IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
А я тут в воскресенье еду с рыбалки, подъезжаю к гаражу, сбрасываю газ и ставлю в нейтраль и слышу постукивание чётко в такт оборотам. :? Заглушил и уже в гараже пошевелил маховик, как-то не так......, ладно думаю, сейчас не до этого, завтра приду посмотрю получше. Пришёл, пощупал маховик. Если пытаться приподнять за один край, то диаметрально противоположный наоборот опускается. Первая мысль: стяжной болт коленвала. На всякий случай спустил на воду и запустил мотор на самых малых без колпака, что бы лучше было слышно. Стучит. Сегодня разобрал, так и есть, вынул шплинт и открутил стяжной болт с нулевым усилием. :shock: Это второй случай за мою многолетнюю практику. Оба вала были с пермских двадцаток, имеющих стяжной болт с резьбой М-12Х1, позже ставили более мощный болт с резьбой М-14Х1. Ко всему этому ещё и зуб в соединении оторвался от ударов друг о друга.


Казалось бы, затянуть по новой и отверстие новое под шплинт. Но не тут-то было, поскольку мотор довольно долго работал с ослабленным соединением до появления стука, то шлицы уже подъедены трением друг о друга и это видно при разборке. Поэтому при затяжке две половины вала садятся по шлицам как будто они по новой нарезаны да ещё и криво. Что бы не гадать поставил вал на призмы и проверил биение шеек. Оказалось почти 0.13 мм. :shock: "Выстучать" вал уже не получится, не в той плоскости. За интерес попробовал, вывел биение до 0.08 мм., много.... Тоже самое было и в первом случае 7-8 лет назад.


В общем сниму шатуны с подшипниками и кривошипными пальцами и поставлю на другой вал, как раз такой "больной" есть, нуждающийся в донорских органах. Остальное на помойку. Ну а валов у меня ещё хватает, поэтому сегодня же мотор и был собран и уже заработал.(вал опять от В-20 :hahaha: )
Вывод: Стяжной болт на коленвалах от В-20 слишком слабый и нужно иногда разбирать мотор и пробовать его подтягивать, если не тянется, то все хорошо. Первый раз после такого случая я подумал что это просто случайность, но оказалось что это не так и произошло это уже на другом моторе.
 

Вложения

вЯчЕславович

капитан 1-го ранга
Регистрация
23.08.2013
Сообщения
5 610
Карма
865
Возраст
60
Город
Старая Русса
Имя
Александр
Лодка
есть
Мотор
есть
Константин,а как ты затягиваешь болт?при переборке?
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
вЯчЕславович сказал(а):
Константин,а как ты затягиваешь болт?при переборке?
Александр, как обычно, спецключ и специальная приспособа удерживающая вал и не позволяющая при закручивании-откручивании провернуться щеке по кривошипному пальцу. Поэтому проворот по кривошипному пальцу полностью исключён.
Смонтировано и демонтировано у меня наверное не одна сотня валов, особенно когда ремонтами занимался, да и сейчас частенько просят.
 

Кирюха

капитан 2-го ранга
Регистрация
01.03.2013
Сообщения
1 209
Карма
251
Город
Архангельская область Двинской Березник!
Имя
Кирилл
Лодка
Воронеж, Неман-1, Казанка(ранняя)
Мотор
Моторов куча, но Привет-22 ЛУЧШИЙ!!!
Тоже на 20ке был болт не затянут, но мотор ездил немного, тупо затянул вроде не гремит, картер не греется.
 

вЯчЕславович

капитан 1-го ранга
Регистрация
23.08.2013
Сообщения
5 610
Карма
865
Возраст
60
Город
Старая Русса
Имя
Александр
Лодка
есть
Мотор
есть
IGNAT сказал(а):
вЯчЕславович сказал(а):
Константин,а как ты затягиваешь болт?при переборке?
Александр, как обычно, спецключ и специальная приспособа удерживающая вал и не позволяющая при закручивании-откручивании провернуться щеке по кривошипному пальцу. Поэтому проворот по кривошипному пальцу полностью исключён.
Смонтировано и демонтировано у меня наверное не одна сотня валов, особенно когда ремонтами занимался, да и сейчас частенько просят.
константин,в твоём тех.мастерстве я и не сомневался..случай просто интересный..мне тоже довелось раньше покрутить их не мало..чаще были муки по откручиванию болта,а чтоб он сам прослаб :? ..удивительный и познавательный случай..
 

