Буду усиливать редуктор 202 подшипником. Заодно решил заменить втулки в шестернях переднего и заднего хода и вот что раскопал. Втулки должны быть из бронзы БрОЦС5-5-5 или БрОЦ10-2. Вопрос где эту бронзу достать в малых количествах. Все продают килограммами. Еще возникла идея сделать эти втулки из второпласта или капралона, температура в редукторе не очень большая зато вал не будет изнашиваться. Кто, что думает на этот счет?
http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1& ... 2&t=608422
ПРИМЕНЕНИЕ БРОНЗОВЫХ СПЛАВОВ В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ
Работоспособность подшипника скольжения определяется его несущей способностью. Она определяется величиной нагрузки, не приводящей к заеданию. Термины, и определения, связанные с подшипниками скольжения, приведены в ГОСТ 4378-1-2001.
Для недопущения заедания удельное давление p на опору, скорость скольжения v и их произведение pv не должны превышать предельных значений [p], [v] и [pv]. В отличие от червячных передач, предельные параметры для подшипников не имеют математического выражения, поэтому их определяют из практики. Они зависят от материала опоры, приработанности, режима смазки и т.д. Огромное разнообразие подшипников (по назначению, режимам и условиям работы) объясняет большой разброс величин [p], [v] и [pv], приводимый в разных справочниках.
Подшипники скольжения могут работать в условиях граничной и полужидкостной смазки, а при соблюдении определенных условий – и в режиме жидкостной смазки.
Предельные параметры относятся к режимам граничной и полужидкостной смазки, при которых велика вероятность заедания.
Жидкостная смазка имеет место при скоростях выше некоторой критической скорости vкр. В этом режиме заедание невозможно. поэтому нет ограничений по скорости. Однако при остановах, пусках, изменении температуры, нагрузки и т.д., подшипник начинает работать в режиме смешанного или граничного трения. Поэтому важно, чтобы переход в жидкостный режим (и обратно) происходил в области допустимых скоростей (т.е. чтобы [v] была больше скорости vкр).
Для серийных подшипников обычно используются биметаллические подшипники, в которых рабочая поверхность представляет собой тонкий слой из специально подобранного антифрикционного сплава.
В качестве подшипниковых сплавов применяют множество бронзовых сплавов. Для монометаллических подшипников чаще всего применяют оловянистые (БрОФ10-1, БрОЦС5-5-5, БрОЦ10-2) и безоловянистые (БрАЖ9-4, БрАЖМц9-3-1.5, БрАЖН10-4-4) бронзы.
Зависимость несущей способности от скорости для опор из этих бронзовых сплавов можно представить графически (использованы табличные данные из справочников Ачеркана и Кузьмина.):
Лучшим материалом для подшипников скольжения является БрОФ10-1. Но это дорогая бронза, поэтому её применение оправдано при больших скоростях. В области средних скоростей применяют БрОЦС5-5-5 (самая дешевая бронза) или БрАЖ9-4. При малых скоростях предпочтительнее БрАЖ9-4 или БрАЖМц9-3-1.5, которая выдерживает наибольшие нагрузки.
Бронзы БрОФ и БрОЦС можно использовать с неупрочненной цапфой. БрАЖ и БрАЖМц применяются в паре только с упрочненной цапфой.
Скорость скольжения можно рассчитать по формуле V = п*d*n/1000*60
или V = 0,0000523dn (м/с),
где d - диаметр вала в мм, n - число оборотов вала в минуту.
Удельное давление рассчитывается по формуле p = P/ld (кгс/кв.см),
где P - нагрузка в кгс, l - длина опорной поверхности втулки или вкладыша в см,
d - диаметр отверстия втулки или вкладыша в см