Тугарин

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.03.2015
Сообщения
24 175
Карма
8 232
Возраст
42
Город
Саратов - Рай
Имя
Александр сын Сергея
Лодка
П2, К, К5м, К5м4, К2м, Амур-д, ПрофМарин 350 нднд было, Обь-м НТ, ямаран т330, гулянка есть
Мотор
Ямахa 2, Вихрь 25,30, HDX T5, Меркурий 50ЕО, джонсон 70 было. Джонсон 15, Ямаха F25AEHT, Вихрь 30 есть
Ставил вихревую помпу на вихрь. Не работала(((
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 591
Карма
822
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Это смотря какую именно. От этого много зависит.
Самый пиковый для меня случай - трёхцилиндровый Вихрь с поршневой 76 мм. Двигатель за 50 сил. И вихревая помпа с охлаждением этого двигателя справлялась. Хотя действительно, на Вихре места для помпы мало, крыльчатка больше 45 мм диаметром не получается, но при правильной конструкции даже такого небольшого размера достаточно для охлаждения 50-сильного мотора.
 

Messerschmitt

капитан 3-го ранга
Регистрация
27.10.2017
Сообщения
548
Карма
105
Возраст
37
Город
Рівне, Україна
Имя
Вано
Лодка
Прогресс 2, BARK BT270, Ветерок-1, ОКА-2 (РЗАА)
Мотор
ЭПЛ-2-У5 , Спутник, Ветерок-8, Москва-М (2 шт), Нептун-23 (2шт)
Тоже рассматриваю установку вихревой помпы на Нептун, случайно на глаза попалась крыльчатка насоса 3SKM100 ,латунная.(просто оставлю это здесь, чтоб потом не искать ))) диаметром 50мм,правда посадочное отверстие придется расширить.А то крыльчатки МС40 или Привет22 у нас не встречал.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 591
Карма
822
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Messerschmitt сказал(а):
.А то крыльчатки МС40 или Привет22 у нас не встречал.
Любопытно. В профайле у тебя указано Ровно, Украина. Там озерцо в городе, на лодке моторной вроде и плыть некуда.
По поводу крыльчатки. Эту деталь сделать очень просто. Корпусные детали на много сложнее. Если память не изменяет, у МС-40 крыльчатка 65 мм, а для Нептуна я делал 60 мм. Чем больше, тем лучше. В пределах, конечно, отпущенных на это габаритных ограничений.
 

Messerschmitt

капитан 3-го ранга
Регистрация
27.10.2017
Сообщения
548
Карма
105
Возраст
37
Город
Рівне, Україна
Имя
Вано
Лодка
Прогресс 2, BARK BT270, Ветерок-1, ОКА-2 (РЗАА)
Мотор
ЭПЛ-2-У5 , Спутник, Ветерок-8, Москва-М (2 шт), Нептун-23 (2шт)
Та ничего, в округе озер хватает да и речушка через город протекает )))
За размер - отдельное спасибо! Есть крыльчатки и 60мм.
Так то не вот уже а в планах. Сначала голову соберу, запущу как есть а там буду делать корпус да ставить, благо редуктор снять - дело не хитрое.
 

Тугарин

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.03.2015
Сообщения
24 175
Карма
8 232
Возраст
42
Город
Саратов - Рай
Имя
Александр сын Сергея
Лодка
П2, К, К5м, К5м4, К2м, Амур-д, ПрофМарин 350 нднд было, Обь-м НТ, ямаран т330, гулянка есть
Мотор
Ямахa 2, Вихрь 25,30, HDX T5, Меркурий 50ЕО, джонсон 70 было. Джонсон 15, Ямаха F25AEHT, Вихрь 30 есть
На вихре штатной хватает с избытком.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 591
Карма
822
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Возможно, но для пресной воды.
А в морской вихрёвские помпы - не жильцы. Хуже - только ветерковские. Нержавеющий стакан и алюминиевый корпус образовывают в солёной воде гальваническую пару, поверхности деформируются, вздуваются, и менять помпы просто надоедает. Да и крыльчатки резиновые - не лучшие. А так один раз сделал, и перекрестился. Плюс короткий запуск на воздухе возможен, плюс промывка системы после морской воды просто напором водопроводной воды - без проблем. Ну и не изнашивается ничего. Есть помпы вихревые, которые служат лет 20, и никаких поводов в них лезть нет. Двигатели и редукторы кончаются раньше.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 591
Карма
822
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Проверил. Ошибся. МС - 53 мм, Нептун - 50 мм, Вихрь - 45 мм.
 

