Основной экипаж
74 сообщений
Из:Самара
Судно: Флагман 350, АКЛ-3,9
Отправлено 17 августа 2018 - 04:36
Ну вот как получилось воткнуть.
Основные данные:
Длина наибольшая, м
3,9
Ширина наибольшая, м
1.55
Высота борта на миделе, м
0.65
Угол килеватости днища на транце
12°
Масса мотолодки порожнем, кг
88
Пассажировместимость, чел.
4
Грузоподъемность, кг
400
Применимая мощность подвесного мотора, л.с.
9.9~30 л.с.
2. Краткое описание идеологии проекта и технологии постройки
Для постройки лодки использован проект выложенный в сети интернет под названием АКЛ (антикризисная лодка). По данному проекту в разных концах страны построено большое колличество лодок многие из которых зарегистрированы в ГИМС.
Данная лодка построена по методу «сшей и склей» с последующим добавлением силового набора корпуса. Высоко поднятая, выходящая на палубу в носу скула, пологий форштевень, умеренная килеватость наделяют лодку серьезным комплексом мореходных качеств для своих размерений. Сами размерения являются разумным компромиссом между вместимостью (без особых излишеств может совершать недальние выходы семья до 4-х человек) и экономичностью (может применяться недорогой мотор мощностью 9.9~30 л.с.).
Для изготовления лодки применена технология сшивки корпуса из заранее вырезанных в чистый размер заготовок обшивки с применением скрепок из медной проволоки и лент из стеклоткани. После склейки листов обшивки корпус подкреплен пятью шпангоутами и двумя промежуточными флорами. Шпангоуты и флоры изготовлены из бруска сечением 25х45 мм. с укреплением мест соединения кницами из фанеры толщиной 4 мм. с двух сторон . Шпангоуты и флоры укреплены бимсами из бруска сечением 25х45 мм. Вдоль кокпита проложен планширь шириной 90 мм. опирающийся на привальный брус сечением 30х40 мм. Со стороны кокпита планширь подкреплен карлингсом сечением 15х30 мм.
Отсутствие стрингеров компенсируется увеличением толщины днищевых листов обшивки (до 6 мм против 4 мм, обычно применяемых для корпусов подобных размерений). В качестве крепежа использовались шурупы из нержавеющей стали. Дополнительно днище усилено двумя парами продольных реданов по днищу и тремя продольными карлингсами под палубным настилом соединенных бракетами с днищем.
Материал обшивки – водостойкая фанера ФСФ толщиной 6 мм на днище, 4 мм на бортах и 9 мм на палубе, после сборки корпус оклеен слоем стеклоткани на эпоксидной смоле, на скуле за счет нахлеста стеклоткани с днища на борт и с борта на днище число слоев удвоено, на киле число слоев – 4 за счет приклейки дополнительных полос стеклоткани. Киль по днищу усилен наклеенной защитой из ПВХ .
Кокпит лодки имеет внутреннюю обшивку из фанеры ФСФ толщиной 4 мм.Пространство между обшивкой кокпита и бортом заполнено экструдированным вспененным полистиролом толщиной 50 мм. Изнутри корпус пропитан эпоксидным связующим с прогревом промышленным феном для лучшего проникновения состава в древесину. После оклейки снаружи и пропитки изнутри, лодка снаружи и изнутри частично о окрашена эмалью ПФ-115.
В носовой и кормовой части лодка оборудована вклеенными блоками плавучести обеспечивающими непотопляемость судна.
Лодка снабжена пластмассовыми швартовными утками и ручками для переноски производства США и Тайваня. Крепление ручек и уток осуществляется сквозным крепежом – винтами и гайками из нержавеющей стали.
3. Расчет грузоподъемности, пассажировместимости
и допустимой высоты волны
Грузоподъемность лодки можно вычислить по формуле: Q1=1/5
(ρV – G1) т,
где ρ — плотность воды, т/м3, V – объем корпуса, м3, G1 – масса лодки, включая корпус и постояно закрепленное в нем оборудование, т.
Объем корпуса можно оценить как произведение длины на ширину, на высоту борта на миделе и на общий коэффициент полноты. Для данной лодки V=3,9
1.50.65*0.65=2.472 м3.
Полная грузоподъемность для пресной воды: Q1=1/5*(2.472-0.1)=0.474 т или 474 кг.
