Re: вопрос
Вот только что по эвину...ознакомся, поищим еще!
История «Evinrude»
29-летний Оле Эвинруд безмятежно веселился на пикнике, устроенном на закате лета 1906 года, на небольшом островке, расположенном в 5 километрах от берега озера, когда Бесс Кэри, объект его романтических воздыханий, объявила, что она была бы весьма непрочь отведать порцию мороженого. Полный рыцарских чувств, Оле прыгнул в лодку, схватил весла и греб 10 километров туда и обратно, чтобы доставить приятное даме своего сердца.
Однако 32-градусная жара напекла ему голову и нашего героя хватил солнечный удар. Придя в себя, уже позже, он сгоряча поклялся сам себе: «Настанет день, и кто-нибудь сделает мотор для этой проклятой лодки. Или я сам это сделаю».
Подобного рода обещание в устах большинства людей может быть воспринято как пустое бахвальство или брань, однако, когда мы имеем дело с решительным молодым человеком по имени Оле Эвинруд, это - скорее похоже на клятву всей жизни. У него уже был опыт исполнения подобных обещаний – когда отец выбранил его за скромную просьбу получить собственную яхту, молодой человек молчком скопировал все детали семейного баркаса с тентом. Суденышко получалось 5,5 метров длиной, и Оле забеспокоился – где бы раздобыть такое количество досок без необходимости разобрать соседский сарай. Но прежде чем наш герой решился на подвиг, отец его обнаружил незаконченное судно и пустил его на дрова для кухни, приговаривая: «Хоть какая-то польза от этого будет». Так закаляются сталь и сердце конструктора.
Не павший духом, Оле втайне спроектировал и построил другое судно, скрывая деревянные детали в более укромных уголках семейной фермы. Если отец находил деталь, то всегда наготове была отговорка, мол, это все от старого проекта осталось.
После шестнадцатого дня рождения Оле прошло несколько месяцев. Отец на несколько дней уехал за покупками. Парню только этого и нужно было – изо всех укромных уголков появились уже готовые узлы и детали, которые легко и точно собрались в надежное судно, которое закачалось на волнах.
Вернувшись, отец Оле заинтересованно разглядывал 5,5-метровый баркас, величаво покачивающийся на волнах, и поинтересовался: «Чья это посудина?» Не в силах скрыть дрожь в коленках, юный корабел сказал упавшим голосом: «Моя, отец».
К изумлению Оле, лицо его отца смягчилось. Он не мог взять в толк – что же смогло так изменить мысли отца? Может быть, деревянное суденышко сыграло некую волшебную роль, но Оле вдруг почувствовал, как на его плечо легла отцовская рука и густой добрый голос произнес: «Я надеялся, что ты станешь фермером, как и я, но, сдается мне, что кое-что ты делаешь значительно лучше, сынок».
Так что нет ничего странного в том, что после четырех неудачных попыток основать свой собственный автомобильный бизнес, однажды Оле с гордостью показал Бесс, к тому времени уже ставшей его женой, странное сооружение в своей мастерской. «Это мотор, который будет толкать нашу лодку вместо весел – цепляешь его к лодке, и можешь выкинуть свои весла!» – радостно заявил изобретатель.
«Это - мотор, Оле? Он скорее похож на большую кофемолку!»
Ничего себе кофемолка! Поставили ее на взятом напрокат баркасе и с ветерком прокатили дюжину знакомых к отмелям реки Киннекиник, и всю дорогу наслаждались зрелищем лодки, движущейся по воде без весел. Ошеломленная аудитория поняла, что присутствует при рождении чего-то величественного. Следует отметить, что в данном случае это не был первый подвесной мотор вообще, однако настолько совершенного устройства еще не было создано и не продавалось.
Нельзя сказать, что одобрением результатов эксперимента, полученное от Бесс, все и закончилось. Ее собственный бизнес был принесен в жертву по достоинству оцененному инженерному гению Оле, причем лучшей похвалы от жены и дождаться было бы невозможно. В 1909 году, взвалив на себя обязанности по маркетингу, она предложила рекламный слоган: «Не греби! Выбрось весла! Поставь мотор «Evinrude».
Отклик на публикацию в газетах Милоуки не замедлил себя ждать: к тому времени Оле уже усовершенствовал первоначальную модель мотора, добавив к нему глушитель, отполировав бронзовые и медные детали, чугунные – покрасив и скруглив острые углы.
25 моторов, которые он изготовил в рекламных целях, разошлись немедленно, и сенсацией дня стал мотор за 62 доллара мощностью в 11,5 л.с. Реклама национального уровня принесла лавину заказов, и к 1911 году в расширение дела было уже вложено 5 тысяч долларов. Разумеется, возможности стали больше, и к 1912 году количество выпущенных моторов увеличилось до 4650 штук, и до 9412 – в 1913 году.
Однако не все было так прекрасно в саду у цветка по имени «Evinrude». Здоровье Бесс с рождением в 1907 году их первого и единственного сына, Ральфа, стало таять, и озабоченный ее состоянием Оле без сожаления продал свою долю в компании «Evinrude Detachable Row Boat» за симпатичную сумму в 137500 долларов своему партнеру, Крису Майеру.
Следующие несколько лет Оле, Бесс и Ральф провели, наслаждаясь хорошо оплаченным отдыхом. Они объехали все Штаты, частично наблюдя за упадком своего старого предприятия, иногда пытаясь внести в него отдельные усовершенствования. В 1916 году они объявили о создании 4-тактного мотора, но эта разработка не привлекла внимания публики.
