Способ пропитки зависит от типа намотки, но не пропитывайте катушку мотаемую внавал, всякими цапонами и другими усыхающими лаками, как учат всевозможные "гуру" на ютубе и форумах.
От чего же такое негативное отношение к целлюлозе, Сергей?
Думаю пришло время разобраться в этом.
Начнем с того что такое цапонлак.
Цапонла́к (
нем. Zaponlack) — прозрачный раствор
нитроцеллюлозы в органическом растворителе, обычно в
ацетоне,
этилацетате или
диэтиловом эфире (
коллодий), используемый для покрытия металлических изделий, документов и т. п. с целью предохранения их от воздействия агрессивной среды и маркировки. После высыхания (улетучивания растворителя) образует прочную, газо- и водонепроницаемую плёнку
[1].
Начал применяться в конце
XIX века для замены гораздо более дорогого
шеллака, цапонлак хотя и уступал шеллаку в
электроизоляционных свойствах и стойкости к атмосферным воздействиям, но был гораздо дешевле.
Применение цапонлака
Основное применение цапонлака в технике — покрытие им
паяных оловянно-свинцовыми припоями электрических соединений. Полезность этого нанесения лака вызвана тем, что основная причина выходов из строя аппаратуры с
навесным монтажом электронных элементов со временем — образование кольцевых микротрещин в месте пайки —
холодная пайка — вследствие
непропая — чем вызывают нарушение
электрического контакта и повышают
вероятность отказа аппаратуры от воздействия агрессивных компонентов воздуха (кислорода, сероводорода, водяных паров и др.) вызывает со временем образование в трещинах плёнок плохо проводящих электрический ток оксидов и сульфидов олова и свинца. Это увеличивает
электрическое сопротивление контакта вплоть до его увеличения до неприемлемой величины, что влечёт отказ устройства. Цапонлак, нанесенный на паяное соединение, образует на его поверхности прочную, эластичную плёнку, препятствующую проникновению агрессивных газов в трещины и развитию
коррозии в них. Также используется как маркер визуального контроля качества пайки — контролёр отмечает проверенные им пайки нанесением лака кисточкой. Для этой цели применяется разноцветный цапонлак, получаемый добавлением в раствор нитроцеллюлозы органических
красителей.
Идем далее.
Как было описано выше, в гиромоторах для изолирования статорных обмоток от корпуса применяются в основном, изоляционные материалы класса А, в некоторых случаях — фторпласт-4, близкий по своим качествам к материалам класса Б. Изоляция класса А пориста и гигроскопична. Волокнистые изоляционные материалы обладают недостаточно высокой нагревостойкостью и низкой теплопроводностью. Между отдельными витками и секциями обмотки всегда имеются воздушные пустоты и прослойки. Для устранения этих недостатков обмотки статоров после намотки пропитывают изоляционными лаками. Основное назначение пропитки обмоток — создать электрически прочную изоляцию между витками и от корпуса, соответствующую диэлектрическим свойствам лака, которым производят пропитку. Пропиткой обмоток волокнистых изоляционных материалов, помимо того, преследуется:
1) увеличение механической прочности обмотки, так как после пропитки высушенный лак скрепляет между собой витки, образуя монолитную массу;
2) повышение влагостойкости, так как пропиточный лак заполняет поры и зазоры в обмотке и изоляции, препятствуя проникновению в них влаги;
3) улучшение теплопроводности обмотки вследствие того, что воздух в порах изоляции и между проводами заполняется лаковым слоем, являющимся хорошим проводником тепла;
4) повышение нагревостойкости изоляции, поскольку лаки замедляют окислительные процессы в ней.
