С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
Добрый день уважаемые коллеги. Публикую очередной лабораторный результат на пути создания ФУОЗ на микроконтроллере. На этот раз система была адаптирована и установлена на основание МЛ-10 с мостовой схемой CDI зажигания. На МБЭ ставить её пока не буду. Очень не симметрично все и пока не придумал как калибровать. Вот видео -
и
186664

Сегодня наконец то удалось запустить помехозащищенный алгоритм раскодировки сигналов входных датчиков Холла. Осмелюсь утверждать, маховик может быть любой (и Ветерковский и Московский).

Нуждаюсь в совете по применению аккумуляторов. Я пока не нашел безопасный для применения в условиях лодочного мотора аккумулятора. Кто воды боится, кто нагрева, охлаждения, длительного разряда или заряда. Пока самым логичным выглядит только +12в от аккумулятора вне мотора, но МЛ-10 нет зарядной катушки.... Максимальный ток потребления системы при 5 В питании ~ 150 мА.
 
Последнее редактирование:

Андрей_

пассажир
Регистрация
25.08.2020
Сообщения
2
Карма
0
Город
Москва
Лодка
Южанка 2
Мотор
Нептун 23

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Железофосфатные гораздо более выносливые, чем ионные, 60 градусов в промышленном оборудовании держат годами, есть в стальных цилиндрах. Запитать можно от зарядных катушек, намотав 80-100 витков 0,25-0,3 провода, и выпрямитель подключить через два резистора ом по 15-20, помехи погасят.
 
Последнее редактирование:

Андрей_

пассажир
Регистрация
25.08.2020
Сообщения
2
Карма
0
Город
Москва
Лодка
Южанка 2
Мотор
Нептун 23
Да, можно и на таких Ni-Cd 4/5SC и схема проще. Добавить регулятор и все.
 

С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
Железофосфатные реально понравились. Спасибо за совет. Мысля ещё пришла на верхнюю часть капота Ветерка солнечный элемент поставить...
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Для долгого хранения пойдёт, туда СБ ватт на 5-6 точно влезет.
А никель кадмий по ссылке, всётаки прошлый век, и у токовых банок саморазряд большой, тогда уж металлогидридные.
 

С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
Всем добрый день. Хочу вопрос задать мэтрам.
Двигатель Ветерок вроде хорошо описан везде. Система зажигания имеет не одну модификацию - схемы, варианты.
Однако нужна заводская кривая зависимости УОЗ от оборотов, хотя бы в переломных точках (роста УОЗ, стабилизации и возможного завала). Можно померить самому, но двигатель сухой, и не знаю, когда он в воде или в бочке окажется.
В интернете "на раз" находится зависимость мощности от оборотов. Мне кажется, что попадалась ранее и искомая зависимость, но найти повторно не могу. Вдруг есть у кого в старых запасах литературы... Скорее всего 99,99 процентам Ветроводов этот вопрос "до лампочки", но вдруг...
Далее мои домыслы.
Там жесткая нелинейная связь УОЗ от угла поворота ДЗ {УОЗ=Функция1(Угол ДЗ)}. Функция1 - неизменный механический фактор (звездочки, толкатель на ДЗ и место его установки). "На память" - то что на вышеупомянутой зависимости было - вроде имело завал на высоких оборотах. Возможно этот завал связан с тем, что связь между углом поворота ДЗ и оборотами тоже нелинейна. В итоге связь УОЗ-обороты имеет "хитрую" форму {УОЗ=Функция1(Функция2(Обороты))}.
И вот тут дуализм. В бочке на холостых одна зависимость Функция2, под нагрузкой она на 100% другая.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Это не тот мотор, который откликается на кривую УОЗ, мне когда то было не лень, я плотно занимался этим вопросом.
Схема была без процессора, я им не доверяю, использовал 574УД1 и 133-ю логику, регулировка АУОЗ в 16 ступеней, на 133ИД3, начальный импульс - пересчёт - сравнение - и количество импульсов до искры.
Был сильно озабочен кривой, начитавшись всякой х...ни, по этому ввёл цепи коррекции, куда выгнуть кривую, или оставить её практически прямой и изменять наклон. Вобщем при любой форме, топлива не сэкономил, вдвоём на глисс не вышел, а знающие люди сказали, что для лодочного мотора это не актуально, нет жёсткой привязки колеса к асфальту.
Вобщем забил на это дело.
 