petro

мичман
Регистрация
16.09.2014
Сообщения
179
Карма
13
Город
Екатеринбург
Лодка
Nord Boat 400
Мотор
Вихрь 32
petro сказал(а):
Теперь я расскажу свою счастливую историю.
купил вихрь откатал короткое лето. Намучился с ним, заменил топливный насос и зажигание МБ-2 с катушками (бабинами)на ТЛМ-3, доработал карбюратор. Решил посмотреть из нутри на то что купил, так как не ровно работал на ХХ и сильно вибрировал.
Обнаружил, что предыдущий хозя ремонтировал его, заменил нижний поршень (может в этом причина вибрации, хочу взвешать).
Отсутствует осевой зазор КВ. не могу снять верхнюю крышку.
Взвешивал поршни, разница ну очень большая, боюсь спиливание наплывов внутри поршня не поможет. поменянный с зеленой маркировкой, а родной без.
Получил новый Б/У коленвал в сборе с картером по почте. вроде бы в хорошем состоянии. Смущает что в верху не поставлено регулировочное кольцо, зазор между подшипником и щекой КВ в верху 0.3, а в низу 0.1.(кольцо стоит)
 

Вложения

shura1980

матрос
Регистрация
26.04.2015
Сообщения
23
Карма
0
Город
Марий Эл/Красногорский
Имя
Александр
Лодка
KMD-380Pro
Мотор
Нептун-23 Вихрь-30
Господа, а существуют аналоги шатунов Вихря от иномоторов или близких по параметрам, хочу заменить нижние шейки. Есть возможность выточить, но нет самих шатунов.
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
shura1980 сказал(а):
Господа, а существуют аналоги шатунов Вихря от иномоторов или близких по параметрам, хочу заменить нижние шейки. Есть возможность выточить, но нет самих шатунов.
Думаю что аналогов нет. А может лучше найти вал или его разные части и спрессовать кривошипный палец с подшипником и шатуном?
 

shura1980

матрос
Регистрация
26.04.2015
Сообщения
23
Карма
0
Город
Марий Эл/Красногорский
Имя
Александр
Лодка
KMD-380Pro
Мотор
Нептун-23 Вихрь-30
У нас отдельные части найти проблематично, а покупать целиком ПЛМ на зап. части во-первых выйдет дороговато, во-вторых не факт что там окажется достойный колен вал.
Если кто поделится шатунами за вознаграждение, буду очень признателен.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 462
Карма
177
Возраст
82
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
IGNAT сказал(а):
shura1980 сказал(а):
Господа, а существуют аналоги шатунов Вихря от иномоторов или близких по параметрам, хочу заменить нижние шейки. Есть возможность выточить, но нет самих шатунов.
Думаю что аналогов нет. А может лучше найти вал или его разные части и спрессовать кривошипный палец с подшипником и шатуном?
Кривошипные пальцы приходилось изготавливать новые из стали ШХ-15. Твердость НRC=56-58 единиц после объёмной закалки с отпуском. Работали прекрасно со старыми шатунами. Главное выдержать установочный зазор, порядка 0,015-0,018 мм. Можно сделать и из стали конструкционной, но с цементацией поверхностного слоя на глубину 0,6 мм с последующей закалкой и шлифовкой на центрах всех 3-х шеек за одну установку. Натяг при запрессовке кривошипных щёк обеспечить 0,10мм.
 

shura1980

матрос
Регистрация
26.04.2015
Сообщения
23
Карма
0
Город
Марий Эл/Красногорский
Имя
Александр
Лодка
KMD-380Pro
Мотор
Нептун-23 Вихрь-30
реф-мех сказал(а):
IGNAT сказал(а):
shura1980 сказал(а):
Господа, а существуют аналоги шатунов Вихря от иномоторов или близких по параметрам, хочу заменить нижние шейки. Есть возможность выточить, но нет самих шатунов.
Думаю что аналогов нет. А может лучше найти вал или его разные части и спрессовать кривошипный палец с подшипником и шатуном?
Кривошипные пальцы приходилось изготавливать новые из стали ШХ-15. Твердость НRC=56-58 единиц после объёмной закалки с отпуском. Работали прекрасно со старыми шатунами. Главное выдержать установочный зазор, порядка 0,015-0,018 мм. Можно сделать и из стали конструкционной, но с цементацией поверхностного слоя на глубину 0,6 мм с последующей закалкой и шлифовкой на центрах всех 3-х шеек за одну установку. Натяг при запрессовке кривошипных щёк обеспечить 0,10мм.
Спасибо за совет, новые пальцы буду делать по любому, потом посмотрим как будут сидеть в старых шатунах, но надежды большой нет.
 

