная вещь, для аварийных случаев, на мой взгляд это радиостанция, и непромоканчик для сотки.