Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 920
Карма
651
Возраст
48
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
Внимательно читайте почты, "правильная!" вихревая помпа должна стоять на уровне антикавитационной плити или ниже. Если ВАМ это удастся, все будут её устанавливать.
В Моторсиче стоит ниже плиты?
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Ещё одна мелочь необходимая при запуске мотора с вихревой помпой. Помпа при запуске мотор заглублена ниже уровня воды, выхлоп тоже. В начале работы на малых оборотах её напор может оказаться меньше давления выхлопных газов в дейдвуде и они, пройдя через рубашку охлаждения, могут остановить движение воды помпе. Необходимо хоть небольшое отверстие для надводного выхлопа. Я это отверстие закрыл колпачком с боковыми отверстиями (см, фото, показан стрелками), что практически не увеличивает шум выхлопа на ходу.

"Правильная" вихревая помпа стоит на уровне антикавитационной плиты (см. "Привет" и "Сич") и конструктивно не может работать на "Нептуне" или "Вихре". Внимательнее читайте тему
158583
.
158582
 

A-Ivanch

ст. мичман
Регистрация
03.07.2018
Сообщения
182
Карма
94
Город
Нижний Новгород
Имя
Александр
Лодка
Казанка(Южанка)
Мотор
Нептун 23
По данным Железняка на странице 2 прикинул выигрыш в мощность от применения вихревой помпы. Получается 0,65 лс. Можно сделать вывод, что штатная помпа потребляет никак не меньше 1 лс.
158632
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Спасибо за попытку оценки, но не совсем, согласен с оценками мощности, они занижены. Данные оборотов, которые я не приводил, совпали с разницей в единицах. Внешней характеристики «Нептуна 25» нет, ни в паспорте мотора, ни в Интернете. Даже если бы это был «Нептун 23» то по оборотам мощности были бы выше согласно с имеющейся внешней характеристикой (см. приложение). Вы также не учитываете разницы в диаметре штатного винта с шагом 300 мм, у «Нептунов 18, 20 и 23 мм» он диаметром 230 мм, а у «Нептуна 25» его диаметр 240 мм, плюс я уменьшил его диаметр на 2 мм, получив прирост оборотов на 200 об/мин. Попытался составить внешнюю характеристику конкретного, моего мотора, при помощи мулинетки с изменяемой характеристикой сделанной и рассчитанной по формуле приведённой Фишбейном в «Катерах и яхтах». В результате получился «кошмарный зигзаг неудачи» ничего общего с кривой внешней характеристики мотора не имеющий. Подозреваю, что некоторые вещи, хоть и публиковались в «КиЯ» до меня никто не проверял на практике.158700
 

A-Ivanch

ст. мичман
Регистрация
03.07.2018
Сообщения
182
Карма
94
Город
Нижний Новгород
Имя
Александр
Лодка
Казанка(Южанка)
Мотор
Нептун 23
Согласен. Что Нептун 25-й не посмотрел. Приближенный расчет показал порядок цифр выигрыша (экономии) в мощности от вихревой помпы. Выигрыш не маленький, никак не меньше чем в расчете.
Если бы кто изготавливал комплекты вихревых помп на Нептун, поставил бы, как говориться из "из любви к искусству".
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Вихревая помпа, это по сути погружной, глубинный насос, конструктивно его невзможно опустить ниже уровня воды. Поэтому приходится "извращаться" опуская ниже уровня воды на ходу хотя, бы заборную трубку, делая частичный выхлоп в воздух и осуществляя звуковой контроль нагрева, в связи с возможностью попадания воздуха в помпу на значительном волнении. Если мотор на водоизмещаюшей лодке и помпа постоянно ниже уровня воды, то отпадают многин проблемы, кроме необходимости частичного выхлопа в воздух. Я рассматривал, также возожность установки мотоголовки "Нептуна 25" на сапог вместе с подвеской от "Привета", технические сложности преодолимы, отказался от мысли из, за отсутствия гребных винтов противоположного вращения, набор винтов необходим, постоянная эсплуатация на заднем ходу невозможна. Сапог с подвеской от "Сича" даже найти в продаже нереально. Если доберусь, есть мысль сделать чертежи и программы для 3D принтера на детали вихревой помпы для "Нептуна".
 

