I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Когда на пенсии и делать нечего, можно заняться переделкой ПМЛ Салют. Начиная эту тему уже кое что сделал, далеко не всё, но работы по мере возможности идут. На всех форумах как только этот моторчик не ругают, но он дитя своего времени. Мне захотелось его переделать. Большая просьба всем, кто хочет заходить в эту тему и писать: а зачем это нужно? лучше купить китайца...-проходите мимо, эта тема не для Вас.

В профиле написал, что плаваю на байдарке. Есть каркасная Нерис и надувная Щука. Захотелось подружить салют с этими лодочками. В сети много самоделок, но мне не понравились. Иду своим путём. Требования к конструкции крепления и управления: удобство управления, удобство в эксплуатации, по возможности минимальный вес, возможность эксплуатации на обеих лодках. Крепление мотора должно быть только на корме. Конечно это здорово усложняет конструктив, но из опыта плавания (особенно по кольскому) боковое крепление мотора очень не удобно. Разработка всего выкладываемого материала производится в автокаде.

Мотор должен подниматься на угол не менее 70 градусов, мотор должен поворачиваться от продольной оси лодки на угол +-60 градусов, в случае наезда на препятствие- отбрасываться, легко сниматься с лодки, иметь регулировку по высоте (заглубление винта), иметь регулировку по углу наклона +-5 градусов от горизонта. Исходя из этих требований родился вот такой конструктив. К сожалению не получается печатать текст после снимков, но думаю будет понятно. Делаю макет из картона, проверяю его на лодке.
178731 178732 178733 151743
 
Последнее редактирование:

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
И так, что и как сделано. Понятно, что сделать хорошо, даже имея золотые руки, очень сложно. Приходится к голове и рукам прибавлять станочную базу. У меня к счастью пока есть доступ к токарно-фрезерному парку, гибочному оборудованию, гидроабразивной и лазерной резке, термичке, злектроэрозионке и пр. Сварочные работы аргоном произвожу дома.

Что бы вся эта "железяка" была полегче делаем её частично из 2.0мм титана, частично из 2.0мм нержавейки и из Д16Т. Алгоритм работ всегда одинаков- расчет, чертёж, изготовление, обработка ручками, подгонка, сборка.

На первом снимке вырезанные на лазере детальки узла регулировки . Может быть кому-то пригодится: при гибе листов под прямым углом развёртка считается так- уголок со сторонами 20мм х 20мм из 2.0мм материала тогда развёртка- 20+20-2-2=36мм, т.е. вычитаем две толщины металла. Пазы позволяют регулировать угол наклона мотора +-5 градусов, а ряд отверстий менять глубину винта +-60мм.

На втором снимке узел крепления в байдарке. Нержавейка. Нижняя фигурная деталь из 3.0мм остальные из 2.0мм.

Третий снимок. Не уверен, что буду его ставить, но на всякий случай сделал. Узел демпфирования колебаний. Площадка из титана с установленными резиновыми демпферами. Для каркасной лодки может быть актуальна, а для надувной точно не нужна. вес 200гр.

Четвертый снимок. Плита Д16Т и вырезанная на гидроабразивном станке деталь в которой поворачивается дейдвуд и позволяет быстро снимать-устанавливать мотор. Для уменьшения трения установлены капролоновые (полиамидные) втулки.

Пятый. Тоже, но крупно. После вырезания деталь "облагорожена" на фрезерном станке, подогнана в размеры. Расточена под дейдвуд. Деталь не доделана. Надо установить в верхние отверстия пальцы при помощи которых мотор будет удерживаться на механизме.

Шестой снимок. К своему стыду не придумал ничего оригинального для обеспечения заданных углов поворота мотора кроме банальной шестерёнчатой передачи. Это ведомая шестерня устанавлемая на дейдвуд.

Седьмой снимок. Ведущая шестерня привода поворота. Совмещена со шкивом под тросики, при помощи которых осуществляется управление. Запрессована втулка из прессованной бронзы. Прессованная бронза варится в масле и не нуждается в смазке. Отверстия выбраны для уменьшения веса.

Восьмой снимок. Узел на который крепится (навешивается) мотор.

Девятый снимок. Ось из нержавейки с втулками из прессованной бронзы и сектором из Д16Т. По кромке сектора сделан паз под тросик. Тросик привода крепится к сектору.

Десятый снимок. Упор дейдвуда. Вырезан на гидроабразивном станке из полиамида (капролона). Упор необходим для уменьшения нагрузки на зубья шестерен и восприятия боковых нагрузок при повороте работающего мотора.

Одинадцатый снимок. Сваренный узел крепления мотора к лодке. Ввернуты винты рубашек трех тросиков (поворот вправо, поворот влево, центральный-подъём двигателя). Втулки на которые будут надеваться дюралевые трубки ещё не приварены.

Двенадцатый снимок. Так выглядит почти собранный узел. Не установлены упор дейдвуда и ведущая шестерня. При подъёме двигателя тросиком, сектор поворачивается и тащит за собой трубку проходящую через него, трубка приварена к проушинам на которых висит двигатель, проушины поворачиваются относительно оси. Столь сложная конструкция позволяет в случае наезда на препятствие отбросить мотор, тросик привода остается неподвиженым.

