Решил немного наполнить тему информацией о нефти, для понимания вопроса использования масел и прочих нефтепродуктов.
Сорта нефти - это разделение нефти, добываемой на разных месторождениях, по качественным характеристикам, по составу (наличию примесей, содержания серы, различного содержания групп алканов), качеству и однородности.
Маркерным стандартом для международных рынков нефти служит нефть сортов Brent, WTI .
Для упрощения экспорта используется разделение на легкие и тяжелые сорта.
Введение сортности необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения.
Введение сортности упростило экспорт нефти.
В России маркерные сорта -это тяжелая Urals и легкая нефть Siberian Light, ESPO.
В Великобритании - Brent, в Норвегии - Statfjord, в Ираке - Kirkuk, в США - Light Sweet и WTI.
Часто бывает, что страна производит 2 сорта нефти - легкую и тяжелую.
Например, в Иране это Iran Light и Iran Heavy.
Сорта нефти и конденсата
Введение сортности товарной нефти необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения.
Стандартом для цен служит нефть сортов WTI и Light Sweet (для западного полушария и вообще ориентиром для других сортов нефти), а также Brent (для рынков Европы и стран ОПЕК).
Характеристики нефти
Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне.
Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость черного цвета, но это определение не всегда верно.
Цвет нефти может отличаться от черного - она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной.
Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах - некоторые сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе.
Неоднородность качества сырой нефти разных сортов - легкой, средней и тяжелой
В природном виде нефть не потребляется, для получения товарных продуктов она должна быть подвергнута переработке.
Эффективность переработки нефти большей частью зависит от 2х основных параметров - плотности нефти и содержания в ней серы.
Качественные характеристики нефти
Плотность нефти
По плотности нефть подразделяется на легкие и тяжелые сорта.
Наибольшей ценой обладают легкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо.
Темные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти.
Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) предпочитают производить больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск темных.
При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырье разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения.
Нефть низкой плотности (легкая нефть) при первичной перегонке дает больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше.
Доля светлых н/продуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения НПЗ.
Современные заводы, оснащенные оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжелой нефти.
Это становится возможным за счет применения так называемых деструктивных процессов, в 1ю очередь, каталитического крекинга и гидрокрекинга.
Темные фракции в результате крекинг-процессов преобразуются в светлые, что позволяет использовать их для производства бензина и дизтоплива.
Тем не менее, современные технологии не отменяют преимущество легких сортов нефти, поскольку использование дополнительных процессов при переработке нефти неизбежно увеличивает стоимость полученных н/продуктов.
Наличие серы и ее соединений
По серности нефть подразделяется на сернистую и малосернистую.
В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких процентов.
Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы - высокосернистыми (кислыми, sour).
Соединения серы наносят серьезный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе ужесточаются.
Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счет ведется на сотые доли %. Принятый в Европе стандарт Евро-5 ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%.
Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.
Технологии сероочистки сложны и дороги, поэтому нефть с большим содержанием серы продается со скидкой по отношению к малосернистым сортам.
В настоящее время выделено 5 маркерных сортов российской нефти: Sokol («Сахалин-1»), Vityaz («Сахалин-2»), Rebco, Espo (ВСТО).
- Urals;
- Siberian Light;
- Sokol ( проект Сахалин-1);
- Vityaz (проект Сахалин-2)
- ESPO (ВСТО);
- REBCO (Russian Export Blend Crude Oil).