Тугарин

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.03.2015
Сообщения
24 175
Карма
8 232
Возраст
42
Город
Саратов - Рай
Имя
Александр сын Сергея
Лодка
П2, К, К5м, К5м4, К2м, Амур-д, ПрофМарин 350 нднд было, Обь-м НТ, ямаран т330, гулянка есть
Мотор
Ямахa 2, Вихрь 25,30, HDX T5, Меркурий 50ЕО, джонсон 70 было. Джонсон 15, Ямаха F25AEHT, Вихрь 30 есть
Про морскую воду не спорю. На воздухе и с обычной заводил без проблем по нескольку раз в год. Себе ставил магазинную из какого то светлого пластика с корпусом.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Термины «коловратная» и «импеллерная» помпы сейчас употребляются в печати и Интернете одинаково, но надо учесть, что «коловратная» исконно наш термин, а «импеллеоная» возник из ошибки в переводе, (если вам приходилось заниматься техническими переводами, то знаете, как трудно перевести незнакомый технический термин) и с импеллером – винт в кольце ничего общего не имеют. Импеллер, это квази-реактивный винтовой движитель, работающий в воздухе и близок по назначению к водомётному движителю, работающему в воде. И вплоть до конца 70-х годов термин «импеллерная помпа» мне в источниках не попадался.
Именно таким способом, как и у вас на видео, вращая редуктор дрелью, я и проверял работу вихревой помпы. И у моей помпы напор был примерно на 0,5 метра водяного столба больше. Но вы при этом погружаете саму помпу ниже уровня воды. Реально на лодке с дистанционным управлением и электростартером, при расположении одного водителя в передней части лодки помпа может находиться до 130 мм выше уровня воды. При этом вихревая помпа, работая в воздухе, не может засосать воду, преодолев в воздухе эти 100-130 мм водяного столба. Поэтому у многих водномоторников она и не начинает качать воду (к сожалению, у «Нептуна» конструктивно опустить помпу ниже невозможно). Попробуйте погрузить редуктор по антикавитационную плиту или на пару сантиметров глубже, и убедитесь, что вода в систему охлаждения не пойдёт. За счёт наклона лопастей крыльчатки, и подъёма вихревого потока под крыльчаткой и над ней по 4 мм (за 1 оборот вместе с крыльчаткой, на 18 мм), и засасывающей трубки опущенной ниже уровня воды моя помпа преодолевает в воздухе (который, имеет плотность в 800 раз меньше, чем вода) этот недостаток давления на всосе воды в помпу, и начинает качать воду. То есть, она дополнительно использует эффект импеллера (см. формулировку, что это такое), поднимая поток снизу-вверх от входного отверстия к выходному (к сожалению вход и выход не совпадают почти на оборот крыльчатки). Всё это установлено в ходе экспериментов. Правда, в ходе экспериментов помпа запускалась не всегда, находясь выше уровня воды (примерно в половине случаев), думаю надо экспериментировать с наклоном лопастей (хотя вообще, то это меня устраивает, лодка лёгкая, я на румпеле, заглубление помпы при запуске достаточное), Насчёт расчётов, достаточно рассчитать проходные сечения в полости помпы, чтобы они были не меньше необходимых. Насчёт теплового режима двигателя, тоже экспериментально установлено, что при температуре охлаждающей воды 50 градусов (нагрейте воду в бочке) мотор ещё далёк от перегрева, и только при 60 градусах возникает эта опасность. Считаю обязательным, иметь мототермометр и даже возникают мысли о подогреве трубки охлаждения от генераторных катушек, вместо термостата, с регулируемым и при необходимости отключаемым подогревом. Про чертежи помпы из «КиЯ» я писал, что они непригодны из, за ошибок или неточностей, но если даже делать такую помпу, необходимы станки с ЧПУ, я к таким доступа не имею, и моя помпа изготовлена на элементарных «школьных» станках.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 466
Карма
510
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Подогрев воды на входе вместо термостата это оригинальная мысль :)
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 591
Карма
822
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
yoric сказал(а):
Подогрев воды на входе вместо термостата это оригинальная мысль
У тебя на Привете так и есть. Сначала вода греется в глушителе, потом подаётся в двигатель. На МС так же. Только площадь поверхностей у полости больше, нагрев эффективнее.

