DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
реф-мех сказал(а):
Видно конструкторы Кёнигов, да и Вихрей не думали, что умельцы будут ремонтировать коленвалы :hahaha:
Точно сказано!
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
118
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
DAASN сказал(а):
Константин, а вообще приходилось на практике сталкиваться с заменой шатунов? Группа, насколько я понимаю, на них не указана? Обмером подбирали?
Шатуны конечно же менял много раз, когда ремонтом подрабатывал. Цифры всякие на них обозначены, но что они значат? Поэтому подбирал на ощупь, одевая на имеющийся кривошипный палец вместе с подшипником. Или наоборот палец подбирал под шатун. Бывало даже не одеть было шатун - сильно не соответствовали размерные группы. Бывало и наоборот - очень большой зазор.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
IGNAT сказал(а):
Шатуны конечно же менял много раз, когда ремонтом подрабатывал. Цифры всякие на них обозначены, но что они значат? Поэтому подбирал на ощупь, одевая на имеющийся кривошипный палец вместе с подшипником. Или наоборот палец подбирал под шатун. Бывало даже не одеть было шатун - сильно не соответствовали размерные группы. Бывало и наоборот - очень большой зазор.
Константин, по каким параметрам подбирается? Все должно от руки подойти или внатяг или же наоборот с неким зазором? (имеется ввиду палец-шатун). Если делать ревизию двигателя, то на что обратить внимание в этом плане - нужно лезть туда или нет, распрессовывать чтобы оценить выработку или нет ...
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
118
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
DAASN сказал(а):
Константин, по каким параметрам подбирается? Все должно от руки подойти или внатяг или же наоборот с неким зазором? (имеется ввиду палец-шатун). Если делать ревизию двигателя, то на что обратить внимание в этом плане - нужно лезть туда или нет, распрессовывать чтобы оценить выработку или нет ...
Зазор конечно нужен. Одеваю шатун на кривошипный палец и покачиваю из стороны в сторону. Так и определяю зазор, на ощупь. Конечно нужен некоторый опыт и чуткие пальцы. Распрессовывать или нет дело конечно личное, но я определяю начало разрушения подшипника по внешнему виду сепаратора через смазочную прорезь в головке шатуна(самарский вал). Обычно он становится алюминиевого цвета, покрытие стёрлось от опилок металлических. Сепаратор алюминиевый с каким-то покрытием жёлтого цвета. В пермских валах сепаратор стальной, подшипник такой же как и в редукторе на шестерне пер. хода. Ну и на ощупь опять же, при малейших выбоинах на дорожках и роликах это чувствуется. Во всяком случае у меня это легко получается "услышать" своими музыкальными пальцами. При малейшем подозрении на выбоины распрессовываю. Разрушение всегда начинается с одной стороны пальца, в положении шатуна при рабочем ходе поршня, в этом положении и надо щупать. Реже начинает первым разрушаться шатун и выработка тоже будет с одной стороны.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Зазор - это цифра.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Блин, вопрос зазора - это вопрос конкретной цифры.
Есть внутренний диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Измеряется нутромером. Есть диаметр пальца и ролика. Измеряется микрометром. Сложил диаметр пальца с удвоенным диаметром ролика, добавил 2-3 сотки, получил диаметр отверстия в шатуне. Вот и вся арифметика. 2-3 сотки - номинальный зазор. До 5 соток - ещё можно считать зазор рабочим. Больше - замена.
Опытные механики берут вал за шатун так, чтобы он повис на шатуне. Ударяют по шатуну сверху рукой и по звуку определяют, годится вал или нет. Но перед этим нужно вымыть масло из нижней головки.
Ещё есть способ. Измерить поперечное качание шатуна. При нормальном зазоре у разных моторов оно разное. Зависит и от зазора, и от ширины нижней головки, и от длины шатуна. Для Вихря - поперечное качание шатуна в пределах 1мм - вал ещё живой.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
Ещё есть способ. Измерить поперечное качание шатуна. При нормальном зазоре у разных моторов оно разное. Зависит и от зазора, и от ширины нижней головки, и от длины шатуна. Для Вихря - поперечное качание шатуна в пределах 1мм - вал ещё живой.
Про этот 1мм имеется ввиду?
 