A-Ivanch

ст. мичман
Регистрация
03.07.2018
Сообщения
182
Карма
94
Город
Нижний Новгород
Имя
Александр
Лодка
Казанка(Южанка)
Мотор
Нептун 23
Про 3D печеть деталей хорошая мысль! Можешь стать первопроходцем по помпам для лодочных моторов.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 665
Карма
552
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
связи с возможностью попадания воздуха в помпу на значительном волнении.
А мне пофиг, я дырочку маленькую ⊘1мм в верхней точке системы охлаждения просверлил, используется как контролька - и теперь мотор на малом ходу задираю, что винт в воздухе молотит, опустишь - вода снова идёт. Чего и другим советую :)
Смысл в том, что воздушную пробку помпа прогнать не может вниз на обратной ветви, а так как известно, что воздух легче воды и собирается сверху неё, то он через дырочку пшик - и вода дальше пошла.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Вы говорите о совершенно другом. У вас на "Приветах" помпы постоянно погружены, а на "Нептуне только в момент запуска до выхода на глиссирование и любое попадание воздуха в полость помпы уже прекпащает её работу до повторного поргужения всей помпы в воду. Поэтому у "Привета" и " помпы Сича" помпы надёжно работают, они постоянно ниже поверхности воды, а если оголяются, то сами вовращаются с надводное положение.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 665
Карма
552
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Я не сталкивался, но говорят, что и Привет завоздушивается, и тут на форуме говорили, и в реальной жизни слышал. А этот верхний спуск и вам помочь должен.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Для "Привета" возможно и так. Для "Нептуна" он возможен как контрольное отверстие, что вода в системе охлаждения есть. Но это как и шкалу термометра надо видеть визуально. Считаю, что звуковая сигнализация для водителя надёжнее, не прморгаещь.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Резюме по теме:
1. Вихревая помпа охлаждения, установленная на моторах «Привет» или «Сич», конструктивно ниже уровня воды абсолютно надёжна и безотказна. Она на свою работу потребляет меньше мощности, чем коловратные помпы других подвесных моторов и не подвержена износу.
2. В журнале «Катера и яхты»опубликованы статьи в № 81 за 1979 год на стр. 72-73, «Насос «Привета 22» на «Нептуне 23», Н.А.Димаровского. № 107 на стр. 83-84, статья «Вихревой насос охлаждения на «Вихре» А.Панкратова Новосибирск, и в № 111 1984 года на стр. 76-77 где описаны установки вихревой помпы охлаждения на моторы «Нептун» и «Вихрь», даже с чертежами. Многие, в том числе и я, приняли публикации за «чистую монету» не вникнув в физические основы процесса. Некоторые мелкие кооперативы, даже начали делать такие помпы на продажу. По сути, вихревая помпа это глубинный, погружной насос и полость помпы с крыльчаткой обязательно должны находиться ниже уровня воды, но при выходе на глиссирование помпа выходит из неё минимум на 90 мм, охлаждение при этом прекращается. Авторы статей и редакция журнала должны быть грамотнее читателей и сразу заметить эти несоответствия, или хотя бы проверить работоспособность на практике. Считаю, что они должны нести полную ответственность за этот массовый обман, за бесполезную работу за загубленные, перегретые моторы.
3. Есть, правда возможность работы вихревой помпы с не погруженным в воду корпусом. Необходимо герметично соединить трубкой входное отверстие помпы опущенной в нижнюю часть дейдвуда постоянно на ходу находящейся ниже уровня воды. Запуск помпы возможен только с опущенным ниже уровня корпусом, когда она начала работать и лодка выходит на глиссирование, корпус помпы поднимается. вода поступает в нее по трубке за счёт непрерывности потока как коктейль засасываемый соломинкой из стакана. Таким образом, она может работать бесконечно долго, но до попадания в засасывающую трубку воздуха на волнении или любым другим способом, при этом её работа мгновенно прекращается до опускания корпуса помпы в воду для повторного запуска. Поэтому, необходим, строгий контроль за температурой двигателя. Ни контрольные отверстия, ни визуальное наблюдение за шкалой не гарантируют абсолютной возможности недопущения перегрева. Надо делать или звуковое оповещение водителя о достижении критической температуры двигателя для принятия мер, или автоматическое выключение мотора при достижении температуры, первое предпочтительнее, чтобы не оказаться без хода в опасной ситуации. Абсолютной надёжности в этом случае получить невозможно, но если есть желание получить большую скорость и экономичность (у меня, например: на лёгкой лодке с одним водителем скорость выросла с 47,2 до 48,6 км/ час) и не перегреть мотор этих сложностей не избежать. Так, что придётся смириться с остановками и перезапусками помпы, что совершенно не подходит для основной массы водномоторников, которым советую купленные вихревые помпы без сожаления сдать с метеллолом.
4. Если, всё же вы решились изготавливать и устанавливать вихревую помпу то учтите, что нет предела совершенству и постарайтесь улучшить классическую конструкцию вихревой помпы. Например: в ней поток воды движется по кругу и резко меняет направление на входе и выходе на 90 градусов. Можно сделать на входе и выходе плавные переходы, можно сделать канал внутри помпы с плавным подъёмом, можно сделать крыльчатку с наклонными лопастями, чтобы они гнали воду снизу, вверх частично использую эффект импеллера. Диаметр крыльчатки помпы в габаритах мотора можно немного увеличить. Всё это несколько увеличит напор помпы. При этом установить помпу ниже уровня воды на моторе невозможно, и придётся смириться с необходимостью контроля температурного режима (см. пункт 3), и с возможными остановками для перезапуска.
Думаю, на этом тему можно закончить.
 