По поводу нагрева воды от генераторных катушек. Их номинальная мощность - 30 ватт. Кипятильник для стакана имеет мощность не менее 300 ватт. Как правило - 500. При этом время закипания 200 грамм воды - около 4 минут. Нагреть идущую по 8-мм трубке под напором холодную воду мощностью 30 ватт - утопия. Нагрев будет на пороге чувствительности измерительных приборов.
Железняк, есть видео, где твоя помпа от дрели работает?
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 466
Карма
510
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Так это на всех так, даже иностранных, трубка в ноге. У Вихря стальная вроде, незамурованная, у Привета латунная замурованная. У Вихря эффективнее подогревается, наверное. Именно от генератора я имел в виду, будь он хоть киловатт :)
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
На видео не снимал, Уже работает на моторе. По поводу подгрева воды от генераторных катушек, наврно загнул, мощности явено не хватит, к весне уже будет термостат. На форуме установка достаточно подробно описана. Спасибо.
 

с494

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.03.2010
Сообщения
3 943
Карма
781
Город
Саратов
Имя
Юрий
Лодка
Сейчас Прогресс 4
Мотор
Сейчас Джоник 50(70) 3цил
Тугарин сказал(а):
На вихре штатной хватает с избытком.
+тыща!
Мало того, на Вихрях ездят вообще без воды на хх. Я, например, лет пять ездил на спарке так. А зачем в него лезть, если на любом ходу подпора хватает, даже на минимальном.
А уж если забор воды на хоботе...
В общем, никогда не лазил в помпу среди сезона если вода пропадала на нейтрали, но шла при движении.
Но вот когда однажды износился гвоздь-шпонка и крыльчатка застряла перегородив проход воды пришлось лезть в неё. Тогда ролик от подшипника решил проблему, а потом стал ставить шпонки из нержи и подобного больше не приключалось.
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Я уже выставлял на форуме фотоснимки деталей своей самодельной вихревой помпы для «Непуна» Она конечно не совсем вихревая, а комбинированная. Они прекрасно проработала около месяца и в один момент охлаждение прекратилось. При разборке оказалось, что отлетели все лопасти. Долго думал о причинах, потом дошло, что помпа качает воду вверх, а крыльчатка свободно сидит на шпонке и естественно трётся о нижнюю часть корпуса. Износ оказался 0,5 мм и лопасти обломились об нижнюю часть корпуса. Сейчас делаю новую крыльчатку, которая будет опираться на верх, шпонки, шпонка по валу, движения не имеет, и вообще не будет касаться стенок корпуса. Износ при этом вообще невозможен. Также буду увеличивать наклон лопастей, думаю напор ещё увеличится. Когда сделаю новую крыльчатку, выложу фото, а летом результаты её работы. Поставил штатную помпу с новой крыльчаткой, от руки даже не проворачивается, только рычагом пассатижей или мощной дрелью. Похоже, что штатная помпа съедает не 1-2 л.с. а гораздо больше. Отсюда и лишний расход топлива и уменьшение скорости, помноженные на время эксплуатации
 

bosya

капитан 1-го ранга
Регистрация
02.07.2014
Сообщения
1 750
Карма
307
Город
Украина
Имя
Александр
Лодка
Колибри К-280, Колибри КМ-300->>МКМ, Романтика-2 ->>Автобот,
Мотор
Прибой->Ветерок-8Э->Ветерок-12 ->>, Fisher 2.5->> Hidea HD3.0FHS, Москва-М, Привет-22, Нептун-23

