луха

капитан 1-го ранга
Регистрация
13.07.2010
Сообщения
8 707
Карма
2 832
Возраст
48
Город
Волжский-Волгоград
Имя
Алексей
Лодка
Снегоход
Мотор
быстрый
я-бродяга сказал(а):
КиЖиМ , читая много ваших здравых мыслей , хотел спросить , как избавится от дельфинирования , казанка 5 с выносным транцем , мотор 50 л.с вес 90 кг. Трим есть , поджим около десяти градусов приходится делать при максимальной загрузке .
Ставь регулируемые плиты и не слушай теоретиков!!!!
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
я-бродяга сказал(а):
Считал что обводы одинаковы у казанок 5 и 5м ,этот корпус до 55л.с расчитан, дельфин на груженной после 45 км , когда пустой идешь дельфина нет . Вроде понимаю плиты спасут или гидро крыло .Самое смешное Обь 1 ходила с этим мотором без вопросов. То есть получается надо лодку менять ? Корпус неудачен ?
Давно это было - не помню точно... может и одинаковые. Точно, что два двигателя стало можно повесить...
Возможно, но... каких сил? В каких условиях?
Советы могут быть разные... Решать всё равно - Вам... Испытания ведь ни один из советчиков не проводил (включая меня). Стало быть всё это - умозрительные заключения в условиях неполной информации. Идея транцевых плит, например, хороша тем, что не требует больших затрат и усилий... Я считаю - не поможет, но ведь есть достаточно владельцев, которые уже пробовали что-то подобное, но только вот... именно на таком катере.
Почему - "неудачен"? Просто не совпадает с Вашими целями...
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Немного слов про "модные формы". Много лет подряд для быстроходных судов почти единственно возможной была наклонённая вперёд форма форштевня. Дизайнеры глубокомысленно рассуждали о "динамичности образа", "векторном анализе" ну и прочих "заоблачных технологиях". Инженеры не столь поэтичны. От них можно было услышать о всхожести на волну... реже об аэродинамике. И вдруг всё изменилось - самые "дизайнерские", "продвинутые" и пр. катера вдруг стали использовать вертикальный форштевень, а потом наклонённый назад... словословие "дизайнеров" изменилось, но стало явно не стройным. Оно и понятно - с динамичностью явные проблемы. Что в таких случаях делают торгаши, чтобы "впарить" проблемный товар? Правильно! Вокруг него создают искусственный шум... намекают на некую загадочность, "элитарность", ну и прочие непроверяемые "полезные" качества товара. "О!.. традиции... пипирони... белиссимо!!" и... пожалте! - прямо "на ура" продаётся примитивная пресная лепёшка, посыпанная чем попало, зато под "иностраным" названием - "ПИЦА"... игры с "элитарной" формой форштевня - того же разлива.
Так что же? Презреть и не делать? Хм... ну, а если это не мешает нормально использовать лодку? Да и выглядит необычно - людям вроде нравится разнообразие... Тогда понимать и ДЕЛАТЬ!
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Как же с точки зрения инженера правильно - вперёд, вертикально или назад должен быть наклонён форштевень? Ответ простой - по-разному. Как всегда у любого способа есть достоинства и недостатки, кроме эстетических предпочтений.
