Миша, если исчезает вода из охлаждения, то картина следующая. Сначала перестаёт охлаждаться гильза, и при этом она расширяется. Зазор в паре поршень-гильза увеличивается. Уменьшается разница в температуре поршня и гильзы. Как только такое началось, уменьшается тепловой поток от поршня к гильзе. Поршень начинает нагреваться, расширяться, и дело доходит до прихватов, задира и клина. Ведь он алюминиевый, его коэффициент теплового расширения больше, чем у чугуна. При этом страдает именно юбка поршня. Она расширилась сверх нормы, но не расплавилась.
А если поршень прогорел, то тут клиника совсем другая. При работе на бедной смеси горение дольше, скорость распространения фронта пламени у бедной смеси меньше. Днище поршня дольше контактирует с горячими газами, особенно центр поршня, оттуда ведь тепловой поток в юбку и дальше в гильзу самый долгий. Вот поршень в центре и прогорает до дырки. Расплавляется.
К прогару охлаждение практически не причастно. Бедная смесь, и никакое охлаждение в этом случае не поможет. МС-40 имеет охлаждение зверское, но поршни всё же иногда прогорают. Тот же человек на моторке писал, что у него есть и Ямаха-40, но МС её вставляет. МС мощнее. А ведь Ямаха имеет честных 700 кубов объёма. Значит Ямаха менее форсирована, у неё не столь совершенны газообменные процессы, меньше удельная мощность, но и и шанс прогореть поршню меньше.
Причина прогара - или бедная смесь (карбюратор), или езда на позднем зажигании. А если в паре и одно, и другое, то прогар просто неизбежен. Напомню, что температура плавления алюминия - около 650 градусов, а температура газов при сгорании - за 2000. Температура днища поршня при полной мощности - около 400, юбки - около 150. Так что если сгорание аномальное, то нарушить тепловой баланс и довести до прогара совсем не трудно.