Зазор между поршнем и юбкой для МС-40 составляет 0,10-0,12мм. Меряется диаметр поршня в нижней части юбки. К верхней части диаметр уменьшается. Это не конус, а поверхность, обработанная на копировальном станке, конусом это можно назвать лишь для простоты изложения.
Для верхней части поршня нормальный зазор - в районе 0,40мм. Выбирается размерное поле поршня (наружные диаметры) в зависимости от многих факторов. Это прежде всего температурное поле поршня в режиме максимальной мощности, конструкции поршня, материал поршня, и тип охлаждения. В режиме максимальной мощности тепловой поток через поршень максимальный, температура днища - примерно 400гр, юбки в нижней части - 150. При таком температурном поле поршень уже цилиндрический. Конструкция блока тоже существенно влияет. Например на алюминиевых блоках с никасиловым покрытием зазор прилично меньше, т.к. алюминий имеет больший тепловой коэффициент расширения, чем чугун.
Эллипсность - следствие наличия бобышек. При нагреве они дают увеличение диаметра поршня по оси пальца. Но конструктивно можно от эллипсности отказаться, на многих спортивных поршнях так и сделано. Как правило, с помощью холодильных зон это сделано.
Для уменьшения теплового расширения поршня применяют также стальные кольца или пластины, залитые в алюминий. На МС-40, правда, такого нет.
Немного статистики. Зазор между поршнем и цилиндром:
-ВАЗ - 0,05
-МС-40 - 0,12
-Вихрь - 0,16
-Бомбардье (аквабайк) - 0,22