На заре стального судостроения форштевни большинства судов делали вертикально - это позволяло при одинаковой вместимости экономить металл (оговорюсь - в основном). Корабли (военные суда) строили с наклоном назад. Причина - ещё не исчезла теория таранного удара. Даже крайнюю носовую переборку на кораблях (форпиковая) иногда до сих пор называют таранной. По этой же причине борта ещё долго днлали заваленными внутрь - при абардаже десанту тяжелее высадится на вражеский корабль.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Наклонный вперёд форштевень определяет развал носовых шпангоутов. Чем он заметнее в поперечном сечении, тем резвее судно будет всплывать при встрече с волной. Однако нельзя сильно увлекаться, если плавать придётся в условиях больших волн, потому что вместе с развалом шпангоутов растёт площадь палубы в носу, а туда на волне попадает вода... и лучше, если её будет поменьше. Поэтому нужно искать "золотую середину". На речных лодках типа бударка и великовражка форштевень тоже сильно наклонён, но здесь причина другая (точнее - дополнительная) - так легче выходить на берег.
Разумеется на прогулочных катерах в штормовую погоду никто кататься не рвётся, поэтому здесь требования, связанные с личными эстетическими возрениями значительно важнее. Ну, и начинается...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
При изготовлении самодельного катера такой "ломаный" форштевень, между прочим, проще в изготовлении - ведь при этом нет нужды "подтягивать" наружную обшивку, чтобы соблюсти чистоту и плавность линии в зне перехода от глиссирующей днищевой поверхности и бортовых листов. Так что в этом есть какой-никакой практический смысл.
Мы пару раз делали предварительные проработки катеров с такой особенностью для Заказчиков, но до строительства дело не дошло. Исключением является девятиметровый катер для переходного режима движения "Мул-900". Правда у него форштевень не ломаный, а просто вертикальный.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Откуда взялась мода на "неправильный" угол наклона форштевня можно только гадать. Единственное, что можно сказать наверняка - ничего не возникает ниоткуда. Есть версия, что такая мода пришла в широкие катеростроительные массы из смежной области - парусного спорта. Там изменились правила обмера спортивных яхт. Если раньше длину считали по ватерлинии, то сейчас считают по максимальной длине. Это - длина по корпусу без выступающих частей, то есть - длина по теоретическому чертежу корпуса судна. Длина с выступающими частями называется габаритной. Когда новое правило появилось, то появилась возможность увеличить длину судна по ватерлинии, не выходя за ограничения своего класса, а это означало - выигрыш в скорости...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Катера с вертикальным форштевнем стали до такой степени популярны, что добрались до уровня серийного судостроения. Вот серия таких катеров разного размера... название на борту...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Принимая решение о постройке судна нужно очень тщательно обдумать форму корпуса и конструкцию судна. Желательно не принимать решения строить что-то нестандартное, даже если есть уверенность, что всё получится. Во всяком случае нужно быть готовым к тому, что будут сюрпризы и большей частью - неприятные. Даже строители, имеющие значительный опыт в постройке различных катеров тратят серьёзные деньги на опытное строительство... Это могут быть модели и натурные образцы.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Даже такая, казалось бы, "мелочь", как угол наклона форштевня очень серьёзно влияет на положение Центра Величины и положение Центра Тяжести судна, а с ними и на все мореходные качества и даже на компоновку. Вот для примера картинки с площадями листов наружной обшивки судна, которое строится сейчас по нашему проекту ("Мартын-11") . Одна картинка - наше предложение Заказчику. Вторая - результат переделки по его требованиям.
 