A-Ivanch

ст. мичман
Регистрация
03.07.2018
Сообщения
182
Карма
94
Город
Нижний Новгород
Имя
Александр
Лодка
Казанка(Южанка)
Мотор
Нептун 23
Когда кто-нибудь из интузиастов освоит изготовление вихревых помп на 3-D принтере, и они будут хорошо работать (с учетом всех недостатков описанных выше) и начнёт их продавать, тогда тему можно будет тему закрыть. А пока рано
(я бы купил и поставил).
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Вихревая помпа может работать, только если её полость заполнена водой, то есть начало её работы только при полном погружении ниже уровня воды. На ходу возможно попадание в неё воздуха, при значительном волнении, и при этом её отключении ведущее к перегреву мотора. НО возникла мысль, почему бы, не использовать для её заполнения водой на ходу (без схода с глиссирования) встречным потоком воды. Ведь даже на скорости 15 км/час давление встречного потока уже 0,2 атмосферы. Заборные отверстия на нижней части дейдвуда под антикавитационной плитой расположены на его боковой поверхности и спереди перекрыты механизмом переключения реверса (см. нижний эскиз на схеме). Почему бы, не доработать входные отверстия, чтобы они «ловили», хотя бы, часть встречного потока при движении (см. верхний эскиз на схеме). Такую доработку я выполнил надфилями (см. фото). При виде спереди восемь заборных отверстий имеют общую площадь забора 32 кв/мм. Более, чем на 2 мм углублять их каналы я не решился. Надеюсь, что это поможет, в дальнейшем избежать сюрпризов с отключением помпы на ходу. Результаты сообщу позже. Звуковую сигнализацию критического нагрева двигателя сохраню.
160735
160736
160736
 

voco60

мичман
Регистрация
24.07.2018
Сообщения
163
Карма
17
Город
Москва
Имя
Андрей
Лодка
Буревестник-390
Мотор
Сузуки-30
Я сделал вихревую помпу с некоторым подъёмом воды по кругу и наклонными лопастями, соответственно с заглубленным водозаборником.
То что я вижу на первой странице - это не совсем вихревая помпа. Вихревая помпа , настоящая, обязательно имеет перемычку на роторе , которая и образует два разнонаправленные вихря.
Рекомендую ознакомится:
Есть и теория и фотографии.
У меня на Привете-22 стоит классическая вихревая помпа с закрытым каналом, которая как раз самовсасывающая! То что у Вас в лучшем случае вихревая, но с открытым каналом, а она не совсем то и вихревая. Два вихря работают при любой плотности среды, хоть вода , хоть воздух. А если без перепонки, то условия возникновения уплотняющего вихря нужно ещё создать.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Да, у меня не классическая вихревая помпа. Я пробовал устанавливать крыльчатку от «Привета» с неё и начинал не получив положительного результата. Кстати, посмотрите существующие конструкции, не у всех крыльчаток вихревых помп есть «мембраны». Никаких разнонаправленных потоков в помпе нет, есть только один поток, движущийся по окружности крыльчатки создаваемый её лопастями за счёт создания в потоке воды вихрей от каждой из лопастей, и без разницы с одной, или обеих сторон крыльчатки. Обратите внимание на вихревые насосы, расположенные на горизонтальном валу, у них вход и выход воды сверху, строго по вращению крыльчатки. В помпах «Привета» и «Сича» крыльчатки на расположены на вертикальном валу, при входе воды снизу, а выходе вверх. При этом «мембрана» мешает перетеканию потока воды снизу, вверх, уменьшая к.п.д, помпы. Поэтому и решил дополнительно использовать и эффект импеллера, сделав наклонные лопасти, что увеличило напор. Как я уже писал, НИКТО на помпах охлаждения лодочных моторов НИКОГДА на заводских моторах не ставил помпы охлаждения выше уровня воды. Для работы на воздухе необходимы очень маленькие зазоры при прохождении крыльчаткой её части, разделяющей вход в помпу и выход из нее, что технологически и практически очень сложно и может приводить к поломке помпы при попадании любых твердых частиц превышающих по размеру зазоры. Ещё необходимо учитывать, что плотность воздуха в 800 раз меньше плотности воды. Я экспериментирую с такой помпой уже третий год. Она прекрасно работает при устранении уже описанных недостатков. Уже установлена звуковая сигнализация критического нагрева двигателя. Пропилены каналы забора встречного потока воды при движении без уменьшения лобового сечения подводной части дейдвуда (см. фото вида спереди). Охлаждение должно быть достаточным даже с полностью неработающей помпой уже, при движении со скорость от 10 км/час. Мотор «Стрелы» охлаждался только при помощи встречного потока. Я не собираюсь конкурировать с конструкторами, но хочу сделать надёжное охлаждение мотора без потерь мощности на вращение резиновой крыльчатки коловратной помпы и без износа крыльчатки. Моя помпа, несомненно, вихревая с дополнительным использованием импеллерного эффекта и использованием набегающего при движении потока воды. Полезно повышать уровень знаний через Интернет, но надо включать пространственное воображение и логику. Но лучше всё проверять на практике. Результаты испытаний сообщу дополнительно.
160795
 

