brodigy

старшина 1ст.
Регистрация
07.03.2015
Сообщения
90
Карма
20
Город
Украина, Харьков
Имя
Дмитрий
Лодка
Adventure
Мотор
veter 8,12
На стуйнике не пробовали, хотя мысли были. Долго мучались с шаблонами на лазерном принтере, дополнительно закрашивали еще и перманентными маркерами, и уже хотели на струйном пробовать. Т.к. после, даже легкого, перебора с экспонированием, появлялись пиксели. Но выручил затемнитель тонера. Чем менее прозрачен шаблон - тем лучше, при этом время засветки уже не критично, и не прихватывает в ненужных местах. Еще есть момент, класть лучше напечатанной стороной к фоторезисту, думаю ты в курсе. Прижимать либо стеклом, либо на мокрую. Как ни странно, оргстекло не подходит, не пропускает УФ.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Блин, а я пользуюсь тонкой коробкой от СД диска. Для своих небольших платок, серединку убрал. Прижимается хорошо. Но вроде плекс всегда считался лучшим проводником уф, чем простое стекло. Я экспонирую в гараже, а там отрицательная температура, вот это интересно, как влияет. Дома пробовал под обычной энергосберегающей лампой, засветилось немного, но плохо.
Сейчас снял с ПКНки кварцевое стекло и придавил им. Под колбу от ДРЛ 100ватт.
 

brodigy

старшина 1ст.
Регистрация
07.03.2015
Сообщения
90
Карма
20
Город
Украина, Харьков
Имя
Дмитрий
Лодка
Adventure
Мотор
veter 8,12
Да не понятно, оргстекло пропускает УФ согласно букварей, но по факту оказалось, что нет, точнее мало, очень мало. При стандартном времени засветки - пусто было.
Но, может и в лампах загвоздка. Там, как я понимаю, важны и интенсивность и длинна УФ - волны. На базарах полно вот таких http://voron.ua/catalog/013422 или более мощных http://www.ukrled.com.ua/lampa-DELUX-EB ... escription. Работают и те и те. У меня вторая. Засветка 30-60 секунд. Все контрастно и четко получается.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
12 245
Карма
3 679
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Voivano сказал(а):
Блин, а я пользуюсь тонкой коробкой от СД диска. Для своих небольших платок, серединку убрал. Прижимается хорошо. Но вроде плекс всегда считался лучшим проводником уф, чем простое стекло. Я экспонирую в гараже, а там отрицательная температура, вот это интересно, как влияет. Дома пробовал под обычной энергосберегающей лампой, засветилось немного, но плохо.
Сейчас снял с ПКНки кварцевое стекло и придавил им. Под колбу от ДРЛ 100ватт.
Ты уверен что коробка не из поликарбоната а именно из оргстекла?
Это разные материалы но очень похожи визуально. Поликарбонат не режется лазером, с тем пучком который свободно режет оргстекло.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
В общем сам удивился. Но похоже, под действием УФ лучей, прозрачные пластиковые материалы, постепенно перестают пропускать ультрафиолет. Сейчас сделал две платы, травятся в ХЖ, через кварцевое стекло пятнадцати минут хватило на старый фоторезист, а через коробку за это время вообще перестало засвечиваться. Лампу включил через автотрансформатор, чтобы напряжение было нормальным. и провел такой эксперимент. Под стеклом, что за 15 минут, что за час засветилось одинаково, а в коробке, как написал выше. При проявке, даже следов не появилось. Завтра под уф лампой попробую, а то я на нее грешил, что слабая для старого фоторезиста. Ну и по ДРЛкой, надо попробовать еще поменьше подержать, а то, где на шаблоне тонер тонкий был, в тех местах при травлении щербины получились.
 

ovchinnikov 1966

капитан 1-го ранга
Регистрация
29.01.2012
Сообщения
8 846
Карма
1 314
Имя
Alex
Лодка
Terhi 405. Flinc 320
Мотор
Johnson, Evenrud, Chrysler.Terhi . Volvo Penta ///...
оргстекло думаю уже давно не делают, 90 % везде акрилайт.
 

Volgasar

капитан 1-го ранга
Регистрация
30.09.2016
Сообщения
3 722
Карма
1 187
Возраст
53
Город
Пушкино
Имя
Павел
Лодка
ПВХ НДНД 370 :(
Мотор
Было много отечественных,сейчас; Ямаха 3.5, Джонсон-Евинруд 2- 9,9-15-25-30-40.Дальше видно будет.
В мастерской даже самого модного электронщика должен быть старый советский 9А ЛАТР ;)
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Volgasar сказал(а):
В мастерской даже самого модного электронщика должен быть старый советский 9А ЛАТР ;)
А то! :yes:
 

ovchinnikov 1966

капитан 1-го ранга
Регистрация
29.01.2012
Сообщения
8 846
Карма
1 314
Имя
Alex
Лодка
Terhi 405. Flinc 320
Мотор
Johnson, Evenrud, Chrysler.Terhi . Volvo Penta ///...