Вложения

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Да. Вал закрепляешь в тиски, к верхней головке шатуна приставляешь индикаторную стойку, и меряешь люфт. Лучше всего - когда шатун в положении ВМТ. Если есть выработка или раковины в беговых дорожках, то именно в этом положении люфт будет максимальным и видна будет реальная картина выработки. Но есть тонкость - у Вихря шатун центрируется на валу по нижней головке. При большом износе уже не состояние подшипника будет определять поперечный люфт, а упор нижней головки в щёки коленвала. Так что надо и качать, и смотреть, во что упирается. Это, кстати, самый невыгодный способ центрирования шатуна.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Имеется ввиду гуляние шатуна по пальцу? На "новом" КВ эти гуляния ведь также могут присутствовать, пока все не соберется в картере + блоке с поршнями? В щеки как я понимаю шатун не должен упираться по-хорошему?
 

Вложения

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
реф-мех сказал(а):
Согласно проекта и технических условий завода-изготовителя подшипники опорных шеек коленвала монтирутся в алиминиевые крышки по неподвижной посадке, то есть прессуются на горячую. А на КВ по скользящей посадке, то есть подвижной.
Михаил, касаемо скользящей посадки подшипника (в крышке) на КВ - зазор 3 сотки между валом и подшипником?
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 322
Карма
118
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 2шт. Ветерок-8
DAASN сказал(а):
Имеется ввиду гуляние шатуна по пальцу? На "новом" КВ эти гуляния ведь также могут присутствовать, пока все не соберется в картере + блоке с поршнями? В щеки как я понимаю шатун не должен упираться по-хорошему?
Шатун свободно может перемещаться вверх - вниз между щёк, на поршневом пальце тоже свободно вверх - вниз. И учитывая силу притяжения земли опирается торцом нижней головки на нижнюю щеку кривошипа. Это хорошо видно по следу от вращения при распрессовке. Такое уж расположение двигателя в пространстве.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
IGNAT сказал(а):
Шатун свободно может перемещаться вверх - вниз между щёк, на поршневом пальце тоже свободно вверх - вниз. И учитывая силу притяжения земли опирается торцом нижней головки на нижнюю щеку кривошипа. Это хорошо видно по следу от вращения при распрессовке. Такое уж расположение двигателя в пространстве.
Получается боковина нижней головки шатуна и боковина щеки в этом случае также изнашиваются? Какие-то пределы этому износу существуют? Какой вообще зазор должен остаться между щеками при прессовке щек с пальцем шатуна? Ориентируемся по выступанию пальцев из щек?
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
IGNAT сказал(а):
Такое уж расположение двигателя в пространстве.
Вот чтобы не создавать лишнее трение, нагрев и потери в нижней головке шатуна, его и центрируют по верхней. Где не вращение, а покачивание. Таким образом торцы нижней головки шатуна гарантировано выводят из трения о щёки. Но это, конечно, не про Вихрь история. :)
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
IGNAT сказал(а):
Такое уж расположение двигателя в пространстве.
Вот чтобы не создавать лишнее трение, нагрев и потери в нижней головке шатуна, его и центрируют по верхней. Где не вращение, а покачивание. Таким образом торцы нижней головки шатуна гарантировано выводят из трения о щёки. Но это, конечно, не про Вихрь история. :)
А в чем тогда заключается центровка шатуна по нижней головке? ("у Вихря шатун центрируется на валу по нижней головке"). Если получается что все равно шатун нижней головкой упадет на щеку, то и центровки никакой тут нет? Или же под центровкой что-то иное подразумевалось?
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Так о том и речь, что именно щёки коленвала и ограничивают перемещение шатуна, определяют его положение в пространстве. Потому он и трёт по щеке - щека его удерживает. Это и есть центровка.
Есть другой способ центровки - по верхней головке. Он лучше.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
Есть другой способ центровки - по верхней головке. Он лучше.
Но Вихрей, как Вы говорите, он не касается?
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Ну как сказать? Наверно если задаться целью, то можно и на Вихре шатун выставить по верхней головке. Только это же не гоночный мотор, ему на высоких оборотах не работать. Целесообразно ли в это лезть?
Я делал для гоночных моторов вообще шатуны сам. Из титана. С впрессованными цементированными беговыми дорожками. По весу шатун был как штатный - двигатель имеет уравновешивающий вал, и чтобы не попасть на повышенную вибрацию, шатун сделал и по весу как штатный, и по развесовке "нижняя головка/верхняя головка". И убить этот шатун у меня так и не вышло. Он оказался на много живучее штатного. А штатный - Италия. Мотик - КТМ-640. Наверно и фотки могу найти. Вроде не удалял их.
Если бы не уравновешивающий вал, сделал бы шатун гораздо легче. Мощности бы прибавилось.
Если помечтать, то для Вихря надо и коленвал и картер делать самому, под клапаны. Только вот не проще ли Ямаху купить? :)
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
Если помечтать, то для Вихря надо и коленвал и картер делать самому, под клапаны. Только вот не проще ли Ямаху купить? :)
Ну таких мега задач точно пока не стоИт в планах :). Все в пределах стандарта так скажем. С нижней головкой шатуна более менее все понятно. Что можете подсказать по нюансам для верхней головки в соотношении с пальцем, поршнем? Там что дефектовать, чего бояться? Какие натяги, зазоры? Кого из них греть, не греть? Чего там разворачивают развертками? Нюанс как я понял по стопорным кольцам там еще (обрезают кончики у колец)?
 