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Дальнейшие улучшения вихревой помпы с наклонными лопастями. Наклон лопастей я увеличил до 30 градусов. Крыльчатку зафиксировал на шпонке вала рессоры, чтобы она не касалась при работе корпусных деталей помпы, исключив полностью трение и возможность износа. Вручную обработав каналы, увеличил плавность переходов потока воды в помпе. При этом напор помпы увеличился примерно на 0,5 метра водяного столба. Помпа без нареканий отработала на «Нептуне 25» более месяца. Оценить потери мощности на штатной помпе, по сравнению с вихревой решил по разнице скоростей на лодке «Кайман 36S» с одним водителем на штатном «нептуновском» винте шагом 300 мм. Скорость измерялась по GPS. Со штатной помпой максимальная скорость была 47,2 км/час, с вихревой 48,6 км час. Разница в пользу вихревой помпы заметна. Но однажды на волне 3 балла вихревая помпа преподнесла неприятный сюрприз. Сразу я не заметил, мотор начал снижать обороты, термометр показал 120 градусов, я сразу выключил мотор, глиссирование прекратилось, корма лодки опустилась до погружения корпуса помпы в воду. Сразу запустил мотор, и температура мотора быстро понизилась до 80 градусов а потом и меньше. Вероятно, при движении по волнам в отверстия водозаборника попал воздух, прекратив поток воды в помпе (воздух она, перекачивать, не может). Купил термометр ТА-238 со звуковым оповещением достижения установленной температуры, в дальнейшем до перегрева двигателя уже доходить не будет, можно просто временно снижать скорость до погружения корпуса помпы в воду и далее увеличивать её без перегрева мотора. Вихревая помпа в штатном режиме должна быть погруженной в воду, что и есть у моторов «Привет» и «Сич». Добиться её работы на «Нептуне», и других моторах, где на глиссировании помпа находится выше уровня воды без возможного поступления воздуха через заборные отверстия воды на значительном волнении невозможно, поэтому необходимо контролировать её работу по уровню нагрева мотора. Другой альтернативы в эксплуатации вихревой помпы на «Нептуне» я не вижу. Каждому решать на сколько необходимо сталкиваться с проблемами ради 3% увеличения скорости.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 466
Карма
510
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Зря сразу заводил, на раскалённые части холодной водой - могло и треснуть. Надо было охладить на воздухе (можно прокручивая и плеская бензином в дыхало), а потом дальше ехать.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 466
Карма
510
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
А какой критический? Всё равно, хорошего мало, и может даже потом, когда забудешь, аукнуться. 120 на поверхности - а внутре сколько? Может, 200. Бывает, даже чугунные сковородки трескаются :)
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 466
Карма
510
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
Ну и выводы? Зеркало цилиндра - 200, с обратной стороны гильзы столько же, и водичкой пролить - нормально? Удачи на воде :)
 

Железняк

лейтенант
Регистрация
09.10.2016
Сообщения
270
Карма
49
Город
Копейск Челябинской обл
Имя
Вениамин
Лодка
Кайман 36S
Мотор
Нептун-25
Указанная таблица составлена не мной, мотор работает, как ни в чём не бывало, звуковой стгнал на термометре выставил на 90 градусов. В дальнейшем случайный нагрев будет ниже.
 

Fatman

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.12.2013
Сообщения
1 891
Карма
650
Возраст
48
Город
Гродно, Беларусь
Имя
Александр
Лодка
Прогресс4
Мотор
Вихрь 30+Вихрь 30+1/2 Вихрь 30
Я бы любопытства ради поставил бы вихревую помпу, но только правильную. Много о них читал и понял что из магазина это не то. Вот чертежик бы правильной подогнали по братски, был бы благодарен :yes:. Миша МIK может подкинет свой вариант рабочий..
 
Вверх Снизу