В 1919 году срок действия некоммерческого соглашения Оле с Крисом Майером истек. Оле держал слово, но никогда не переставал думать о подвесных лодочных моторах. С чувством верности старой дружбе, он показал Крису проект нового, небывалого до той поры, мотора. Это был поистине революционный 3-сильный алюминиевый двухцилиндровый мотор, но что-то в нем смутило Криса, и тот не проявил заинтересованности. Раздосадованный отказом, Оле заявил, что он свободен от обязательств и открывает свое собственное дело по выпуску мотора новой конструкции. Вот так и появилось осенью 1920 года новое имя, ставшее легендой – «Elto». Это сокращение от «Evinrude light twin outboard» (двухцилиндровый легкий подвесной «Эвинруд»). Мотор сразу же завоевал любовь и признание покупателей, несмотря на возросшее соперничество огромного множества компаний, толпой кинувшихся на новый рынок подвесных лодочных моторов.
Между тем, компания «Evinrude Motors», сохранившая свое имя, продолжала выпускать моторы, первоначально спроектированные Оле. Однако становилось ясно, что без существенных переделок мотор этот скоро должен был стать неконкурентоспособным, особенно в условиях возросшего давления со стороны компании «Johnson Motors» в начале 20-х годов с их быстроходным мотором. Сбыт моторов «Evinrude» почти прекратился. В итоге, Крис Майер в 1922 году продал свое дело и к 1925 году компания «Johnson Motors» стала неоспоримым лидером в промышленности, оставляя «Elto» на втором месте.
Компания «Johnson Motors» придерживалась идеи, что покупателям нужны быстрые моторы, а потому частые и успешные выступления моторов компании в гонках резко повысили их популярность и конкурентоспособность. Результаты технологических усовершенствований сказывались немедленно, так что новые модели моторов становились все быстрее и быстрее, примерно как компьютерные процессоры «Интел» в наши дни. Компания «Elto» отметилась в 1928 году, создав «Super Elto Quad», первый американский 4-цилиндровый 2-тактный мотор, который при своих 18 силах сразу же стал победителем во всех соревнованиях, легко разгоняясь до 56 км/ч.
Этот мотор совместно с 7-сильным мотором «Speedster» компания «Elto» продала в количество 10111 штук. «Johnson Motors» выпускала в два раза больше моторов, чем «Elto», но между ними было и общее, что не давало покоя обоим компаниям – это наследство старой компании «Evinrude Motors», которая в плане коммерции просто «лежала». И вот теперь она снова была выставлена на продажу.
Созданный «Elto» четырехцилиндровик выдавал 18 «лошадей», и был первым в мире 4-цилиндровым 2-тактным подвесным лодочным мотором.
И современный V-образный 8-цилиндровый, наверное, не народился бы на свет и сгинул бы вместе с мотором «Evinrude» тех далеких дней, если бы не появился в игре молодой спаситель – инженер Стивен Фостер Бриггс. Еще учась в школе, Бриггс построил 6-цилиндровый 2-тактный мотор, а в 1909 году основал компанию «Briggs and Stratton», воплощенную легенду моторостроения, которая и по сей день выпускает моторные устройства для дома и для семьи (взгляните на тележку на поле для гольфа в ближайшем клубе).
Стратегия Бриггса была проста: «если нельзя победить, то нужно объединиться». Он склонил Оле к сотрудничеству и в 1929 году компании «Elto», «Evinrude» и третий производитель моторов - «Lockwood Motors», образовали компанию «Outboard Motor and Manufacturing Company» (ОММС).
В 1928 году суммарный объем продаж трех компаний по отдельности составил 3,7 млн. долларов, и если бы не кошмарный крах американской экономики 28 октября 1929 года, то кто знает, но возможно сейчас эта компания была бы самой мощной в мире. Однако экономика рухнула и под своими обломками погребла новорожденную компанию.
Мне кажется, что каждый человек в Америке в то утро проснулся как обычно, и солнце светило, как всегда до того, и завтрак был вовремя, и улыбки близких, и разговоры ни о чем, и все было как и тысячу дней до того. Однако, в этот день лопнул нерв фондовой биржи, доллар - рухнул, и все, что было до того – стало историей.
Началась великая депрессия, и с нею закончились миллионы надежд о лучшей жизни.
Объемы продаж абсолютно всех потребительских товаров существенно сократились, и в 1931 году объем продаж компании «OMC» уменьшился до 10291 моторов. Производственные расходы были сокращены на 65%, а длительность рабочей недели сократилась до 18 часов.
Но даже и это было бы ничего для героя нашего рассказа, но наступило 13 мая 1933 года. В тот день всеми обожаемая Бесс закончила борьбу с жизнью и покинула этот мир. Для Оле жизнь потеряла всякий смысл и его доброе мягкое сердце было разбито. Он не стал задерживаться и спустя 14 месяцев последовал за женой, не вынеся одиночества, оплакиваемый друзьями. Был день 12 июля 1934 года.
Те из Вас, кому подвесной лодочный мотор принес настоящую радость жизни и удовольствие от пребывания на природе, должны вписать этот день черными чернилами в свои ежедневники, и, надеюсь, вы найдете в себе силы почтить в полдень вставанием и минутой молчания в каждый день 12 июля память Оле Эвинруда. Мы так многим ему обязаны!