Вложения

  • 63,8 КБ Просмотры: 979
  • 20,1 КБ Просмотры: 974

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Разумеется один из "главных оплотов" судов с вертикальным форштевнем - это лодки в стиле "ретро". Это у нас до сих пор люди изо всех сил стараются сделать "посовременнее"... чтоб "как иномарка"... Ну что ж... Вот как выглядят настоящие иномарки, которые ценят, которые любят, которые тщательно ремонтируют и которыми... ГОРДЯТСЯ! И они стоят дороже, чем те, которые "посовременнее"...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Кстати о советстком судостроении... немного отвлекусь от темы обводов. Вот интересная фотка. Наши делают подарок одному иностранцу "в знак уважения и дружбы" (понравилась эта штука ему...). Откуда иностранец - см. флажок. Кто этот счастливый обладатель сверхсовременного катера?.. Если не узнали подсказываю - Генри А. Киссинджер... тот самый.
 

Вложения

  • 52,4 КБ Просмотры: 877

Тугарин

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.03.2015
Сообщения
24 313
Карма
8 359
Возраст
42
Город
Саратов - Рай
Имя
Александр сын Сергея
Лодка
П2, К, К5м, К5м4, К2м, Амур-д, ПрофМарин 350 нднд было, Обь-м НТ, ямаран т330, гулянка есть
Мотор
Ямахa 2, Вихрь 25,30, HDX T5, Меркурий 50ЕО, джонсон 70 было. Джонсон 15, Ямаха F25AEHT, Вихрь 30 есть
Волгу делали с ПОК?
Для высоких членов?
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Ещё одна волнующая некоторых людей тема - бульбовая оконечность. Такая "забабаха" на носу получила большое распространение на судах во времена "энергетического кризиса" на Западе. Назначение - экономичность плавания. Как это работает? Это работает очень сложно. Это означает, что путём длительных прокаток в опытовых бассейнах профильных НИИ выяснили, что если правильно подобрать размеры и форму этой штуки, то можно при определённых скоростях в определённых условиях получить некоторую экономию топлива. (есть даже стандартная методика расчёта бульбовой оконечности) То есть бульбовая оконечность придумана для сухогрузов, например... или для любых других судов, обладающих солидным водоизмещением и совершающим длинные монотонные рейсы...
Применение на малых судах этой штуки малооправдано. Сделать "на глаз" означает истратить впустую материалы и время... но(!). В таком дополнительном объёме удобно разместить, например, подруливающее устройсто... Или просто душа просит эксперимента... делают!
Поэтому, если хочется, то сделать можно - на тихом ходу не сильно навредит, но на "счастливый билет" особенно расчитывать не стоит.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Тугарин сказал(а):
Волгу делали с ПОК?
Для высоких членов?
Скорее всего - "экспериментальный образец". В то время ещё стандартных ПОК у нас ещё не было. Скорее всего - "подарок" из Швеции. Конструкция катера вполне допускала такую переделку - развесовка практически не менялась. Наши много чего покупали в то время. Например, покупали американские подвесники "Меркурий". Причём для промысловых катеров... Директор завода, на котором я начинал трудовую деятельность ездил на Шевроле...(начало 70-х годов)
 

Тугарин

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.03.2015
Сообщения
24 313
Карма
8 359
Возраст
42
Город
Саратов - Рай
Имя
Александр сын Сергея
Лодка
П2, К, К5м, К5м4, К2м, Амур-д, ПрофМарин 350 нднд было, Обь-м НТ, ямаран т330, гулянка есть
Мотор
Ямахa 2, Вихрь 25,30, HDX T5, Меркурий 50ЕО, джонсон 70 было. Джонсон 15, Ямаха F25AEHT, Вихрь 30 есть
Блин, мечта детства-покататься на "крылатом"!
У нас их ещё "буржуйками" звали, за шум мотора и то что катались на них буржуи в основном )))
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Тугарин сказал(а):
Блин, мечта детства-покататься на "крылатом"!
У нас их ещё "буржуйками" звали, за шум мотора и то что катались на них буржуи в основном )))
У нас на заводе такой катер был в качестве разъездного... на директорском Шевроле мне ездить не пришлось как-то, а вот на катере - несколько раз возили на нашу заводскую базу отдыха. Отличная штука...
Хм... "Невка" ещё круче была... это было как... полёт!
 

seva

старшина 1ст.
Регистрация
30.07.2012
Сообщения
93
Карма
6
Возраст
51
Город
г.Москва
Имя
Александр
Лодка
Катамаран "Альбатрос", самодельная лодка "Бесенок"
Мотор
Москва 10, Нептун 23
До чего же интересно читать все это! )))
 