yoric

капитан 1-го ранга
Регистрация
06.05.2012
Сообщения
5 661
Карма
552
Город
Нью-сибирск
Имя
Йорик, в миру Юрий
Лодка
Ока4
Мотор
П25
заводская кривая зависимости УОЗ от оборотов
А может нет такой? Как ты дальше справедливо замечаешь, она зависит от нагрузки, которая разная.

Можно померить самому, но двигатель сухой, и не знаю, когда он в воде или в бочке окажется.
Ну крайние точки (на макс газу в 1-ю очередь) можно определить на суше, на неработающем. А кривые все более-менее одинаковы.

имело завал на высоких оборотах
Скорее выпуклость на средних ближе к малым.

Схема была без процессора, я им не доверяю
До сих пор?

нет жёсткой привязки колеса к асфальту.
Ну и что, пусть и нежёсткая, всё равно надо.
 

С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
По поводу асфальта и мотоциклов я так скажу. Два года разных опытов с разными 4Т объектами с 1 цилиндром (максимальные обороты 8000 - 12000) говорят, что на асфальте имеет значение только формы кривой и только до 4000 оборотов. Далее "на скорость" не влияет вид коммутатора (аналоговый, цифровой, МПСЗ).
А вот до этих оборотов стабильность ХХ и и динамику разгона дает только МПСЗ. Хороший запуск на "холодную" (за счет смешения УОЗ в район ВМТ) тоже без МПСЗ трудно сделать. Наличие ДАД в МПСЗ реально уменьшает количество клацанием коробкой. и на высоких скоростях. Об этом говорит опыт внедрения перед заводской системой МПСЗ на LX300GY другого МК, реализующего поддержку ДАД . Хотели уже пустить в серию... ну тут такое дело на Украине (напарник из Одессы был). Получить успел только словесный отзыв - ....двигатель стал "эластичным"..... там где раньше переключался - проскакиваешь на повышенной передаче.

А вот на воде и на 2Т все пока для меня не понятно. Вот и хотелось получить реперные точки какие-то.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.

Вложения

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Из того что я сам делал и испытывал живьём, оглушительная разница получилась на ИЖ-ПС, то есть переход от фиксированного угла к регулируемому. Вообще другой мотоцикл, и его мощность, в те годы большая, позволяла это прочувствовать.
Та же схема установленная на минсковосходы, была едва ощутима, на холостых меньше вибрация, на максимальных меньше нагрев, а на динамике никак не отразилось. Хотя по грязи ползал увереннее, на меньших оборотах не глох.
По моему мнению, если механическая регулировка угла есть, то и нехрена туда лезть, тем более с китайскими деталями.
 

Георг Ом

капитан 1-го ранга
Регистрация
01.07.2016
Сообщения
4 653
Карма
1 079
Возраст
44
Город
Богородск
Имя
Юрий
Лодка
Есть Прогресс-2, Фрегат370С, были Орион-10 ЯРТ Романтика, Ока-2 РЗАА, Малютка-2
Мотор
Вихри, Ветерок-8, Кама, Москва-М, ЛМ-1, Чайка
На Ветерок зажигание особо не влияет. Главное чтоб стабильная искра была, и чтоб начальный угол соответствовал. Там больше карбюратор влияет и винт. Какое зажигание не поставь, а тяжелую лодку скоростной винт не вытолкнет. На Вихре и Нептуне МПСЗ дает стабильные холостые, а вот экономию не даст как и динамику. Тут все снова в винт упирается и в герметичные золотники у Вихря.
Не хочу ничего полохого сказать насчет МПСЗ, но архаичному движку с дефлекторной продувкой оно ничего не даст. Его надо ставить на движки с петлевой продувкой как минимум, и по возможности завязывать с ДАД или ручкой газа. Иначе оно кроме стабильных холостых только что нагрев на максимальных чуток может снизить, и все. Ну, еще, в некоторых случаях простит хреново настроенный карб при резком газовании.
 
