Очередное расследование несовершенства стоковых регуляторов. На этот раз от Хонды-25..30Д.
В чём проблема: если на ходу отпадёт плюсовая клемма с аккумулятора, то зажиганию (CDI) очень быстро приходит кирдык с дымом и копотью. Проблема не нова, в Сети есть обсуждения, но как-то "тема сисег не раскрыта"
Постараюсь раскрыть.
Схема электрическая принципиальная этих моторов:
Убил пару часов, но прорисовал плюсовые цепи от выпрямителя-регулятора (REGULATOR/RECTIFIER на картинке). В нем соединены два плюсовых выхода: белый и бело-черный провода. Белый идёт на аккумулятор, а бело-черный - на замок зажигания (IGNITION SWITCH). В положениях "Включено" и "Старт" замок зажигания соединяет плюс от регулятора (и плюс аккумулятора, естественно) с плюсом блока зажигания по черно-желтому проводу. До кучи этот же провод идёт на всякие-разные приборы типа тахометра, указателя трима и т.п.
Вроде всё логично и правильно. Ключ повернули - завели - поехали. Как же оно дохнет?
Для ответа на этот вопрос я выпросил на время штатный выпрямитель - регулятор у пострадавшего пользователя данного мотора, за что ему огромный РЕСПЕКТИЩЕ. Вот этот:
Подключил его к стенду (схему см. в начале темы) и слегка помучил
Кроме аккумулятора, нагрузка на 25Ом (дополнительно ток 0,5А примерно), китайский вольтметр и конденсатор на 1000мкФ.
При работе от переменки 70В на аккумуляторе 14.6В, всё прекрасно, заряд валит, аккум радуется. По признакам работы регулятор собран по нешунтирующей схеме.
А теперь отрываем плюс от АКБ. Вот она, фича: регулятор НЕ ОТКЛЮЧИЛСЯ!!! На выходе импульсы высокого напряжения (осциллограммы не привожу, не особо важно
). Мой китайский вольтметр успел показать 27В постоянки, а затем я успел подцепить плюс обратно, пока он не сдох. И ещё, согласно схеме: если у вас на ходу сгорит предохранитель MAIN FUSE (15A, маловероятно, но всё же), то последствия будут такими же.
Вывод: если на данных моторах на ходу отпадёт клемма АКБ, то последствия не заставят себя долго ждать. В бортовой сети от регулятора будут присутствовать импульсы высокого (гораздо больше 14В) напряжения. Подключенные приборы (включая ваш любимый эхолот, например), а главное - зажигание, гарантированно сдохнут. Причём, чем выше обороты мотора, тем быстрее.
Чего делать: самое простое - следить за клеммами аккумулятора и соединениями от него. Ну...или поставить моё творчество , там есть защита от отпадания аккумулятора.