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Хочу заметить, что читать не всегда безопасно. Особенно в интернете. Производителям нужно сбыть продукцию. Нередко это делается по принципу "любой ценой". Понятно, что эту самую цену платят покупатели, начитавшиеся рекламных статей с красивыми наукообразными описаниями полезных свойств "революционных" форм именно их производства (номера патентов прилагаются). Но получение патента совсем не обязательно означает что-то полезное... только новизну. В мире много плавающих экспериментов, которые имеют сомнительные достоинства. Вот один из них: корпус-топор... Специально показываю много фоток. Графика, фото на малом ходу, фото на полном ходу... именно на полном ходу - самые интересные. Обратите внимание на брызги, пену, волны... очень эфектно и столь же неэфективно. На разведение волн-то тратится энергия... много энергии. То есть - не экономично. Тогда - зачем? А чтобы продать...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Разумеется нельзя всех грести под одну гребёнку. Чаще люди действительно находятся в поиске. Иногда их творения выглядят достаточно экзотично, но логика всё же просматривается... Нужно просто подождать, чем закончатся их поиски... или самому поискать. Это - увлекательно.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Это были суда, объединённые одной идеей (не очень новой, но не решённой) - идеей пониженного волнового сопротивления. Вот ещё один вариант на ту же тему...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Один из моих Заказчиков как-то делился впечатлениями: "... вхожу в протоку... тыщу раз по ней проходил... а тут вдруг скорость резко упала... думаю - что-то с мотором?.. Да, вроде - нет. Назад глянул - А ТАМ!.. рыжий бурун за кормой!.. Представляешь?.. воды по щиколотку - по грунту ползу!"
Итак, о том, как плавать быстро по мелководью... Но сначала о том, как вообще плавать по мелководью. Если медленно, то никаких проблем - дно плоское, борт пониже, чтобы нагрузка была поменьше, а с ней и осадка. Первый "подводный камень" - частые посадки на мель. Решается установкой днищевых килей. Развитых или не очень. Самые заметные применяются на судах, которые эксплуатируются в морских районах с сильным отливом. Или, как вариант - днище попрочнее...
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Есть нюансы на плоскодонных судах в виде небольшого подьёма днища в носу и в корме. Подъём в носу нужен для более удобной швартовки к необорудованному берегу. Недостаток при этом - возможное ухудшение устойчивости на курсе. С подъёмом в корме сложнее. Первая причина его "нужности" - это необходимость разместить движитель в зоне наименьшего риска пореждения. Хотя даже небольшой дифферент на корму эту хитрость сводит на нет. Вторая причина связана с тем, что жидкость не сжимается, а для работы винта или водомёта нужна вода. И этой самой воды на меляке под днищем не хватает. Поэтому при наступлении критического момента движущееся судно стукается о дно водоёма... процесс происходит быстро и, как говорится, последствия в ассортименте... Чем шире судно, чем "площщее" днище и чем выше скорость, тем больше вероятность почувствовать этот эфект на практике.
Что делать? На тихоходных судах есть так называемый "винт в тонеле". Это что-то среднее между водомётом и винтом в насадке. Такие применяются на буксирах для мелководья, мелких грузовых самоходках и т.п. Примерно это и применили на катере "Стреж". Второй вариант более экзотический - гребные колёса. С ними нельзя достигнуть высоких скоростей, но по упору они могут дат любому винту огромную фору.
В целом плоскодонные суда с большой шириной корпуса очень хороши для плавдачь. Именно такую форму мы применили для "Нафани 740", "Лобосты", "Побега 950"... см. http://kizhim.ru/projects/shop/
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
В настоящее время колёсный привод используется редко, а среди самодельщиков "совсем редко", поэтому имеет смысл сосредоточится всё же на винтах во всех проявлениях.
Винту для работы нужна вода, даже если речь идёт о суперкавитирующих винтах. Именно на воду винт опирается, кода толкает лодку вперёд. Мало того, нужно, чтобы она поступала к винту бесперебойно в нужном количестве. Поэтому на "нормальных" судах есть требование к глубине, на которой винт должен находится. Но на мелкосидящих судах такой возможности нет... отсюда и множество хитростей. Задача - дать винту "точку опоры". Один из способов - винт в полутонеле. В таком положении верхняя кромка винта может оказаться вровень с ватерлинией и даже немного выше. Чтобы обеспечить его работу нужно только кромки корпусных конструкций заглубить по всему периметру вокруг винта, включая корму. Получится "вмятина" на днище, в которой и будет установлен винт. При этом сам винт можно заключить в направляющую насадку. При равном упоре диаметр винта можно уменьшить. На фото такая корма с нишами для двухвинтового корпуса.
 

Вложения

КиЖиМ

капитан 3-го ранга
Регистрация
05.06.2016
Сообщения
902
Карма
178
Город
Астрахань
Имя
Евгений
Лодка
отсутствует
Мотор
отсутствует
Вот ещё фото кормы мелкосидящего буксира с таким же полутонелем, но упрощённых обводов. Насадка не предусматривалась, так как не исключалась работа буксира в мелкобитом льду. В таких случаях открытый винт меньше повреждается. Если же делать с насадкой, то нужно было бы сделать к ней специальную защиту. На первом фото - корма "Костромича" с такой защитой.
 

Вложения

Вверх Снизу