Вес этой приблуды 1400гр. Если убрать демпферы-1200гр. Вес родной салютовской струбцины 1010гр. Проиграл пока 200гр плюс примерно 600гр мех-м управления. Да, за удобства надо платить!
 

Вложения

Последнее редактирование:

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 836
Карма
4 181
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
И так, что и как сделано. Понятно, что сделать хорошо, даже имея золотые руки, очень сложно. Приходится к голове и рукам прибавлять станочную базу. У меня к счастью пока есть доступ к токарно-фрезерному парку, гибочному оборудованию, гидроабразивной и лазерной резке, термичке, злектроэрозионке и пр. Сварочные работы аргоном произвожу дома.
Что бы вся эта "железяка" была полегче делаем её частично из 2.0мм титана, частично из 2.0мм нержавейки и из Д16Т. Алгоритм работ всегда одинаков- расчет, чертёж, изготовление, обработка ручками, подгонка, сборка.
На первом снимке вырезанные на лазере детальки узла регулировки . Может быть кому-то пригодится: при гибе листов под прямым углом развёртка считается так- уголок со сторонами 20мм х 20мм из 2.0мм материала тогда развёртка- 20+20-2-2=36мм, т.е. вычитаем две толщины металла. Пазы позволяют регулировать угол наклона мотора +-5 градусов, а ряд отверстий менять глубину винта +-60мм.
На втором снимке узел крепления в байдарке. Нержавейка. Нижняя фигурная деталь из 3.0мм остальные из 2.0мм.
Третий снимок. Не уверен, что буду его ставить, но на всякий случай сделал. Узел демпфирования колебаний. Площадка из титана с установленными резиновыми демпферами. Для каркасной лодки может быть актуальна, а для надувной точно не нужна. вес 200гр.
Четвертый снимок. Плита Д16Т и вырезанная на гидроабразивном станке деталь в которой поворачивается дейдвуд и позволяет быстро снимать-устанавливать мотор. Для уменьшения трения установлены капролоновые (полиамидные) втулки.
Пятый. Тоже, но крупно. После вырезания деталь "облагорожена" на фрезерном станке, подогнана в размеры. Расточена под дейдвуд. Деталь не доделана. Надо установить в верхние отверстия пальцы при помощи которых мотор будет удерживаться на механизме.
Шестой снимок. К своему стыду не придумал ничего оригинального для обеспечения заданных углов поворота мотора кроме банальной шестерёнчатой передачи. Это ведомая шестерня устанавлемая на дейдвуд.
Седьмой снимок. Ведущая шестерня привода поворота. Совмещена со шкивом под тросики, при помощи которых осуществляется управление. Запрессована втулка из прессованной бронзы. Прессованная бронза варится в масле и не нуждается в смазке. Отверстия выбраны для уменьшения веса.
Восьмой снимок. Узел на который крепится (навешивается) мотор.
Девятый снимок. Ось из нержавейки с втулками из прессованной бронзы и сектором из Д16Т. По кромке сектора сделан паз под тросик. Тросик привода крепится к сектору.
Десятый снимок. Упор дейдвуда. Вырезан на гидроабразивном станке из полиамида (капролона). Упор необходим для уменьшения нагрузки на зубья шестерен и восприятия боковых нагрузок при повороте работающего мотора.
Одинадцатый снимок. Сваренный узел крепления мотора к лодке. Ввернуты винты рубашек трех тросиков (поворот вправо, поворот влево, центральный-подъём двигателя). Втулки на которые будут надеваться дюралевые трубки ещё не приварены.
Двенадцатый снимок. Так выглядит почти собранный узел. Не установлены упор дейдвуда и ведущая шестерня. При подъёме двигателя тросиком, сектор поворачивается и тащит за собой трубку проходящую через него, трубка приварена к проушинам на которых висит двигатель, проушины поворачиваются относительно оси. Столь сложная конструкция позволяет в случае наезда на препятствие отбросить мотор, тросик привода остается неподвиженым.
Вес этой приблуды 1400гр. Если убрать демпферы-1200гр. Вес родной салютовской струбцины 730гр. Проиграл вчистую. Да, за удобства надо платить!
Похоже на запчасти для Терминатора.
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Два предыдущих поста о исполнительном механизме. Теперь о том, как это управляется. Стояла задача - управление всем одной рукой. По сути обычная моторная ручка- вправо, влево, подъём, газ. Но...дистанционно. Началось с того, что на свалке нашёл ГДРовский механизм электроразъеденителя. Применялся в высоковольтных системах для дистанционного управления. Разобрал, выкинул всё, кроме шестерёнчатой конической пары. Она на первом снимке.

На втором - немного поотрезал, приварил недостающее.

Третий, четвертый снимок. Выточил из Д16Т заготовку. Отрезал всё лишнее, на координатке расточил-просверлил и получил вот такой корпус на и в который будет навешиваться всё остальное. В основании установлен шарикоподшиник (на всякий случай нержавеющий).