Сущность пропитки заключается в предварительном удалении следов влаги и воздуха из пор изоляционных материалов и воздушных промежутков между проводами и изоляцией и заполнение их изоляционным лаком. При этом должно быть обеспечено хорошее проникновение пропиточного лака в поры изоляции, зазоры и пустоты между обмотками. Вследствие этого пропиточные лаки должны отвечать следующим основным требованиям:
Обладать высокими диэлектрическими свойствами как при нормальных, так и при повышенных температуре и влажности;
Быстро проникать при пропитке обмоток во все макроскопические и микроскопические поры, т. е. обладать хорошей пропитывающей способностью;
По возможности полностью заполнять все открытые макроскопические и микроскопические поры и капилляры;
Возможно быстрее отвердевать после заполнения пор и капилляров;
Не размягчаться при рабочих температурах после отвердевания;
Быть эластичными;
Иметь хорошую теплопроводность;
Не оказывать вредного влияния на медь, железо, электроизоляционные материалы и эмалевую изоляцию обмотки;
Обладать хорошей адгезийной способностью и хорошо связывать между собой витки и отдельные слои обмотки; иметь высокую влагостойкость.
Выше указанными свойствами обладают многие пропиточные лаки печной сушки (табл. 10). Выбор лака зависит от условий эксплуатации обмоток и типа изоляции проводов.
Должны быть взяты такие пропиточные лаки, у которых растворители и основа не воздействовали бы на изоляционные эмали провода. Обмотки из провода марок ПЭЛ, ПЭТ и ПЭВ пропитываются асфальто-масляным лаком № 447 или лаком 321. Обмотки из провода марки ПЭВ могут пропитываться крезольно-масляным лаком № 9-627. Обмотки, соприкасающиеся с минеральным маслом, пропитываются глифталево-масляным лаком ГФ-95. Для пропитки статорных обмоток в гиромоторах с эмалевой изоляцией ПЭЛ и с винифлексовой ПЭВ применяется лак № 321, представляющий собой колоидный раствор глифталевой или пентафталевой смолы, модифицированный тунговым маслом, или смесь глицеринов, канифоли, тунгового масла, подвергнутых полимеризации в летучих органических растворителях с прибавлением сиккатива. Оттенок лака обычно не нормируется, цвет должен быть желтым. Вязкость лака по воронке НИИЛКа (сопло 7) при температуре 18—20° должна быть не менее 10 сек.
Как мы видим из ТУ, цапонлак имеет все необходимые характеристики для применения его в качестве пропитки высоковольтных катушек без дополнительной сушки при определенных температурах.
Далее данные.
Таблица 10
Сравнительные показатели жидких пропиточных и покрывных диэлектриков
Вид диэлектрика
Наименование лака или эмали (по основе)
Номер или обозначение
Разбавители
Температура сушки, °С
Время сушки, час.
' Лаки
Асфальто-масля - ный То же
447 460
Смесь уайт-спирита и толуола; толуол; бензин
105 105
6-8 12—15
Глифталево-мас - ляный
ГФ-95
Смесь уайт-спирита и толуола; этиловый спирт; бензол; толуол
105
1,5—3,0
К. резольно-мас - ляный
9—627
Бензол; ксилол
105
0,3—0,5
Г лифта лево-масляный
1154
Смесь уайт-спирита и толуола; бензин; бензол
105
2
Глифталевый или пентафтале - вый
321
Смесь уайт-спирита и скипидара
100—110
6
Бакелитовый
СБС-1
Этиловый спирт
115
3—5
Кремниноргани - ческий
ЭФ-3
Смесь бензина, скипидара, толуола
200
1—2
Эмали J
Кремнийоргани - ческая
ПКЭ-14
Бензол; толуол
200
2-3
То же
ПКЭ-15
Бензол; толуол
200
1—2
Нитроглифта - левая
1201
Состав № 643
20
0,3—0,6
Я не вижу ни каких поводов для отказа от цапонлака для пропитки обмоток в том числе и высоковольтных.
К этому стоит добавить многолетний опыт применения этого лака в качестве пропитки самых разнообразных изделий, включая высоковольтные и высокочастотные (300-500Мгц) токовые и тяжело нагруженные трансформаторы, а так же всевозможное покрытие радиоплат.
Что касается накопительных катушек зажигания, то их изготовлено даже не знаю сколько, отказы были, но далеко не из за пропитки.
Что касается высоковольтных трансформаторов для зажигания, предпочитаю не тратить время на намотку проводом 0.05 а просто купить готовый, благо дело цена копеечная.