Telenkov

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.05.2013
Сообщения
5 138
Карма
1 317
Возраст
53
Город
Нижегородская обл. Арзамас
Имя
Алексей
Лодка
Прогрес 4, ПВХ 380, РИБ 2037, РИБ 480
Мотор
Меркури-60, вихрь-30 2шт., сузуки-30, ямаха-40
сходи в подшипниковый магазин, подбери подшипник немного больше, отдай шатуны и пальцы шлифануть под новый размер, Если с пальцем совсем жопа, сходи к мотористам подбери поршневой палец то авто (я их обычно оставляю как втулочки выколоточки, короче не выбрасываю, размеры есть разные) и сделай нужного размера.
 

shura1980

матрос
Регистрация
26.04.2015
Сообщения
23
Карма
0
Город
Марий Эл/Красногорский
Имя
Александр
Лодка
KMD-380Pro
Мотор
Нептун-23 Вихрь-30
Господа, а если в нижнюю головку шатуна впрессовать подшипник с внешней обоймой, как такой вариант???

И если увеличивать диаметр, то до какого размера, чтобы не особо в ущерб прочности???
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
shura1980 сказал(а):
У нас отдельные части найти проблематично, а покупать целиком ПЛМ на зап. части во-первых выйдет дороговато, во-вторых не факт что там окажется достойный колен вал.
Если кто поделится шатунами за вознаграждение, буду очень признателен.
Вот этого добра у меня предостаточно. Это только часть имеющихся шатунов, сепараторы с роликами тоже имеются. При установке шатуна с пермского вала и его же пальца(29мм. по наружному вместо 25мм. у самарского) можно поставить игольчатый подшипник с шестерни переднего хода, абсолютно одинаковы. На самых первых самарских валах тоже был подшипник как в редукторе.
 

Вложения

shura1980

матрос
Регистрация
26.04.2015
Сообщения
23
Карма
0
Город
Марий Эл/Красногорский
Имя
Александр
Лодка
KMD-380Pro
Мотор
Нептун-23 Вихрь-30
IGNAT сказал(а):
shura1980 сказал(а):
У нас отдельные части найти проблематично, а покупать целиком ПЛМ на зап. части во-первых выйдет дороговато, во-вторых не факт что там окажется достойный колен вал.
Если кто поделится шатунами за вознаграждение, буду очень признателен.
Вот этого добра у меня предостаточно. Это только часть имеющихся шатунов, сепараторы с роликами тоже имеются. При установке шатуна с пермского вала и его же пальца(29мм. по наружному вместо 25мм. у самарского) можно поставить игольчатый подшипник с шестерни переднего хода, абсолютно одинаковы. На самых первых самарских валах тоже был подшипник как в редукторе.
Если точить новый палец, то диаметр можно подогнать под любой подшипник, а какой диаметр у нижней головки шатуна?
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
shura1980 сказал(а):
Если точить новый палец, то диаметр можно подогнать под любой подшипник, а какой диаметр у нижней головки шатуна?
Внутренний диаметр головки шатуна 35 мм. В любом исполнении коленвала.
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
А ещё шатуны можно купить новые.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 661
Карма
552
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Если они у мировых типа моторов такого же качества, как карбюраторы, то лучше не надо))
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
У всех этих подшипников высота 16 мм. Расстояние между щёками коленвала 15 мм. Нужно увеличивать до 16.5 мм. Шлифовать щёки и ослаблять и без того слабый коленвал.... зачем? Высота нижней головки шатуна 14.5 мм. Если уж хочется новый подшипник, то тогда лучше взять с редуктора игольчатый и сделать новый палец. Шатун я так понимаю будет б/у.
 

shura1980

матрос
Регистрация
26.04.2015
Сообщения
23
Карма
0
Город
Марий Эл/Красногорский
Имя
Александр
Лодка
KMD-380Pro
Мотор
Нептун-23 Вихрь-30
IGNAT сказал(а):
У всех этих подшипников высота 16 мм. Расстояние между щёками коленвала 15 мм. Нужно увеличивать до 16.5 мм. Шлифовать щёки и ослаблять и без того слабый коленвал.... зачем? Высота нижней головки шатуна 14.5 мм. Если уж хочется новый подшипник, то тогда лучше взять с редуктора игольчатый и сделать новый палец. Шатун я так понимаю будет б/у.
Ну неоткуда мне взять новые шатуны и родные подшипники, а тому что предлагает инет. магазин доверия нет.
Колен вал пока не половинил, выработку шатунов не мерил, но болтаются они о-го-го :)
Думал для этих импортных подшипников сделать выборку в щеках. А пальцы после сборки и центровки прихватить полуавтоматом.