Пятый, шестой снимок. Большая ось с установленной "бабочкой"(Д16Т). В рёбрах проточены пазы под тросики отвечающие за поворот мотора вправо-влево. Нижняя часть оси проточена под скользящую посадку в шарикоподшипник. Верхняя часть проточена под размер втулки из прессованной бронзы. По бокам оси сделаны лыски (12мм).

Седьмой снимок. Шкив (Д16Т) с пазами под тросик и прикрученной шестернёй. Этот шкив отвечает за подъём-опускание мотора.

Восьмой снимок. Верхняя перемычка с втулкой под большую ось. Крепёжные отверстия и цековки под имбусные болтики М4.

Девятый, десятый снимок. Важная, но сложная железка из Д16Т. Качалка. Она может поворачиваться в своих осях на бронзовых втулках. С внутренней стороны выступа в нижней части крепится ведущий сектор конической шестерни.

Одинадцатый снимок. Оси качалки (Д16Т).

Двенадцатый снимок. Заготовка с вырезанной на электроэрозионном станке деталькой. Вырезанная деталь (на сегодня не доделана) выполняет роль фиксатора ручки управления. При поднятии мотора (когда он не используется), ручка фиксируется в отверстии этой детали.

Два последних снимка. Узел управления в сборе. На сегодняшний день не сделана ещё одна деталь. Она садится на лыски большой оси и через свою оську может покачиваться относительно на большой оси. Непонятно. Доделаю - выложу.
 

Вложения

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 836
Карма
4 181
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
Два предыдущих поста о исполнительном механизме. Теперь о том, как это управляется. Стояла задача - управление всем одной рукой. По сути обычная моторная ручка- вправо, влево, подъём, газ. Но...дистанционно. Началось с того, что на свалке нашёл ГДРовский механизм электроразъеденителя. Применялся в высоковольтных системах для дистанционного управления. Разобрал, выкинул всё, кроме шестерёнчатой конической пары. Она на первом снимке.
На втором - немного поотрезал, приварил недостающее.
Третий, четвертый снимок. Выточил из Д16Т заготовку. Отрезал всё лишнее, на координатке расточил-просверлил и получил вот такой корпус на и в который будет навешиваться всё остальное. В основании установлен шарикоподшиник (на всякий случай нержавеющий).
Пятый, шестой снимок. Большая ось с установленной "бабочкой"(Д16Т). В рёбрах проточены пазы под тросики отвечающие за поворот мотора вправо-влево. Нижняя часть оси проточена под скользящую посадку в шарикоподшипник. Верхняя часть проточена под размер втулки из прессованной бронзы. По бокам оси сделаны лыски (12мм).
Седьмой снимок. Шкив (Д16Т) с пазами под тросик и прикрученной шестернёй. Этот шкив отвечает за подъём-опускание мотора.
Восьмой снимок. Верхняя перемычка с втулкой под большую ось. Крепёжные отверстия и цековки под имбусные болтики М4.
Девятый, десятый снимок. Важная, но сложная железка из Д16Т. Качалка. Она может поворачиваться в своих осях на бронзовых втулках. С внутренней стороны выступа в нижней части крепится ведущий сектор конической шестерни.
Одинадцатый снимок. Оси качалки (Д16Т).
Двенадцатый снимок. Заготовка с вырезанной на электроэрозионном станке деталькой. Вырезанная деталь (на сегодня не доделана) выполняет роль фиксатора ручки управления. При поднятии мотора (когда он не используется), ручка фиксируется в отверстии этой детали.
Два последних снимка. Узел управления в сборе. На сегодняшний день не сделана ещё одна деталь. Она садится на лыски большой оси и через свою оську может покачиваться относительно на большой оси. Непонятно. Доделаю - выложу.
Игорь, вы молодец. выкиньте из вашей конструкции Салют и можете идти на Нобелевскую. Найдите вот такой моторчик. Он распространенный довольно. Тогда ваша задумка будет гораздо более гармоничной.
151793
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Игорь, вы молодец. выкиньте из вашей конструкции Салют и можете идти на Нобелевскую. Найдите вот такой моторчик. Он распространенный довольно. Тогда ваша задумка будет гораздо более гармоничной. Посмотреть вложение 151793
Спасибо! Премия очень бы не помешала, но... Я же только начал писать, наберитесь чуточку терпения и станет понятно почему Ваша техника не подходит. Я ноль в моделях ПЛМ, но по снимку можно судить, что вес этого мотора раза в полтора больше Салютовского. На Кольском очень много обносов, иногда очень длинных. Каждый лишний кг - пердячим паром.
 

Вложения

ovchinnikov 1966

капитан 1-го ранга
Регистрация
29.01.2012
Сообщения
8 826
Карма
1 301
Имя
Alex
Лодка
Terhi 405. Flinc 320
Мотор
Johnson, Evenrud, Chrysler.Terhi . Volvo Penta ///...
По весу 3-4 сил Джонсон то же самое.Надежность в разы выше.
 