Вложения

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Сколько времени он разогревается, Алексей?
Сегодня продолжил испытания фоторезиста. Шаблон на обычной бумаге, пропитанной ВД-40, под стеклом засвечивается за 5 минут, под 9 Ваттной УФ лампой. Колба от ДРЛки накрылась :(, не проверил. Держал по двацать минут, протравы в местах не очень плотной печати. Видимо просвечивает. На одном шаблоне попробовал повысить контрастность. Феном подогрел до 220 градусов. Действительно просветы исчезли.
В субботу должны привезти пару листочков пленочного. Попробую. Еще четвертинка примерно квадратного метра, советского текстолита есть на опыты :)
 

ovchinnikov 1966

капитан 1-го ранга
Регистрация
29.01.2012
Сообщения
8 846
Карма
1 314
Имя
Alex
Лодка
Terhi 405. Flinc 320
Мотор
Johnson, Evenrud, Chrysler.Terhi . Volvo Penta ///...
Минут десять:))))) По началу думал не работает:))
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Еще раз вернусь к изготовлению плат кустарным методом. Испортив, почти пол-баллончика фоторезиста, наконец-то дело пошло :). Но суть не в этом. Для работы в условиях вибрации и влажности, а также, чтобы устройство было ремонтопригодным, плату надо делать с переходными пистонами в местах соединений, и ответственных деталей, которые в последствии эксплуатации возможно придется менять. Нашел на Али пистоны, возможно выпишу, но они-то нужны сейчас. Поэтому пришлось ехать в магазин за кабельными наконечниками НШВИ 0.5-8 и НШВИ 0.75-8. Они как раз по размерам соответствуют пистонам только длиннее в три раза почти и имеют пластиковую изоляцию на одном конце. У нас 100 шт пакетик стоит 49 руб. Из одного получается 3 переходных отверстстия на полуторамиллиметровом текстолите. Немного муторно, возиться с такими мелкими деталями, зато дорожки в местах пайки конденсаторов или проводов не отлетят.
Может у кого есть какие секреты и приспособления, чтобы как-то облегчить этот процесс?
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Voivano сказал(а):
Еще раз вернусь к изготовлению плат кустарным методом. Испортив, почти пол-баллончика фоторезиста, наконец-то дело пошло :).
Добрый День! Несколько вопросов по Positiv 20...
1. Какой цвет получается на плате после нанесения фоторезиста?
2. Как Вы сушку платы проводите? Первую, которая после нанесения.
3. После засветки ДРЛ без проявки видны дорожки на плате? И как вы ее без риска для здоровья из колбы достали. )))
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Voivano сказал(а):
Для работы в условиях вибрации и влажности, а также, чтобы устройство было ремонтопригодным, плату надо делать с переходными пистонами в местах соединений, и ответственных деталей, которые в последствии эксплуатации возможно придется менять.
Про пистоны идея шикарная. Это на "военки" использовалось. Недавно на радио рынке видел пресс старенький для установки этих пистонов. Но самих пистонов уже и не найти. Помню платы на старых телевизорах, ламповых с небольшим количеством транзисторов, все утыканы этими пистонами были. Очень удобно. Но там пайка многих деталей шла еще и не через плату а на лепесток, который этим пистоном был к плате "приклепан".
Надо на барахолку забежать еще раз, хотя это уже и не барахолка а так, несколько ларьков в павильоне осталось.
Большой спасибо за идею. А для перехода дорожек по слоям вообще идеальное применение. Как приобретете, поделитесь, если не трудно, особенностями применения. Какой флюс для них лучше применять, надо ли заливать насквозь на переходных отверстиях...
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Motorix сказал(а):
Voivano сказал(а):
Еще раз вернусь к изготовлению плат кустарным методом. Испортив, почти пол-баллончика фоторезиста, наконец-то дело пошло :).
Добрый День! Несколько вопросов по Positiv 20...
1. Какой цвет получается на плате после нанесения фоторезиста?
2. Как Вы сушку платы проводите? Первую, которая после нанесения.
3. После засветки ДРЛ без проявки видны дорожки на плате? И как вы ее без риска для здоровья из колбы достали. )))
В зависимости от толщины слоя. От почти бесцветного, слегка отливающего синевой, до фиолетового. Но надо стараться делать слой как можно тоньше.