Чтобы найти полезную грузоподъемность, следует из величины полной грузоподъемности вычесть вес подвесного мотора и бензобака : Qп= 474-44-25=405 кг.
Пассажировместимость определяется делением полезной грузоподъемности на вес человека с багажом, принимаемый за 100 кг и округлением результата до ближайшего целого числа: N = 405/100 = 4 чел.
Оценить допустимую высоту волны можно, ориентируясь на график из действующего ГОСТ 19105-79.
Высоту надводного борта можно примерно оценить, учитывая тот факт, что полная грузоподъемность лодки была определена как 1/5 полного объема корпуса. В случае, если бы корпус лодки имел форму прямоугольного ящика, он бы сидел в воде на 1/5 полной высоты борта. С учетом того, что реальный корпус лодки сужается к килю, можно принять, что лодка сидит в воде на четверть полной высоты борта на миделе, при этом высота надводного борта будет 3/4*0.65= 0.4875 м.
По графику, допустимая высота волны составляет около 0.9 м.
4. Расчет объемов блоков плавучести
Согласно ГОСТ 19105-79 с изменением №3 от 01.10.1995, маломерное судно должно иметь запас собственной плавучести, достаточный для поддержания судна на плаву с полным снабжением, когда оно залито по уровень планширя, и дополнительный запас плавучести, равный 280 Н (~28.5 кгс) на каждого человека.
Количество пенопласта плотностью 35 кг/куб.м, необходимое для поддержания корпуса на плаву:
W1=(Gк*k + Gп)/0.965, где Gк — масса корпуса, кг, Gп — масса выступающих частей палубы и ветрового стекла, кг, k –коэффициент плотности материала корпуса.
Для данной лодки W1 = (90*(-0.7) + 10)/0.965 = -54.9 л. (Т.е, поскольку корпус лодки деревянный, он обладает собственной плавучестью, равной плавучести 55 л. пенопласта плотностью 35 кг/куб. м.
Объем пенопласта, необходимый для поддержания подвесного мотора весом 53 кг со штатным бензобаком:
W2=Gм/0.965, где Gм — вес мотора и бензобака, погруженных в воду, принимаемая за 0.55 сухой массы мотора с баком.
W2= 30/0.965 = 31л.
Объем пенопласта, необходимый для поддержания людей:
W3=(28.5*N)/0.965, где N – число людей.
W3= (28.5*4)/0.965 = 118 л.
Общий объем пенопласта находится суммированием найденных объемов: W = W1 + W2+ W3 = -55 + 31 + 118 = 94 л.
170 литров экструдированного вспененного полистирола жестко вклеены под подмоторный рецесс в корме, 25 литров размещены под планшири по всему периметру кокпита под зашивкой бортовых ниш и 84 л экструдированного вспененного полистирола жестко вклеено под носовую палубу, являясь частью конструкции.Общий объем блоков плавучести составляет 279 литров. Такое максимально высокое и разнесенное на максимальную ширину размещение блоков плавучести способствует достижению наибольшей аварийной остойчивости и долговечности корпуса, поскольку экструдированный вспененный полистирол имеет низкое водопоглощение (не более 0,2 — 0,4 % по объему за 24 часа)
5. Расчет максимально допустимой мощности двигателя
Формула для расчета K = Lнб * Bтр.нб ,
где Lнб — наибольшая длина судна, м, Bтр.нб — наибольшая ширина транца, м.
Для описываемой лодки K = 3,9*1.492 = 5.819 .
По графику находим максимально допустимую мощность 40 л.с.
6. Сравнение результатов расчетов с характеристиками лодок
промышленного производства и корректировка по результатам сравнения
Сравним рассчитанные значения грузоподъемности, и пассажировместимости лодки с характеристиками близких по размерению лодок промышленного изготовления «Обь» и «Неман-2».
По аналогии с промышленными образцами, целесообразно также принять для построенной лодки грузоподъемность 400 кг, пассажировместимость 4 чел. и допустимую мощность 30 л.с.
При этом, построенная лодка АКЛ-4 будет более безопасна за счет большей килеватости, значительного развала бортов, высокой скулы и плавного подреза форштевня. Такие характеристики дают преимущества в динамической остойчивости и маневренности, поскольку при внешней килеватости 12~13 градусов лодка в поворотах приобретает наиболее оптимальный и безопасный крен внутрь циркуляции, на лодку и ее пассажиров не действуют опрокидывающие