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 836
Карма
4 181
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
Вес мотора на фото 32 фунта, это 14 кг. Салюта в самой легкой комплектации 12 кг. Если с Эвина снять "щеки" и стартер, это еще минус килограмма три. Но по надежности и приятности эксплуатации это даже не в разы. Это сравнивать нельзя. А есть еще Архимедес 3,9. Он еще легче и проще Салюта, при мощности 4 л.с.
 
Реакции: Serg

колымчанин

мл. лейтенант
Регистрация
01.05.2015
Сообщения
212
Карма
22
Город
липецк
Лодка
риб-330 индивидуального изготовления
Мотор
привет-22 джонсон-20 прибой-5 минкота-30
Когда то я делал на таком Салюте Нейтральный ход , что значительно улучшает запуск мотора Я брал храповую муфту от бп Дружба устанавливал её на верхнем конце штанги и вала двигателя . Посредством рычага нижняя часть храповой муфты или рассоединялась или соединялась с мотором и штангой . Работала очень эффективно и надёжно . Приятно , что ещё остались думающие и рукодельные люди . Автору респект .
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
И последнее по креплению-управлению. Естественный вопрос - а как это закрепить и закрепить надёжно на байдарке. Опять не пришло ничего оригинального. На первом снимке чертёж конструктива. Красный квадратик по центру - шпилька М12 на которой всё и весит. Сложно объяснять полно. Позже выложу фото. Пока этот узел в работе.
Второй снимок. Стоковая деталь каркаса байдарки которую надо заменить. Сделана из влагостойкой фанеры.
Третий снимок. Заменил фанеру на Д16Т 16мм толщиной.
 

Вложения

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Всё, что написано выше касается крепления и управления ПМЛ. В этом вопросе решений масса, кто во что горазд- от дощеки-фанерки до моего, дело времени и возможности. Начну о вкусном, т.е. более близком для рядового салютовода - непосредственно о ПМЛ. Зверёк сей был мне подарен. По году рождения - дед сто лет, по состоянию - новый. На воде был две недели, потом лежал в гараже за ненадобностью. Так что обкатался. Начал читать, что о чуде этом пишут. Хорошее пропускал, на негативе акцентировал внимание. Хотелось понять, с чем придётся бороться. Увы, бороться надо абсолютно со всем!

Господа, товарищи, а лучше друзья! Спасибо огромное за высказанные рекомендации по ПМЛ! Если мой проект накроется медным тазом, обязательно приму во внимание Ваши рекомендации, но поскольку уже много сделано, хочется посмотреть на результат.
Понятно, что начал с полной разборки, отмывания всего в ультрозвуке, снития краски, выкинуты все подшипники и все сальники. Первым делом взялся за редуктор. К счастью корпус претерпел минимальные изменения - были распилины впускные окна воды до размера 3.5х14.5мм. При этом эффективные размеры для пропуска воды: два х 3.5 х 11.5 мм.

Снимок раз - корпус редуктора.

Снимок два. Ось-шестерня. На круглошлифовальном снято до "как чисто", покрыто хромом, отшлифовано в размер. Все подшипники заменены на японские Koyo.

Снимок три. Первый камень преткновения - родная помпа. Случайно оказался в Нарофоминске, зашел на завод выпускавший Салют. На складе деталей полным-полно. Хотел купить поршневые кольца, взял 2ш. присмотрелся, они оказались нового образца- толщина не более 0.9-1.0 и очень широкие. Можно купить поршень с кольцами в сборе. Ящики с коленвалами, с редукторами, шатунами, золотниками, винтами двухлоп., частями дейдвуда,резиновыми крыльчатками типа ветерковских но под салютовский вал.... и много-много другого.

Снимок четыре. Новая салютовска крыльчатка помпы.

Эх! не ищу я лёгких путей. Вся помпа выброшена в ящик с хламом. Читаем техническую литературу по насосам. Надо делать новую, а значит надо знать ЧТО делать. Теория:

"Рабочее колесо по своей конструкции бывает открытым, полузакрытым и закрытым.

Снимок пять. Виды рабочих колёс насосов. Открытое рис. а колесо состоит из одного диска и лопастей, находящихся на его поверхности. Количество лопастей в таких крыльчатках чаще всего бывает либо четыре, либо шесть. Они очень часто применяются там, где необходим низкий напор, а рабочая среда загрязненная или содержит маслянистые и твердые включения. Данная конструкция колеса удобна для очистки его каналов. К.п.д. открытых колес маленький и составляет примерно 40%. Наряду с указанным недостатком открытые рабочие колеса имеют существенные преимущества, они менее всего подвергаются засорению и их легко очистить от грязи и налета в случае засорения. И еще, данная конструкция колеса характеризуется высокой износостойкостью к абразивным составляющим перекачиваемой среды (песок).

Полузакрытое (Рис. б) колесо отличается от закрытого тем, что у него отсутствует второй диск, а лопасти колеса с небольшим зазором прилегают непосредственно к корпусу насоса выполняющего роль второго диска. Полузакрытые колеса применяются в насосах, предназначенных для перекачивания сильно загрязненных жидкостей (илов или осадка).

