Имею отчитаться по итогам использования Автобота на Волге в течение 2 недель под двухтактным Тохатсу 9,8.
Если тащить лодку, как я мыслил, на крыше Доджа Каравана, получилось даже больше, чем на такой машине вообще можно возить. Поэтому я взял прицеп. Не люблю перегруза. Кроме того, решил попытаться использовать лодку по назначению и так, как задумано. То есть, собрать и разобрать на месте. Поэтому для перевозки была изготовлена и инсталлирована в прицеп деревянная рама, к которой с помощью родного крепежа и родных же резинок был присобачен сложенный Автобот. Ну и стяжечку одну, сам не знаю, зачем, я поставил. Рама легла на колёсные арки, которые у меня внутри прицепа, поэтому лодка опустилась сантиметров на 15 относительно верхней части борта. Это, конечно, отожрало часть объёма, но места хватило для всего с избытком, а центр тяжести понизился. Кроме того, подошёл старый тент, которым я накрывал складной Winboat 460.
Выгрузка и сборка заняли часа полтора. Что понятно, ибо в первый раз. Разборка заняла минут тридцать. Основная проблема в том (ну, у меня), что даже пол часа физической работы раком на жаре -- это как-то неприятно и тяжеловато. И не думаю, что шуруповёрт (я специально его не взял) как-то ощутимо ускорит процесс. Я использовал удобный ключ с трещоткой и трубкой и такую же трубку, надетую на отвёртку с квадратом. Удивило, что головки болтов на 12, а гайки на 13. Или наоборот, не помню, но вот так. Вероятно, думали о том, что в наборе может оказаться по одному ключу. Или вообще хрен думали о чём.
Родные сиденья я сразу заменил на доски из лиственницы. Наверное, конструкторы Автобота думали, что они японцы и живут в Японии. Иным образом я не могу объяснить такую конструкцию креплений. Собрать это я не смог, а допиливать не стал, поскольку прочность тоненькой скобы на шести заклёпочках на плече сантиметров в пять вызывала понятные сомнения. Даже безотносительно к моему весу в 136 кг, а если о нём вспомнить...
Вообще, лодка сильно кривая во всех местах. Даже фланцевые соединения "+/- километр" сварены. Я был удивилён. Если честно, то мой друг, который тоже варит алюминиевые лодки, делает их несравнимо более ровными.
Под двухтактный Тохатсу 9,8 транец Автобота переделывать не надо. Всё там отлично по высоте. Я не мерил ничего, но и надобности мерить не возникло. Регулировочный шток мотора следует вставлять в третье снизу отверстие.
Не знаю, у кого там, что забрызгивается, но у меня, после регулировки, отштамповки на бортах отлично работали отбойниками, как и П-образный профиль в верхней части борта. Кстати, этот профиль так отбивал волну, что я каждый раз удивлялся этому.
Для меня одного со шмурдяком (а не стоит забывать, что вешу я, как двое) даже недодесятки объёмом 169 см хватает с избытком. Единственное, что... -- приходилось вперёд вес смещать немного, чтобы побыстрее на глиссирование лодка вышла. Скорость 35-36 км/ч на полном газе. Крейсерская -- 30-32. Это, полагаю, очень быстро, имея в виду то, какой движок.
При добавлении жены (75 кг с сумкой) лодка едва выходит на глиссирование и быстрее 26 км/ч идти отказывается категорически. И глиссирование случается только в том случае, если жена садится прямо за первым шпангоутом (5-10 см к корме от него), ставя ноги уже в носовую секцию. В иных случаях скорость меньше. Появление даже самой лёгкой (27 кг) собачки в лодке уже ставит на глиссировании крест. То есть, реально с этим мотором, помимо самого мотора и топлива, при идеальной развесовке и некоторых навыках рулевого, вывести Автобот на глиссирование где-то с 220-230 кг на борту. Это с родным винтом. Вероятно, установив грузовой винт и потеряв в максималке, можно будет выводить на глиссирование килограммов на 50-70 больше. Это из практики.
Экономичного режима нет. Сбросить газ, выйдя на глиссирование, меньше, чем до половины невозможно. Лодка начинает сваливаться в водоизмещающий режим уже на 25-и км/ч. Более плоскодонные Ривьера 360, Wiboat 360 ARF и чопоровские лодки позволяют на этом же моторе ходить в треть газа и глиссировать на скоростях 21-22 км/ч. Это минус, но минус ожидаемый. За килеватость и высокую максималку приходится платить.
Поперечная остойчивость Автобота в статике явно недостаточна. Чтобы в одиночку сойти на него с пирса надо совершать балетные па. Да и вообще.
Поперечная остойчивость в динамике тоже недостаточна. Ну, для мотора 6-8 сил -- это ещё куда ни шло, но уже для малокубатурной недодесятки 9,8 -- недостаточно. Категорически.
Продольная остойчивость в динамике тоже вызывает вопросы. Скорость в 36 км/ч с одним седоком для комплекта весом в 100 кг с мотором и баком топлива -- это дохрена. Серьёзный порыв ветра просто перевернёт лодку на такой скорости. Это решается, конечно, переносом веса рулевого вперёд, но тогда и в скорости потеря будет, и дистанционка потребуется или удлинитель хотя бы.
Короче говоря, Автобот требует аккуратности в управлении. Я это знал, но пренебрёг и чуть не перевернулся. Успел выдернуть чеку и выпрыгнуть из лодки. Результатом стала царапина на плече и потеря бейсболки. Ну и, конечно, литров сто воды в лодке. Но то благодаря богатому опыту и удачному стечению обстоятельств. Могло бы быть и хуже. Собственно, я положил доску прямо на борта (невозможно долго усидеть на задуманной конструкторами высоте) и, сидя на ней, решил ещё и кукан из воды достать, не сбавляя газа. Газа, конечно, не много было, но, один хрен, так борзеть не стоило. Это не РИБ и не ПВХ. Ну и вот...
Что в итоге...
Лодка полностью оправдала мои ожидания. Лёгкая и быстрая. Но некомфортная и неустойчивая.
Собирать и разбирать желания нет.
Буду думать.
Либо надо её продать и купить всё же чуть более тяжёлый комплект. Либо надо, чуть пожертвовав весом и скоростью, приспособить Автобот под свои нужды и остаться с лёгкой и экономичной но несколько дохлой недодесяткой. С первым всё ясно, а о втором можно поговорить.
Надо собрать лодку навовсе. Сваривать, наверное, нет смысла.
Надо установить ПВХ баллон.
Надо что-то придумать с сиденьями, чтобы они на нормальной высоте были и поудобнее.
Надо придумать какие-то места для хранения всякого-разного.
Надо придумать утки сзади и спереди, а также носовой, по крайней мере, рым.
Надо придумать крепления для всякого-разного, включая, может быть, вёсла.
Надо придумать пайолы.
И всё это, коль уж лодка разборная, тоже должно быть съёмным и складным или разборным.
Ну и, понятно, что-то с транспортировкой надо изобретать. Точнее говоря, не изобретать, а просто крепления изготовить.
Наверное, это всё, что имею сказать.