Нашел лучший, вроде, способ нанесения равномерного и тонкого слоя. Как писал выше, плату охлаждаем (морозилка, балкон и т.п.) баллончик подгреваем градусов до 35-40. т.е в руке должен ощущаться чуть теплым. Затем наносим лак. Я теперь делаю это прямо на веранде, на холоде. Главное чтобы не было дневного света. И оставляем там сушиться минут на двадцать. За это время лак растекается ровным слоем, в тепле успевает схватываться и остаются пятна. Затем, если срочно не надо, кладем в темное место, и пусть сушится, примерно через сутки будет готов. Если надо срочно, то в духовке, я на отопительном котле в котельной дома, при температуре 60-80 град, минут 15-20. Можно сразу засветить, а потом экспонированный оставить до проявления.
ДРЛкой лучше не надо, потом я понял свою ошибку, она просвечивает насквозь тонкие места тонера и плата потом получается щербатая и корявая.
Шаблон на прозрачной пленке, хуже чем на обычной бумаге.
Печатаешь шаблон на бумаге (но это в принципе твое дело). Накладываешь на плату, и обливаешь сверху ВД-40. Она пропитывает и шаблон прилипает, пузыри воздуха недопустимы. Специально оставил с краю платы, чтобы посмотреть, что будет, там просто границы нарисованы были. Это кусок не засветился. Шаблон после печати, прогрел феном. Температуру устанавливал 220 градусов. Под лампой (продаются по 100руб в отделах для маникюра-педикюра) подходят в патрон настольной.) В общем на расстоянии 10 см от лампы, под кварцевым стеклом, около 5 минут держал. На солнце сегодня без всего, просто приклеенный на ВД-40 - около 2 минут. Как писал выше, по подсказке ребят, крышка от СД-диска очень сильно задерживает ультрафиолет.
Пока не проявишь - ничего не видно. После проявки видны бледноватые дорожки, но это так и должно. Проявляю: 4 колпачка от его бутылки, "Крота" на 600 мл воды. Вода не должна быть температурой выше 30 градусов, иначе потом и дорожки смывает :)
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Сейчас потренировался на подтравленной немного плате. Блин, оказывается, как все просто и красиво потом получается. Плата зажигание на Ветерок. Там 52 вроде отверстия, я "запистонил" 22 :) Если пистоны не экономить, а использовать только верхушки с буртиком, то вообще быстро получается, минут за 15. Они похоже лучше чем настоящие пистоны, потому что уже облужены и снаружи и внутри., при облуживании дорожек, надо затыкать отверстия зубочисткой, иначе заполняется припоем. Для "сэбэ" и если нужна одна две платы, то можно все отверстия пистонить, чего мелочиться, - плата получается лучше заводской. Если будет время, то может завтра пошагово фотки выложу.
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
975
Карма
102
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20. Волк меньше медведя , но в цирке выступает именно МЕДВЕДЬ
Voivano сказал(а):
плату надо делать с переходными пистонами в местах соединений, и ответственных деталей, которые в последствии эксплуатации возможно придется менять
Зачем собирать такие схемы где со временем прийдется менять ответственные детали? :unknown:
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
MotorHead сказал(а):
Voivano сказал(а):
плату надо делать с переходными пистонами в местах соединений, и ответственных деталей, которые в последствии эксплуатации возможно придется менять
Зачем собирать такие схемы где со временем прийдется менять ответственные детали? :unknown:
Ну, блин, супер спец :))) А нафига, японские телеки ломаются, и детали там меняют?.. А космические корабли падают, по причине отказа электроники. А случайное кз или обрыв провода, а водой залить, а, а, а, Или тебе еще причин накидать? :D У таких, конечно, ничего не ломается, все только меняется, по причине морального устаревания. Я, правильно, Вас понял?
 

туарег

капитан 1-го ранга
Регистрация
02.02.2013
Сообщения
4 723
Карма
503
Возраст
66
Город
Оренбуржье
Имя
Александр
Лодка
Шарк330
Мотор
выбираю
Voivano сказал(а):
MotorHead сказал(а):
Voivano сказал(а):
плату надо делать с переходными пистонами в местах соединений, и ответственных деталей, которые в последствии эксплуатации возможно придется менять
Зачем собирать такие схемы где со временем прийдется менять ответственные детали? :unknown:
Ну, блин, супер спец :))) А нафига, японские телеки ломаются, и детали там меняют?.. А космические корабли падают, по причине отказа электроники. А случайное кз или обрыв провода, а водой залить, а, а, а, Или тебе еще причин накидать? :D У таких, конечно, ничего не ломается, все только меняется, по причине морального устаревания. Я, правильно, Вас понял?
Жало у паяльника должно иметь определённые размеры, должна соблюдаться температура жала паяльника... ну а дальше опыт пайки. :)
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
975
Карма
102
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20. Волк меньше медведя , но в цирке выступает именно МЕДВЕДЬ

