На счёт стеклопластика могу ответственно заявить, что стеклопластик во всех отношениях лучше алюминия. Стеклопластик прочнее, менее теплопроводный, гораздо меньше подвержен коррозии и гораздо более ремонтопригоден (любое повреждение можно восстановить до полной незаметности) лодки из него имеют более сложные обводы, что сказывается на коэффициенте сопротивления движению, волнообразовании и внешнем виде. Таки да композитные лодки тяжелее алюминиевых, но лодка это не самолёт! Вес в море, это не недостаток, а преимущество! Отсюда и балластные цистерны собственно, даже на 18 лодках бывают!
То, что цветмет так популярен в России, это тяжёлое наследие Социализма! Все "преимущества" кастрюлек это малый вес, легче поднимать из воды, перевозить на форкопе, вытягивать и стаскивать с берега. Нужен менее мощный двигатель (что было актуально в советское время, потому как кроме вихря не под что было лодку рассчитывать) Опять же в Советское время алюминия было как грязи, и стоил он копейки. Строить алюминьки проще, в советское время металлообработка была на высоте, чего не скажешь про производство композитов, сейчас мелкосерийное производство из алюминия тоже проще и быстрее.
Производство композитных корпусов сложный процесс, нормально их лить под давлением умеют тока 5 стран (США, Канада, Германия, Франция и вроде Норвегия) Остальные страны покупают готовые корпуса и только оснащают лодки (стоимость корпуса 15-20% от стоимости готовой лодки, так что, всё равно выгодно) Или как в России и прочих Намибиях клеят корпуса кустарным способом (получается не прочно, тяжеловесно и долго).
Что касается прочности: стеклопластик прочнее алюминия (при расчётах принимается что его прочность в 2 раза меньше чем у стали) хотите убедиться почитайте на ночь википедию. Это при равных условиях, в лодках же (алюминиевых) жёсткость конструкции получается за счёт набора корпуса (рёбер жёсткости) естественно между рёбрами прочность корпуса минимальная, а это львиная доля поверхности корпуса. В композитных же, жёсткость конструкции в основном задаётся общей толщиной корпуса (толщина корпуса конечно варьируется, в нём есть закладки, утолщения, приливы) но в среднем во много раз толще алюминиевых корпусов! (напомню, это при том, что стеклопластик изначально прочнее алюминия) У нас был случай в прошлм году, 6-ти тонную 33 футовую лодку из композита Иранской постройки, деланную под подвесные моторы сорвало штормом с бочки и прибило к берегу. Произошло это ночью, но заметили сторожа из яхтенной ДЮСШа, они заташили лодку за небольшой бон, и раскрепили к причалу для детских яхт. В том месте мелко и волна с моря заходит, так что лодку всю ночь колбасило днищем о каменистый грунт, в результате в скале продолбило желоб, глубиной 10 см. Лодка не получила пробоин, и практически не пострадала, доходила сезон, правда зимой пришлось восстанавливать гелькоут. Понятно, что случай уникальный, и так эксплуатировать композитные лодки не стоит, могло и не повезти, если бы скала не была в этом месте ровной, но на мой взгляд показательно. Реально, там где на дюральке вмятины, на композите были бы царапины, а ни как не пробоины.
Большинство Россиян боиться осмоса, наверно потому что слово такое страшное!
Осмос: процесс односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя в сторону бо́льшей концентрации растворённого вещества (меньшей концентрации растворителя). (Wiki) Процесс оч медленный, и актуальный там где лодку поднимают из воды раз в 3-5 лет, (для покраски), а остальное время она стоит на воде. Если лодка месяц - два на воде и потом 10 на берегу, то речи об осмосе не идёт, потому как, когда снаружи жидкости нет, то вода диффундирует обратно, если даже успела просочиться. К тому же в морской воде процесс идёт медленнее чем в пресной (чего не скажешь о коррозии металлов), Литьё под давлением оставляет мало шансов для осмоса, потому как практически полностью удаляет воздух из массива. Наружный слой (гелькоут) от него не плохо защищает. Для параноиков существует специальная краска, которая защищает от осмоса и заодно от обрастания. Так же существует мнение, что стеклопластик боиться морозов и композитную лодку надо поднимать из воды за 2 месяца до морозов, хоть убей не пойму зачем! Если бы лодку надо было поднимать за 2 месяца до морозов, то Финам и Норвегам пришлось бы сидеть на берегу круглый год, а они знай себе почти круглый год плавают и в основном на композитных лодках. Так что это всё чушь!