Несколько лет ходил на спарке в-25+н-23,и так по порядку
Мощность.
В одном из старых КиЯ господа теоретики жидко обгадили В-25 по сравнении с Нептуном и гидродинамика и не едет..
В середине 90-х мы провели тест: было взято 2 В-25 и 2 Н-23 моторы с хорошей компрессией,опережение зажигания выставлялось по индикатору с точностью по цилиндрам 0.1мм,на Вихрях использовался винт с шагом 285мм, на Нептунах 280мм.Лодка Прогес-4
нагрузка 2 человека,штиль.Скорость фиксировалась по одолженому редкому по тем временам,GPS,скорость бралась средняя при прходе мерного участка в 2-х направлениях.
Результаты: В-25 37.5 км/ч и 37км/ч,Н-23 35.5км/ч и 36км/ч говорят за себя.
Позднее удалось попробовать В-25 с переходным гребным валом и винтом 280мм (красным)от Н-23 ,в такой конфигурации 25-ка рвет Нептун ,как Бобик грелку, на всех режимах.
В-30 гораздо злее,скорость в одного 42.5- 43.5 км/ч,с тремя около 38,но и аппетит гораздее,если на 25-м бака хватало в обе стороны,то на 30-ке при приходе "туда" в баке оставалось литра 3-4.
Удобства эксплуатации.
Оба мотора поросята,при подъеме из карбюраторов выливается бензин.Подвеска у Нептуна помягче,вибраций меньше,
самая сильная вибрация у В-30.Даже когда собрал 3-х цилиндровый Вихрь на базе В-25,несмотря на гаражную технологию и бой шеек коленвала в 0.1мм вибрации были гораздо меньше,а звук тройки...песня.Все таки для 2т мотора 3 ц схема самая динамически сбалансированная.
Посадка винта на мой взгляд у Вихря намного удобнее,надкушенную шпонку Нептуна выбивать за№%"ся с мягким знаком,проще добить,обычно стояло сверло.На обоих моторах ставил ручки для откидывания.На Вихре особенно удобно в лодке с высоким рецесом,вися кверху задницей, ставить упор.
Сейчас наверное полетят тапки
,настоящим Вихрь я считаю только в круглом поддоне и эстетичнее и легче и носить удобнее и при откидывании по струбцинам не бьет.
Конструктив.
И В и Н моторы с золотниковым впуском смеси и широкими фазами,что не есть гуд.на средних оборотах плюются в карбюратор,сказывается рука спортсменов на мнение которых опирались в 60-х-70-х.
Из косяков в Вихре слабый конус маховика да и коленвал слабоват особенно для 30-ки,ролики средней опоры маловаты по диаметру часто начинают крошиться с концов(видно в лупу) этот узел при разборке смотреть обязательно,гниет валшестерня в районе сальник и гребной вал остальное терпимо.
У Нептуна крепление винта,корпус помпы без стального стакана,при этом оба вала редуктора не ржавеют .у сваего Нептуна 80 года рождения сальники я менял один раз, а вихревские редуктора лазать пришлось по нескольку раз.Как-то так.
P.S.на настоящий момент из этих моторов остался только Н-23 после замены поршневой сальников и подшипников осталось только спаять зажигание,но все никак не собраться.И все-таки оглядываясь назад,вспоминая ,что на 25-ках пройдена северная часть Ладожского озер,Вуокса и не смотря ,что обе 30-ки,прошедшие через мои руки,постоянно выноси мозг иокончательно победить их так и не удалось.на вопрос что лучше Нептун или вихр, янаверное отвечу Вихрь