Последнее редактирование:

С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
О как. Отдельная тема получилась! Отцы командиры, а ниже такая тема была уже. По ней мне пока нечего сказать.
Хотел просто узнать угол в штатном зажигании. А так дублирование получилось.

Ну нету у меня другого лодочного мотора. Спасибо одному человеку, голову от 12 подогнал вот про неё и думаю. Ну или AZP в Казани "поедет" наконец, тогда будет что рассказать про микропроцессорное зажигание для Ветерка. А разработанная система для AZP вообще подойдет для любого с симметричными магнитами на маховике (С-Ю-С-Ю).
На Вихрь я может и хотел бы поставить, но нету такового в стоковом исполнении у знакомых. Есть только переделанный "от MIK и Танкиста".
 
Последнее редактирование:

С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
... и по возможности завязывать с ДАД или ручкой газа....
Это как раз есть. Вот разработать адекватный алгоритм по настройке этой "байды" пока ни у кого не получилось, по крайней мере на мотоциклах.
 

С.Н.

мл. лейтенант
Регистрация
07.02.2020
Сообщения
201
Карма
56
Возраст
52
Город
Городище, Волгоградская область
Имя
Сергей
Лодка
Hunter Stels Aero 335
Мотор
Ветерок 8М
На AZP сделал.
Теперь надо на Ветерке запустить. Тут уже год как готово и в "железе" лежит.
 

romul_256

матрос
Регистрация
01.12.2020
Сообщения
23
Карма
3
Город
окт
Лодка
нету
Мотор
ветерок12
Тема заглохла? Что в итоге получилось?
Часто настраиваю моторы авто, в двухтактах не силен. Но вот думаю зажигание без фактора нагрузки даёт только плюс в отсутствии механического привода опережения зажигания. Вот если бы мк видел не только повышение оборотов но положение дроссельной заслонки и температуру воздуха, тогда можно было бы увязать фактор нагрузки и сделать таблицу зависимости уоз - обороты дроссель, а так же флаг холостых и пхх. Т.е система бы знала когда она на холостых, а когда на ходу, и соответственно для хз одна таблица уоз, для нагрузки другая. Но без пид регулирования ввиде регулятора, я даже не знаю как завязать карб с его фиксированными сечениями и перетечками с холостыми. В принципе драйвер и рхх от ваза в патрубке с фиксированным сечением до карбюратора с полностью закрытой заслонкой самого карбюратора, и я бы настроил такую систему, но в ПО надо было бы добавлять пиды и таблицы положения рхх в зависимости от положения дпдз и главное от температуры воздуха. Так как воздух при разных температурах имеет разную плотность. Но это все я говорю из своего опыта настройки моторов на авто. там по холостому ходу только около 40 таблиц и переменных интегральных и пропорциональных коэффициентов... И ещё одна боль, на двухтактах не знаю как проследить состав смеси, т.е я на машине контролирую как горит топливо широкополосным датчиком кислорода, который мне позволяет видеть богато или бедно с точностью 0.1 АФР / аббревиатура соотношения воздух - топливо/ и соответственно регулировать топливоподачу и время впрыска топлива. Тут же все по допотопному и состав смеси только по цветам изолятора свечи или звуку...т.е всегда косвенно.
 
Последнее редактирование:

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Еще раз процитирую себя.

Понятно, что УОЗ должен зависеть и от оборотов и нагрузки.