Закрытое (Рис. в) колесо состоит из двух дисков, между которыми располагаются лопасти. Такой тип колеса наиболее часто применяется в центробежных насосах, так как они создают хороший напор, и у них минимальные утечки жидкости из выхода на вход. Изготавливаются закрытые колеса различными способами: литьем, точечной сваркой, клепкой, либо штамповкой".

Т.е. основное достоинство салютовской крыльчатки - "высокая устойчовость к абразивному износу" - это исходя из типа крыльчатки.
На самом деле её достоинство - дешевизна и технологичность производства для производителя и гимор для владельца.

Короче, корпус делаю из нержавейки. Геометрия и размеры почти как у родной. Будет несколько увеличены входы для подачи воды, увеличен обьем под крыльчаткой. Сама крыльчатка будет закрытой ( вспомните о 40%). Другой вопрос, как её сделать?
Снимки шесть, семь, восемь. Корпус сверху, корпус снизу, в сборе с крышкой без крыльчатки. Довольно простая "железяка" из нержавейки, обрабатывал на ЧПУ фрезерном.

Снимок девять. Делаю закрытую крыльчатку. Заготовки для дальнейших работ с крыльчаткой.

Снимок десять. Выфрезерованы лопасти, притёрты с пастой на плите. Крышка так же притёрта на плите. Болт для точного позиционирования при сварке аргоном. Шпонки пришлось изобретать заново, но отверстие в валу не трогал.

Снимок одинадцать. Всё подогнано, притёрто, установлено. Можем, если затотим!
155705155706155707155708155709155710155711155714155715155713
 
Последнее редактирование:

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Продолжать или не стоит? Нет- всё понятно. Да- подскажите, как печатается любой новый пост. Я это делаю через ж... Нажимаю "ответ" на свой первый пост, потом удаляю первый пост и печатаю новый.
 

59RUS

капитан 1-го ранга
Регистрация
02.05.2018
Сообщения
5 915
Карма
2 099
Возраст
57
Город
г. Пермь
Имя
Владимир
Лодка
Были Днепр + В-30, Казанка 5 + В-30 х 2, Казанка 5М + В-30Э х 2 Сейчас Обь, Кайман 330 Мнёв
Мотор
Мерк 15м
Конечно продолжать!
Очень достойная работа и подход к делу впечатляет:snimau shlyapu: :good:

........
Да- подскажите, как печатается любой новый пост. Я это делаю через ж...
Внизу страницы пишем текст в окне и потом жмём - отправить:
151833
 

Serg

адмирал
Команда форума
Регистрация
21.11.2009
Сообщения
2 033
Карма
875
Возраст
43
Город
Иркутск
Имя
Сергей
Лодка
Прогресс-2М, ProfMarineAir330
Мотор
Suzuki DT30, DF2,5

bosya

капитан 1-го ранга
Регистрация
02.07.2014
Сообщения
1 750
Карма
307
Город
Украина
Имя
Александр
Лодка
Колибри К-280, Колибри КМ-300->>МКМ, Романтика-2 ->>Автобот,
Мотор
Прибой->Ветерок-8Э->Ветерок-12 ->>, Fisher 2.5->> Hidea HD3.0FHS, Москва-М, Привет-22, Нептун-23
Подход даже очень серьезный. Молодец! техноманьяк.
фото можно вставлять перед/после текста. в нужном месте текста ставишь курсор, нажимаешь под фото миниатюра и все, появляются в тексте цифры а в просмотре миниатюра, которая развернется при нажатии.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 399
Карма
1 551
Возраст
59
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Ему бы ещё головку попрочнее, что бы прокладку по гильзе обжимала как надо, мне когда то из латуни выточили, забыл про воду цилиндре и выхлоп в рубашке.
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Спасибо, ребята! вдохновили. Забыл в предыдущем посте сказать о двух маленьких детальках. Винты слива-залива масла. Не смог найти такие заглушки под имбус (внутренний шестигранник), оставил родные, но с внутренней части просверлил отверстие 3.0мм диаметром на глубину 3.5мм и вклеил на поксипол ниодимовый магнитик. Пусть собирает всё, что магнитится. И второе- выточил заготовку крышки с сальником, но ещё не фрезеровал. Точил из нержавейки. Только к нерж. в дальнейшем смогу приварить кольцевую защиту-дифлектор винта. Насадка естественно будет профилированной. Уже нашел в сети чертежи профилей крыльев NASA. Скорость в моей посудине - на глисс не выйти, обводы не те, а упор повысится + защита винта.

Ладно, ещё чуть про винт. По всем отзывам двух лопастной- отличный блендер. Это его основное достоинство. Как-то мало! Устанавливать себе буду трех лопастной. Уже вспоминал про наро-фоминский завод, купил там последний винт трёхлопастной с шагом 90мм. Стал проверять геометрию - блин, меня не устраивает! Купил в Волгаре Б.А.В. 11, стал проверять геометрию - тоже Ах! Нее, сделано внешне не плохо, но заявленный шаг 110мм не выдерживает ни какой критики. Конечно, поработав болгаркой-напильником, можно приблизиться...

