Максимально упрощённо.
Когда поршень сжимает смесь при ходе вверх, он прижат реакцией наклонённого шатуна к одной стороне цилиндра. Если про Вихрь - к стороне, где центральный продувочный канал. А когда совершается рабочий ход, поршень прижат к противоположной стороне. Той, где выпускные окна.
Это значит, что в районе ВМТ поршень совершает перекладку с одной стороны цилиндра на противоположную. При этом возникает ударная нагрузка, сопровождающаяся характерным звуком. Это не есть хорошо, это сокращает срок службы и поршня, и цилиндра.
Вся эта бяка происходит в процессе сгорания, то есть давление в цилиндре во время перекладки поршня нарастает. Отсюда вывод. Если поршень переложится раньше, то произойдёт это при меньшем давлении, а значит ударная нагрузка будет меньше. Это и делает дезаксаж - заставляет поршень перекладываться раньше. Если же смещено отверстие под палец, то перекладка будет проходить не только раньше, но и в два приёма. Сначала переложится нижняя часть поршня, потом верхняя. Это тоже снизит ударную нагрузку.
Есть ещё кинематические моменты. Чем быстрее шатун после ВМТ набирает угол отклонения, тем эффективнее создаётся крутящий момент двигателем, тем выше его мощность. Этому способствует и короткий шатун, и дезаксаж.
Если коротенько и упрощённо, то и всё.
Что же было написано и нарисовано?
Что так меньше износ цилиндра? И что смещение вправо? А как оно на самом деле? Куда отверстие под палец смещают? ВЛЕВО. Так мотор и мощнее, и долговечнее, и меньше шума от него. Посмотрите на автомобильный поршень с передней части двигателя, со стороны шкива. Двигатель вращается по часовой стрелке, и отверстие под палец смещено ВЛЕВО. А не вправо, как нарисовано на рисунке из морской библиотеки.
Но всё это не прокатит на коротких поршнях. Из-за смещения пальца их будет сильно перекашивать в цилиндре, в результате - ну не трудно догадаться...
На самом деле ситуация сложнее из-за накладывающихся сил инерции, которые вносят свои коррективы в эти рассуждения. Но это уже нюансы. Эти тонкости не прописаны в учебниках, они известны очень узкому кругу специалистов-моторостроителей.
Юра, извини, но короче не получилось.