Не, от нагрузки УОЗ должен зависеть у сухопутного транспорта, там и динамика разгона, и экономичность, и частота разгонов, и разгоны на разных передачах, и много других зависимостей.
Здесь мотор с мягкой, но постоянной нагрузкой, это вообще другое.
У автомобиля, коленвал через трансмиссию и колёса жёстко привязан к весу всего автомобиля, то есть мгновенная скорость поршня одинакова (не путать с частотой вращения), и если что то в сгорании не так, то горят клапаны, прогорает днище поршня, ухудшается динамика, сильно падает мощность.
У лодочного мотора коленвал "отвязан", винт в воде может крутиться с любой мгновенной скоростью, и как угодно быстро менять мгновенную скорость, не изменяя скорости лодки.
У меня когда то был прибор для измерения мгновенной скорости, забавная штука.
Измерял ЗИФ 5М, на 2500 оборотах. Дык сразу после сгорания, мгновенная скорость коленвала соответствует почти 4000 оборотов, а при подходе к ВМТ всего 1900, то есть зверская неравномерность в пределах одного оборота.
Дык я о чём, если параметры сгорания изменились, то в лодочном моторе, поршень легко изменит мгновенную скорость, и сам подстроится под текущие условия, прощая очень многие неточности и огрехи.
Как пример, многие бытовые моторы, например бензогенераторы, газонокосилки, бензопилы, имеют вообще фиксированный УОЗ, и работают десятилетиями без повреждений по этому поводу.
Та же Ямаха 5, у неё 2 датчика, то есть всего 2 положения УОЗ, но это вообще никак не заметно, ни по каким параметрам.
А здесь ещё часто обсуждают кривую АУОЗ, не понимая, что для двигателя с мягкой нагрузкой это не имеет вообще никакого значения - доли процента.
Я когда то тоже был болен, собирал автомат опережения, дык мотоцикл ИЖ-ПС как подменили, а лодочный мотор не отреагировал никак, совсем никак.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 596
Карма
2 005
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Сергей, примерно, тоже самое я пытаюсь объяснить некоторым джидаям. Кроме того, лодочный мотор, если имеет даже незначительный запас мощности, чтобы выйти на глиссирующий режим, то вполне нормально будет работать и со ступенчатым зажиганием. Ибо эти моторы очень мало используют долевые нагрузки, в отличие от моторов наземного транспорта. На лодке, либо малый, либо полный. Средний если и используется, то либо вынужденно, либо при маневрах, но это, как правило, кратковременно. Конечно, никто не станет возражать, что плавное изменение УОЗ, в общем-то, лучше чем ступенчатое. Особенно, если мощность на пределе возможностей, для перехода "горба" при выходе на глиссер. Для водоизмещающих режимов, как правило, диапазон изменения частоты от малого до полного в два, а то и более раз меньше чем для глиссирующего. Ну к примеру, малый 1000 об/мин, полный - 2500-3000. Соответственно, и изменения УОЗ требуется 4-7 град всего, чем вполне можно пренебречь, и оставить только максимальный.
Я, конечно, не против продвинутых технологий, там где можно, даже необязательно, тоже применяю.
Вопрос-то, был в том, чтобы изменение УОЗ для лодочного мотора, тоже зависело не только от частоты вращения, но и от нагрузки. Чего не требуется.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Дык мало того, многие пытаются менять УОЗ от нагрузки, при этом если покопаться в гугле, то в автомобильных зажигательных процессорах это изменение составляет +/- полтора градуса, и от расхода и температуры воздуха тоже столько же, но это не у всех моторов вообще есть.
Мне зимой привозили генератор за 264 000 рублей, там хозяин оборудовал новый дом, и вроде как грамотный мужик, набрал аккумуляторов на 300 вольт, для автономного проживания, и что бы получить 220 вольт 50 герц стоял просто инвертор на 4-х транзисторах, реально экономичнее чем преобразовывать из 12 или 48 в 220. Но работы выполняли неквалифицированные кадры, они подключили аккумуляторы непосредственно к генератору, минуя выпрямительно-зарядный блок, они о нём не знали. Автомат естественно выбило, но его естественно закоротили. Обмотки изжарились, там сопротивление по 1,5 ома.
Дык в нём нет АУОЗа, у него два режима, 1500 оборотов до 4-х киловатт, и выше 4-х киловатт 3000 оборотов, и совершенно жуткая коммутация, что бы сохранить 50 герц. Стоят два полупроводниковых датчика Холла, один на 1500, второй на 3000 оборотов.
Но в него можно включить 60 ваттную лампочку, а можно включить обогревателей на 15 квт, но УОЗ не изменяется.

