Всем привет. Конечно, на клёпанной лодке отдельный провод минуса (массы) необходим.
И... я вот ранее думал, что это важно для коррозии корпуса. Что с отдельным проводом лодка меньше корродирует. А потом прикинул - представляешь минусовой провод, который в одном месте толстый и наполовину погружён в воду. Разве ток идёт лишь по верхней его части? Так издесь, лодка вся является таким проводом, вместе с отдельно кинутым, эдаким утолщением провода. )
Что ни делай, корпус лодки под напряжением ВСЕГДА (всё не уследишь, масса будет), а для усиления коррозии пофигу забирается ток с другого конца лодки или сразу рядом с местом подключения, рядом с мотором.
Но на клёпанной лодке отдельный провод всё-таки очень важен, важно, чтобы контакт не передавался через склёпанные листы, через клёпки. Чревато подгоранием в этих местах.
Как-то так думаю.