Telenkov

капитан 1-го ранга
Регистрация
25.05.2013
Сообщения
5 040
Карма
1 281
Возраст
53
Город
Нижегородская обл. Арзамас
Имя
Алексей
Лодка
Прогрес 4, ПВХ 380, РИБ 2037, РИБ 480
Мотор
Меркури-60, вихрь-30 2шт., сузуки-30, ямаха-40
Это брат тебе в израиль, там обрезают.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Развёрткой разворачивают отверстие во втулке верхней головки шатуна. Если её меняют. Новую впрессовывают, и подгоняют отверстие развёрткой под палец. Чтобы палец под действием усилия большого пальца руки входил во втулку. Входил плотно, не болтаясь.
Поскольку пальцы отличаются друг от друга по диаметру, я применяю раздвижную развёртку. Чуть шарик продвинул-сделал проход, чуть подвинул-сделал проход. И после каждого прохода примеряю палец. Лезет - не лезет. Должен заходить от руки, но с трением. Тогда после обкатки и будет необходимый зазор.
Усики со стопорных колец необходимо удалить, и в поршне сделать пропил, чтобы можно было стопорное кольцо поддеть и вынуть. Пропил расположить в плоскости, перпендикулярной оси поршня, параллельно плоскости колец. Влево или вправо - не важно. Ну и есть такая старая гоночная фишка - отверстие в боковой поверхности поршня диаметром 1мм ровно по центру перегородки выпускного окна. Для смазки и охлаждения перегородки. Потому как это место в форсированных режимах часто становится источником прихватов.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
Развёрткой разворачивают отверстие во втулке верхней головки шатуна. Если её меняют. Новую впрессовывают, и подгоняют отверстие развёрткой под палец. Чтобы палец под действием усилия большого пальца руки входил во втулку. Входил плотно, не болтаясь.
Поскольку пальцы отличаются друг от друга по диаметру, я применяю раздвижную развёртку. Чуть шарик продвинул-сделал проход, чуть подвинул-сделал проход. И после каждого прохода примеряю палец. Лезет - не лезет. Должен заходить от руки, но с трением. Тогда после обкатки и будет необходимый зазор.
1. Втулку в шатун на холодную впрессовывают? Какой натяг должен быть?
2. Зазор между втулкой и пальцем на глаз? Только по ощущениям? - "Чтобы палец под действием усилия большого пальца руки входил во втулку"
3. Когда палец поршневой загонят в поршень-втулку, то что-то греют?
4. Отверстие в поршне под палец какое должно быть? В Поршень палец с таким же усилием должен лезть, как и во втулку или тут уже натяг (поршень-палец) с прогревом поршня перед запрессовкой пальца?
5. Пункт 4 интересует с точки зрения палец из одной коробки, поршень из другой - как подобрать пару по диаметру отверстия в поршне и диаметру пальца.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
Ну так всё же в книжке Страшкевича прописано. Как там написано - так и делай.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
Ну так всё же в книжке Страшкевича прописано. Как там написано - так и делай.
Интересуют именно нюансы о которых не написано в книжках. Если здесь нет ничего нестандартного, то пропускаем.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18.08.2012
Сообщения
2 608
Карма
830
Город
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
В моём понимании - нет ничего нестандартного. Но может кто-то и поведает о каких-то нюансах.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 365
Карма
106
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
MIK сказал(а):
В моём понимании - нет ничего нестандартного. Но может кто-то и поведает о каких-то нюансах.
О части из них Вы уже поведали - откусывание ушек у стоп. колец, пропил для их извлечения, отверстие в поршне :good:
 
Вверх Снизу