151840

Так выглядит наро-.фоминский, в сравнении с двух лопастным

151841

Сейчас делаю горку, буду варить из 2.5мм нержавейки или титана ВТ6 с шагом 110мм, но несколько большей площади. Будет возможность подпиливать. Подробнее расскажу об этом позже.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 399
Карма
1 551
Возраст
59
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Но Салют иногда может :
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Так, ну а теперь о вкусненьком! Собственно о моторе. Когда это чудо попало в руки - поражают размеры, игрушка!

В далеких семидесятых Папа переделал веломотор Д4 или Д6 под трехместый Салют. Крепление справа от капитана, примерно метровая штанга, управление курсом - рулём байдарки. Охлаждение мотора переделано под воду. Всё, что осталось с тех времен - эта переделанная голова.

151842

Размеры, а особенно вес для моих походов весьма критичен. Собственно так я и начал его иметь (а может наоборот).

Пока шарахался по форумам случай нашел видео паренька из Харькова - Димы. На ютубе под ником "Рыжий лис". Респект ему высочайший! Самый толковый парень! Так вот он в одном из видео по ремонту Салюта говорил о своём желании изменить принципиально голову этому зверьку. Правильнее сказать заменить на голову от скутера Piaggo. Чёрт! Так это меня зацепило! А тут как раз приятель попросил помочь продать новую, в упаковке поршневую от 50сс Piaggo с водянным охлаждением, да ещё аллюмениевую! так мне за три тысячи досталась недостающая для начала исполнения желания деталь.

151843

И приобрёл с этой головой геморрой на свою .... На словах всё просто, результат (в случае удачного исхода) великолепный. Пятиканальная продувка, полноценные 50сс, но какой ценой! Ладно, взявшись за гуж, не говори что не дюж. Как это должно выглядить?
Вот так.

151844

При разборке картера, точнее при выворачивании шпилек одна из них обламалась. Вторая из откручиваемых. Во времена рождения этого чуда не было анаэробных герметиков-фиксаторов резьбовых соединений, выход находили просто - резьба нарезалась только первым мечиком, а вварачивались шпильки на горячую. Поэтому перед выворачиванием остальных шпилек нагрел картер в духовке до 150 градусов. Обломанную шпильку вытравил разведённой азотной кислотой примерно за пол дня. Обязательно промыть теплой водой с содой!

151845

Избавился от родного карбюратора. Напроч! Ушёл в небытие золотник вместе с нижней крышкой его закрывающей. Решено ставить лепестковый клапан. Карбюратор от бензопилы (только японский, к китайским недоверие). Остановился на Walbro от 60сс бензопилы.

151846 151848

Карбюратор тоже подвергся доработке. Направление вращения рычага газа не совпадало с нужным мне. Сделал чертежи и вырезал из 1.5мм нерж. новые "ушки"-вопрос был решен.

151849
Одним из самых сложных моментов в работе-создание чертежей. Образмеривать детали, где буквально всё в кривь и кось - то ещё занятие. А размеры желательно до сотых. Благо, что есть весь измерительный инструмент дома: микрометры от 0 до 200мм, плитки иогансена, щупы, глубиномер, угломер с делением 0.5 градуса, поверочные плиты, понятно штанген 0.01мм.

Следующий шаг - подбор лепесткового клапана. Выбор огромный, но начинаешь искать именно тот, который нужен засада.

Лепестковый клапан с четырьмя лепестками. От какого скутера не знаю. Выбран за добротность изготовления, точность литья, обрезиненную поверхность прилегания лепестков. Клапан имеет пластмассовую вставку для уменьшения паразитного обьема. Она мне не пригодится, но идея хорошая. Из доработок клапана - бормашинкой всё подчищено, убраны облои, лишняя резина. Несколько укорочены опорные пластины лепестков, при замене винтов с гровером на "впотай" сделаны зенковки, отпилино ножовкой всё лишнее по металлу. Всё как всегда начинается с мысли, идеи и плавно перетекает в чертежи. Процесс мучительный, как роды и в результате может родиться урод. На фото всё, что относится к карбюратору.

Теперь железки. Корпус делаю из нержавейки 304й толщиной 1.5мм, она, зараза, хотя и тяжелее АМГ-АМЦ, зато сам могу сварить. При сварочных работах упор надо делать на качественную установку деталей, их "заневоливание" чтобы при сварке не вывернуло всё раком. Особенно это относится к нержи. На заводе аргонщики с алюм. так мудохаться не будут. Так что жертвую весом в счет качества.

151850 151851 151852

На снимках выложил вырезанные и уже согнутые заготовки корпуса лепесткового клапана, сваренный корпус с зачищенными сварными швами, а также обрезанный до нужных размеров скутерный клапан.