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 602
Карма
2 010
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
MotorHead сказал(а):
Voivano сказал(а):
Я, правильно, Вас понял?
Абсолютно, ремонты это пройденый этап эволюции техники.
Ну тогда, если, твоя Ямаха, перестанет запускаться, ты мне ее отправь, даже за мой счет. Тебе же все равно ее выбрасывать. А так, мы люди не гордые, может отремонтируем и... продадим :))))
 

Delux

лейтенант
Регистрация
01.12.2014
Сообщения
293
Карма
61
Город
Киевская Русь
Имя
Андрій
Лодка
Прогресс2 (был)
Мотор
Вихрь25,30
MotorHead сказал(а):
Абсолютно, ремонты это пройденый этап эволюции техники.
А сам, не ремонтом по жизни занимаешься? :)
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
975
Карма
102
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20. Волк меньше медведя , но в цирке выступает именно МЕДВЕДЬ
Delux сказал(а):
не ремонтом по жизни занимаешься?
Ремонтом , только ремонт бывает разным. Например можно поменять ступичный подшипник в машине на новый, можно подшипник не менять а попробовать его отремонтировать что тоже практически реально но нецелесообразно. Так же и с моей Ямахой -если не заведется я проверю сначала наличие топлива если топливо есть то подключу диагностику и выясню причину, возможно поменяю допустим датчик положения коленвала и на этом ремонт закончится. Датчик выброшу через забор и ремонтировать его не буду.
 

Motorix

капитан 2-го ранга
Регистрация
16.11.2010
Сообщения
1 127
Карма
132
Лодка
Южанка
Мотор
Мерк 15, Вихрь 25, Нептун 23
Voivano сказал(а):
В зависимости от толщины слоя. От почти бесцветного, слегка отливающего синевой, до фиолетового. Но надо стараться делать слой как можно тоньше.
Нашел лучший, вроде, способ нанесения равномерного и тонкого слоя.
Я наношу тонким слоем, он выглядит как серый. После высыхания. Сейчас сделал печку для сушки и дубления. Но заметил, что в зависимости от толщины слоя засветку надо менять. Недавно на ютубе видел ролик, где красят фоторезистом плату, раскручивая ее на подобии центрифуги. Если интересно, попробую поискать ролик.

Осветляю маслом растительным. Печатаю на обычной бумаге. Если много полигонов, то кладу в 3-х литровую банку с небольшим количеством ацетона на дне, на 15 - 20 мин. И на батарею или на солнце, если лето. Конечно под крышкой. Есть менее "пахнущий" раствор улучшающий плотность тонера, но он продается большими упаковками. Для типографий.

Экспонирую лампой 26 ватт черный ультрафиолет.

15 - 20 см дистанция, если размер небольшой то в кастрюлю блестящую. Тогда время меньше немного на экспозицию. Если большой, то две лампы. По длине волны подошла к данным фоторезиста.

Промежуточное дубление делать вроде как нужно. На баллоне не написано, а в инструкциях встречается. После засветки на 120 градусах в районе - 40 - 60 минут.
Кротом проявить не удалось не разу, как и силикатным клеем. Вначале думал что "жидкое стекло" тот же силикатный клей... но оказалось что основа одна а компоненты разные бывают. У некоторых травится а других нет... Оказалось...

Общая формула - R2O • mSiO2, вот R может быть Na || K. В зависимости от m меняются свойства растворимого стекла, его растворимость.
И тоже самое с кротом. Скорее всего потому и не травилось.

Хорошо вышло только в NaOH
 

Вложения

Delux

лейтенант
Регистрация
01.12.2014
Сообщения
293
Карма
61
Город
Киевская Русь
Имя
Андрій
Лодка
Прогресс2 (был)
Мотор
Вихрь25,30
MotorHead сказал(а):
Ремонтом , только ремонт бывает разным. Например можно поменять ступичный подшипник в машине на новый, можно подшипник не менять а попробовать его отремонтировать что тоже практически реально но нецелесообразно. Так же и с моей Ямахой -если не заведется я проверю сначала наличие топлива если топливо есть то подключу диагностику и выясню причину, возможно поменяю допустим датчик положения коленвала и на этом ремонт закончится. Датчик выброшу через забор и ремонтировать его не буду.
А если в мозгах, проводок отпаялся, в ремонт или новые?))
 
Вверх Снизу