Причём датчик кислорода на выхлопе, датчик расхода воздуха, датчик температуры воздуха, датчик открытия заслонки и прочее - это данные для впрыска, не во всех мозгах это как то привязано к зажиганию, а здешние специалисты пытаются это прицепить к АУОЗу.
 
Последнее редактирование:

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 596
Карма
2 005
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
На мотоциклетном или автомобильном двигателе крутящий момент, скажем, при 3000 об/мин может быть на пределе при подъеме в гору на повышенной передаче, а может быть и отрицательным при спуске с горы (торможение двигателем), а на лодке незначительно изменится от осадки оной. Можно посмотреть винтовые характеристики грузового судна. Меняется в большей степени скорость, а мощность почти неизменна. Поэтому для лодочного мотора зависимости УОЗ от частоты вращения, чтобы сохранялся достаточно высокий кпд мотора, хватит с избытком. Поправки на нагрузку, практической пользы не принесут, кроме усложнения алгоритма и в целом конструкции.
 

Заливной

гл. кор. старшина
Регистрация
18.01.2021
Сообщения
142
Карма
78
Город
Беларусь, г.Мозырь
Имя
Александр
Лодка
Днепр 1974 г.в.
Мотор
Москва-25(30).
Практической пользы не принесут говорите? Ну-ну.
Это только теория? Или практика есть?
 
Последнее редактирование:

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 596
Карма
2 005
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Хорошо, пусть теория. Покажи обратное. Ну хотя бы как должен измениться УОЗ, к примеру, при 3000 об/мин при полностью открытом дросселе, и при 50%. Только на лодке этого в реальных условиях очень сложно добиться. Там при полностью открытом дросселе будет, например, 4500 об/мин, а при пололовине только 3000.
Сделай вариант с корректировкой УОЗ по нагрузке и нам покажи, тогда и поговорить можно будет предметно. А без корректировки, девяносто десять процентов зажиганий на всех лодочных моторах используются.
 

Георг Ом

капитан 1-го ранга
Регистрация
01.07.2016
Сообщения
4 653
Карма
1 079
Возраст
44
Город
Богородск
Имя
Юрий
Лодка
Есть Прогресс-2, Фрегат370С, были Орион-10 ЯРТ Романтика, Ока-2 РЗАА, Малютка-2
Мотор
Вихри, Ветерок-8, Кама, Москва-М, ЛМ-1, Чайка
Практической пользы не принесут говорите? Ну-ну.
Это только теория? Или практика есть?
Практика - мотор ЛМ-1. В нем отсутствует управление дроссельной заслонкой. Ее там вообще нет. Вся регулировка оборотов только лишь опережением зажигания. Только оно и регулируется. На карбюраторе имеется только воздушная заслонка - в простонародье "подсос". Мотору похрен чего ты думаешь. Он раскручивается в зависимости угла опережения. Лодку в переходном режиме запросто таскает, но на глиссер не выведет даже если сильно угол задрать т.к. тяжеленный маховик и дефлекторная продувка не дадут раскрутить сильно.
На лодочном моторе карбюраторном микропроцессорное зажигание должно давать нулевой угол при запуске, минимальный на холостых оборотах, и растущий угол в зависимости от оборотов с каким-то предельным значением угла опережения. Все ДПДЗ и ДАД могут улучшить ситуацию только тогда, когда мотор на пределе своих возможностей пытается вытащить груженую лодку на глиссер. Только тут есть более изящное решение в виде правильно подобранного винта.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
О практическом опыте я написал чуть выше, человек видимо просто не понял прочитанного.
 
Вверх Снизу