Мы не можем без трудностей, не огорчайтесь, трудностей хоть отбавляй. Главное, как закрепить клапан в корпусе, да ещё про карбюратор не забыть. Я сделал так: вспомнил про хорошую идею с пластиковой вставкой уменьшающей паразитный обьем. Сделать её нужных размеров из пластмассы для меня сложно. Делаю из АМГ. Опять чертеж, гидроабразивка, и, вот она заготовка, примерно повторяющая внутреннюю конфигурацию клапана. Легкие манипуляции напильником, надфилями, наждачкой, сверление центрального топливоподающего отверстия и вставка готова. Надо подогнать вставку к клапану. Делал так: вкладывал вставку в клапан и напильником снимал лишнее. Держал в руках и постоянно менял направление сьёма, точнее поворачивал детали. Затем вынимал вставку, и вкладывал снова повернув ее на 180 градусов. Снова работа напильником. добившись полного совпадения плоскостей вставки и корпуса при любом вложении 0 и поворот на 180 градусов, уже эту сборку вставляю в сваренный корпус и повторяю все процедуры по подгонке, но уже сборки и корпуса. По окончании работ напильником, переходим к наждачке, последние штрихи - притирка каждой детали в отдельности и сборок на притирочной плите с алмазной пастой. Крепиться всё так. Внутренняя вставка удерживается двумя винтами впотай М2.5. Эта сборка вставлена в корпус, кладу на вставку кусочек фольги толщ. 0.25 и шлифованным бруском при помощи струбцины вдавливаю сборку в корпус, сверлится отв под М4 в корпусе, клапане и вставке, нарезается резьба. В алюм. сплавах резьбу лучше нарезать с обычным машинным маслом, в нержавейки-с олеиновой кислотой. Затем притирал шуруповертом шляпки винтов с корпусом, хотя будут ставиться фторопластовые шайбы. Осталось сделать крышку к корпусу, которая будет крепиться четырьмя винтами М3 к вставке, иметь канавку под уплотнительное резиновое кольцо карбюратора, два отв. М5 для болтов крепления карбюратора.

151853 151854 151855

151858 151859

151860 151861

151862 151863

Пожалуй на сегодня хватит. Спасибо всем, кто помог разобраться с оформлением!
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 399
Карма
1 551
Возраст
59
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Если не путаю, ник этого гонщика Мастер Волшебник, был замечен на русфишинге и Мотолодке, он много своих доработок выкладывал.
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Прорвало... Мчимся дальше... Надо заменить промежуточный картер (тот самый к которому крепится карбюратор) на некую пластину. Её назначение - фиксация сальника. Сальников будет два. Процедура изготовления стандартная - образмеривание картера, чертеж в автокаде, гидроабразивка. Материал- плита Д16Т.

151867

Ажурность детали обьясняется двумя причинами: возможность изготовления на гидроабразимном станке (на фрезерном всё было бы по-другому), и желанием сохранив необходимую жесткость сделать железяку максимально легкой. С целью уменьшения веса также проведены работы - срезана часть внутренних перегородок и "обкатана" центральная часть для создания площадок под крепёж. Для меня самым сложном на этом этапе были работы по сверловке отверстий. Провёл их достаточно точно. Сейчас пять внутренних отв. просверлены диам. 4,9 и пройдены разверткой 5.0, шесть внешних - 5.9 и разверткой 6.0. Все 11 болтов идеально вворачиваются без заедания и с внешней стороны детальки абсолютно совмещены.

151868

Следующий шаг в обработке - растачивание посадочных мест под сальники. Эта работа была выполнена на скреплённых половине картера и данной железки. Выставив центр относительно посадочного места подшипника расточено отв. под сальник. Далее - приворачивается вторая половинка картера, выставляется и "пропыливаются" совместно всёрнутый картер и данная железяка. Это даёт нам плоскость, к которой будет прилегать цилиндр, максимально ровной.

151876

На данном этапе работы с этой деталью приостанавливаются. Продолжатся после изготовления планшайбы между картером и новым цилиндром Athena.

151870

На снимке- не устраивающий (ошибочный) вариант железяки. Отказался из-за фрезерной обработки диска под сальники.

Одна из основных проблем стыковки цилиндра от Piaggio с картером Салюта заключается даже не в очень большом отличии размеров, формы и количества топливоподающих каналов, а в поршне. Коленвал на скутере расположен горизонтально, у Салюта же он стоит вертикально. Поэтому напрямую, тупо поставить поршень не получится, надо повернуть прорези на поршне (или поршневой полец) на 90 градусов. Выход? Только один - новый поршень. Есть конечно вариант повернуть на 90 градусов цилиндр, но в этом случае не достигнуть нормального наполнения цилиндра топливной смесью из-за смещения топливоподающих каналов. Подобрать поршень от четырехтактника не возможно-они все очень короткие. Нам снимке обточенные с припуском заготовки поршней. Внутри выфрезеровано на ЧПУ. Поршни не доделаны. Отверстие под поршневой палец будет глухим. Палец с центральным отверстием и резьбой для извлечения.