А сначала, хочу все подготовить: найти сталь, договорится с токарем и термистом, посоветоваться с грамотными людьми на форуме, а оставшиеся свободные теплые деньки на воду рыбачить... :)
 

Макарыч

ст. матрос
Регистрация
07.12.2015
Сообщения
43
Карма
2
Возраст
42
Город
Томск (Северск)
Имя
Павел
Лодка
Казанка- М (були удалены), Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30, Tohatsu 18
Вопрос к знатокам: Допускается ли установка двух прокладок м/у верхней и средней крышками картера, чем чревато кроме увеличения объема картера (которое возможно к лучшему)?

Необходимость установки двух прокладок возникла при настройке вертикального люфта колена и правильного (одинакового) зазора золотников. Золотники глухие, толщина 9 мм. Увеличение объема картера компенсируется толщиной золотников (прокладка- 0,5мм, золотник-9мм вместо 8). При помощи штатных регулировочных шайб выставить не получилось (удалось найти все шайбы).
Сейчас узел собран так: 1,9мм-низ, 0,2мм-верх, 0,5мм-доп. прокладка. Изначально было 1,7мм- низ, при этом люфт составлял 0,3-0,32. При штатных золотниках нормально, но при увеличенных коленвал сильно смещен вниз (ложится на верхний золотник, точнее на полностью сжатые четыре пружинки). Сейчас зазор м/у верхним золотником и щекой колена- 0,65мм, м/у нижним золотником и щекой- 0,75; люфт-0,05мм. Все вроде бы не плохо но две прокладки?...
Пока не поставил блок цилиндров хотелось бы услышать мнение более знающих и опытных людей. Заранее благодарю!
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
120
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
Макарыч сказал(а):
Вопрос к знатокам: Допускается ли установка двух прокладок м/у верхней и средней крышками картера,.....
Бывало приходилось ставить более толстую, самодельную. Две тоже думаю можно поставить, но не более, а то шпильки в блок не зайдут при сборке головы.
 

с494

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.03.2010
Сообщения
3 943
Карма
782
Город
Саратов
Имя
Юрий
Лодка
Сейчас Прогресс 4
Мотор
Сейчас Джоник 50(70) 3цил
Макарыч сказал(а):
Вопрос к знатокам: Допускается ли установка двух прокладок м/у верхней и средней крышками картера, чем чревато кроме увеличения объема картера (которое возможно к лучшему)?

Необходимость установки двух прокладок возникла при настройке вертикального люфта колена и правильного (одинакового) зазора золотников. Золотники глухие, толщина 9 мм. Увеличение объема картера компенсируется толщиной золотников (прокладка- 0,5мм, золотник-9мм вместо 8). При помощи штатных регулировочных шайб выставить не получилось (удалось найти все шайбы).
Сейчас узел собран так: 1,9мм-низ, 0,2мм-верх, 0,5мм-доп. прокладка. Изначально было 1,7мм- низ, при этом люфт составлял 0,3-0,32. При штатных золотниках нормально, но при увеличенных коленвал сильно смещен вниз (ложится на верхний золотник, точнее на полностью сжатые четыре пружинки). Сейчас зазор м/у верхним золотником и щекой колена- 0,65мм, м/у нижним золотником и щекой- 0,75; люфт-0,05мм. Все вроде бы не плохо но две прокладки?...
Пока не поставил блок цилиндров хотелось бы услышать мнение более знающих и опытных людей. Заранее благодарю!
Верхняя регулировочная шайба 0,2 перетрётся и порвётся через 50 часов.
выкинь её, и пусть люфт кв будет 0,25 , что вполне допустимо.
 

Вложения

Макарыч

ст. матрос
Регистрация
07.12.2015
Сообщения
43
Карма
2
Возраст
42
Город
Томск (Северск)
Имя
Павел
Лодка
Казанка- М (були удалены), Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30, Tohatsu 18
Верхняя регулировочная шайба 0,2 перетрётся и порвётся через 50 часов.
выкинь её, и пусть люфт кв будет 0,25 , что вполне допустимо.

Слышал про этот неприятный эффект (про тонкую шайбу). Выкинуть шайбу мне пока не очень подходит, при новых (глухих, увеличенных) золотниках без шайбы установка золотников будет не совсем верная (нижний будет сильнее прижат). Кроме того в связи с установкой "нового" (б.у.) колвала, золотников, подшипников (причем средний подобран с небольшим натягом), обработкой поверхностей под золотниками планирую провести обкатку, если все нормально будет то буду далее растачивать блок и менять поршня, пальцы, за одно поставлю вместо двух прокладок одну, толщиной 0,8-0,9 (если такой паронит есть), выкину верхнюю шайбу.
 
Вверх Снизу