voco60

мичман
Регистрация
24.07.2018
Сообщения
163
Карма
17
Город
Москва
Имя
Андрей
Лодка
Буревестник-390
Мотор
Сузуки-30
посмотрите существующие конструкции, не у всех крыльчаток вихревых помп есть «мембраны».
У самовсасывающих у всех. Помпа Привета-22 тоже далека от идеала, но пока на подотрется основательно песочком водичку подтягивает даже после выхода из воды на ходу и без остановки и притопления кормы.
Если Вам моя ссылка помогла повысить уровень Ваших знаний и это Вам полезно, то я рад, но какой же это был уровень? Практикуйтесь, включайте что ещё не включено. Как получите устойчивое возникновение вихря так всё и наладится. При Виктора Шаубергера почитайте - очень полезно для Вас может стать.
А водозабор такой как Вы рекламируете на моём Привете-22 с завода, ну и надфилем чуть дорабатывал.
 

Лёшик

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.01.2014
Сообщения
2 414
Карма
345
Возраст
59
Город
Киев
Имя
Алексей
Лодка
прогресс-4 надувашка Навигатор ЛП-300
Мотор
вихрь30,20 Ямаха-2
У самовсасывающих у всех. Помпа Привета-22 тоже далека от идеала, но пока на подотрется основательно песочком водичку подтягивает даже после выхода из воды на ходу и без остановки и притопления кормы.
Если Вам моя ссылка помогла повысить уровень Ваших знаний и это Вам полезно, то я рад, но какой же это был уровень? Практикуйтесь, включайте что ещё не включено. Как получите устойчивое возникновение вихря так всё и наладится. При Виктора Шаубергера почитайте - очень полезно для Вас может стать.
А водозабор такой как Вы рекламируете на моём Привете-22 с завода, ну и надфилем чуть дорабатывал.
 

Лёшик

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.01.2014
Сообщения
2 414
Карма
345
Возраст
59
Город
Киев
Имя
Алексей
Лодка
прогресс-4 надувашка Навигатор ЛП-300
Мотор
вихрь30,20 Ямаха-2
Найди на форуме фотки моей помпы(сам не нахожу) и скажи что это такое.Мне всё равно как называется-вихревая или нет,открытая или закрытая.Работает она у меня всегда и в том числе на холостых.А выше она или ниже уровня воды я через дедвуд не вижу.Пашет (вместе с песком -через сцикун видно) и всё эта умная теория пофигу.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
В отличие от ваших Интернетовских «озарений», я давно ознакомлен со всей теорией и воплощаю её на практике. «Приветовская» помпа даже случайно, на волне, выйдя из воды, опять погружается в неё и спокойно начинает качать дальше. Вы никак не можете понять, что она КОНСТРУКТИВНО находится ниже уровня воды. Хотя вам это и не надо, вы не пытаетесь установить вихревую помпу на мотор, у которого она конструктивно, находится выше уровня. и не сталкиваетесь с ОБЪЕКТИВНЫМИ трудностями, которые я стараюсь преодолеть и рассказать другим, чтобы они не спотыкались об эти «подводные камни». А если человек даже не знает конструкции своего мотора (какая помпа у него установлена) и ЗАЧЕМ, кто-то пытается установить, именно вихревую помпу, то мне непонятно его присутствие в данной теме.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 665
Карма
552
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25

voco60

мичман
Регистрация
24.07.2018
Сообщения
163
Карма
17
Город
Москва
Имя
Андрей
Лодка
Буревестник-390
Мотор
Сузуки-30
Лёшик , очень информативный пост под номером 69. Что сказать то хотел, процитировав меня? Или просто пипикалку проверяешь?
 
Последнее редактирование:

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 665
Карма
552
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Это я? Я как раз вроде, если глаза мне не изменяют, процитировал Вениамина. И как это можно наблюдать, может, помпа не выходила из воды?

А вот люди прочувствовали на своей шкуре, то есть моторе: https://forum.motorka.org/threads/302/post-109669
 
Вверх Снизу