151871

Следующая проблема состыковывания с Piaggio - нужен другой шатун. Другой шатун это даже хорошо, т.к. наконец-то можно поставить вместо верхней втулки шатуна нормальный игольчатый подшипник. Перелопатив кучу литературы выяснил, что наиболее подходящая сталь под шатун -12ХН,18ХН,40ХН 38Х2Н... Кстати, если попробовать родной шатун надфилем- вы удивитесь его "мягкости". Отпиленный с запасом кругляк откован в пластину, отпущен, пластина отфрезерована, предварительно пройдена на плоскошлифовальном и из нее уже на электроэрозионном станке вырезана заготовка с припусками на расточку. Теперь уже окончательные фрезерные работы, калка, координатная шлифовка под подшипники, полировка.... Шатунов изготовлено два: первый с МЦ 85мм, нижняя головка под родные салютовские иглы диам. 2.5мм, верхняя головка под палец и подшипник Piaggio диам. пальца 12мм и иглами 2.0мм. второй палец в процессе работ, но параметры другие: нижняя головка под иглы 2.0, верхняя под палец 10.0 с иглами 1.5 мм. Вот так.

151872 151873 151875 151874
 

I57

гл. старшина
Регистрация
23.04.2019
Сообщения
115
Карма
88
Город
Москва
Имя
Игорь
Лодка
Нерис
Мотор
Салют
Что ещё сделано? Не обошел вниманием такую деталь как колен вал. Принцип пока тот же: "Коль любить-так королеву, если красть-так миллион. Начинаем работы по изготовлению нового колен вала. Зачем? Что бы быть не хуже япошек.

Из трех колен валов Салюта, что у меня есть,ни один не смог выставить с биением менее 0,08мм. Ну, не хотят принципиально, сделаны так. На всех валах коррозия. Новый вал надо сделать с минимальным биением-не более 0.005мм, до минимума уменьшить паразитный обьем кривошипношатунной камеры. В продаже куча коленвалов для скутеров типа "тьюнинговые", у которых щеки дополнены пластмассовыми вставками уменьшающими тот самый паразитный обьем, правда чаще всего пластмасса -говно, как результат - испорченный мотор.

Пластмассу отметаем, идею берём. Вперёд! Как всегда начинаем со снятия размеров, дотошно и аккуратно. Не буду приводить размеры- утомительно и не интересно, скажу только, что зазоры между КВ и кривошипной камерой делаю 0.4мм везде. Подшипники есть в наличии (упаси Бог Китай, уж лучше СССР) - японские "Koyo", но не радиальный, а радиально-упорный, со скосом на внешнем кольце. Такой тип допускает более высокие нагрузки и перекос посадочных мест до 4-6 сек.

Устанавливаются навстречу друг другу. Регулировка люфта-набором шайб. Сталь для КВ- 38Х2Н2МА, половинки КВ предварительно вытачаваются, фрезеруются. Затем термообработка-закалка до 54-56 ед. (с более высокой закалкой будут трудности в окончательной обработке). Что привнес своего? Пока не закончены шатун и поршень весьма проблематично определиться с развесовкой необходимой для балансировки КВ. Но "чертежные" массы посчитаны, также сняты размеры и сделаны чертежи в автокаде родных половинок КВ. По чертежным размерам трёх салютовских КВ подсчитан усредненный обьём и соответственно масса сьёма дисбаланса под родные поршень и шатун-они составляют 100-104гр. На снимке 1 -половинки родного КВ, на снимке 2-чертёж моего КВ.
151911

151915

У меня нет сквозных балансировочных отверстий, нет занижения высоты половинок щек в месте крепления шатунного пальца, за счет уменьшения толщины ножки шатуна до 4.0мм, уменьшено расстояние между щеками КВ до 4.5мм. Две треугольноскруглённые выборки с внутренних сторон щёк по обьёму несколько больше расчетных для возможности "доложить" недостающую массу и закрыть стеклотекстолитовыми (или тонколистовыми стальными) вставками. Эти мероприятия должны улучшить аэродинамику вращающегося КВ уменьшив его сопротивление, уменьшен паразитный обьем, возможно увеличение частоты вращения.

После шлифовки предпологается полировка КВ. На сегодняшний день новый колен вал не прошел термообработку и финишные работы.

151916

Выточена и притёрта втулка с коническим посадочным отверстием. На эту втулку будет устанавливаться генератор со стартером.

151917

Так, что ещё уже сделано? Выточена новая шайба для установки обмотки возбуждения генератора.

151918

Кстати, генератор установлю от скутера, мне понадобится напряжение 12 вольт. Фото катушки и в сборе.

151919151920

Удалён за ненадобностью родной механизм пуска двигателя (шморголка). Выточен новый шкив под четырех ручейковый ремень. Шкив имеет зацепы для запуска двигателя шморгалкой, но основное - в нем установлена обгонная муфта.

Такой конструктив позволяет без проблем применить на моём салютике стартерный запуск, что весьма удобно для двигателя установленного на корме байдарки
151921151922151923

на сегодня всё.
 
Реакции: Serg

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 399
Карма
1 551
Возраст
59
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Дык, многополюсный генератор чУдно работает как бесколлекторный стартер, и драйверов сейчас вагон, такой генератор, 125 кубовый мотор раскручивает до 900 оборотов. Только генератор нужен трёхфазный.
У меня на следующую зиму запланировано техзадание, по внедрению подобного стартер-генератора на Ямаху 2 или 3, а может на обе.
 
Последнее редактирование:
Вверх Снизу