танкист
капитан 1-го ранга
- Регистрация
- 15.11.2014
- Сообщения
- 12 245
- Карма
- 3 680
- Город
- г. Пермь
- Имя
- Андрей
- Лодка
- Прогресс-4
- Мотор
- Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
В 1973 году была разработана электронная система зажигания для моторов Вихрь, с магдино МВ-1.
К сожалению всё лучшее прошлых лет незаслуженно уходит и забывается.
Тем не менее хочу в очередной раз обратить внимание на великолепную по своим характеристикам и абсолютно грамотно продуманную надежную и простую систему зажигания.
Зажигание было модернизировано на современную элементную базу, так же изменена частично схема.
В авторском варианте использовался повышающий трансформатор для заряда накопительных конденсаторов.
В модернизированном варианте используется, накопительная катушка.
Уникальность этого зажигания в использовании отдельного датчика размещенного под маховиком мотора.
Это дает возможность использовать оба полупериода для заряда конденсатора.
Энергия разряда повышена вдвое за счет накопительной катушки с большим сечением провода.
Теперь обо всем по порядку.
Модернизированная схема автора.
На базе этой схемы была сделана система зажигания для мотора Нептун-23.
Уникальный датчик, чертеж.
Датчик был изготовлен в точности по чертежу автора, из электротехнической стали, толщина пластин 0.5 мм.
Сталь в виде пластин от какого то дросселя, любезно предоставил местный электрик на работе.
Сначала была вырезана заготовка из картона, всячески приложена и проверена на сердечнике МН-1.
После переносим размеры на металл.
Далее обычными ножницами по металлу были нарезаны заготовки для набора.
Ну а дальше уже по рекомендациям автора.
Результат выглядит так.
Размещение датчика на сердечнике МН-1 МВ-1
Пару слов о чертеже автора. Абсолютно точная и продуманная конструкция, остается только перенести размеры на металл и вырезать. Ни каких корректировок не потребовалось.
Теперь о схеме и её работе.
Накопительная катушка как видно из схемы имеет довольно толстый провод.
Такой диаметр выбран из расчета обеспечить необходимым током заряд двух конденсаторов, суммарной емкостью 2 мкф. Увеличение емкости сделано не случайно, это немного увеличивает длину искры и прилично умощняет сам разряд.
Характеристики системы зажигания следующие.
Напряжение разряда конденсатора, режим пуск 150 вольт.
500 об. 250 вольт.
1000 об. 300 вольт.
Далее до 6000 об стабильно 300 вольт.
Угол опережения механический и в точности соответствует углу зажигания контактной системы.
В корректировке не нуждается и очень стабильно стоит до 7000 оборотов.
Нагрев накопительной катушки отсутствует, максимальная температура зафиксирована около 40 градусов.
Схема работает очень чисто и корректно, разряд радует и слух и глаз.
Выделю отдельно. От автора- о подборе номиналов RC цепи и настройке схемы.
Источник и авторские публикации, о данной системе зажигания. http://www.barque.ru/engine/1979/contac ... gdino_mv_1
http://www.barque.ru/engine/1976/contac ... for_mg_101
«Катера и Яхты»
Схема с двумя одинаковыми катушками, в последней редакции.
Схема на двух катушках с разным количеством витков.
Описание тут. https://forum.motorka.org/threads/10948/post-493826
К сожалению всё лучшее прошлых лет незаслуженно уходит и забывается.
Тем не менее хочу в очередной раз обратить внимание на великолепную по своим характеристикам и абсолютно грамотно продуманную надежную и простую систему зажигания.
Зажигание было модернизировано на современную элементную базу, так же изменена частично схема.
В авторском варианте использовался повышающий трансформатор для заряда накопительных конденсаторов.
В модернизированном варианте используется, накопительная катушка.
Уникальность этого зажигания в использовании отдельного датчика размещенного под маховиком мотора.
Это дает возможность использовать оба полупериода для заряда конденсатора.
Энергия разряда повышена вдвое за счет накопительной катушки с большим сечением провода.
Теперь обо всем по порядку.
Модернизированная схема автора.
На базе этой схемы была сделана система зажигания для мотора Нептун-23.
Уникальный датчик, чертеж.
Датчик был изготовлен в точности по чертежу автора, из электротехнической стали, толщина пластин 0.5 мм.
Сталь в виде пластин от какого то дросселя, любезно предоставил местный электрик на работе.
Сначала была вырезана заготовка из картона, всячески приложена и проверена на сердечнике МН-1.
После переносим размеры на металл.
Далее обычными ножницами по металлу были нарезаны заготовки для набора.
Ну а дальше уже по рекомендациям автора.
Собственно сложностей ни каких я не испытывал в изготовлении датчика. Обычная работа руками, такой на трудах в школе занимались все мальчишки.Магнитопровод датчика изготавливается из трансформаторной стали толщиной 0,5—1,0 мм в такой последовательности: вырезают и подгоняют по размерам деталей 1 и 2 (рис. 2) необходимое количество пластин для набора высотой 3,5—4,0 мм, затем, сложив пакет магнитопровода и зажав его в тисках, сверлят и зенкуют два отверстия 0 2,5 мм для заклепок; размеры магнитопровода окончательно доводятся после соединения заклепками.
Щечки катушки 3 изготавливаются из текстолита толщиной 1,0—1,5 мм так, чтобы они плотно надевались на магнитопровод; между ними наматывается два слоя лакоткани. Щечки и ткань необходимо приклеить к сердечнику клеем БФ-2, эпоксидным и т. д. После затвердения клея надфилем снимаем заусенцы и подтеки так, чтобы не повредить лакоткань.
Намотка катушки датчика производится против часовой стрелки (если смотреть со стороны, обращенной к маховику) проводом ПЭВ-2 00,1 — 0,12 мм. Выводы лучше сделать многожильным проводом разного цвета. При несоблюдении направления намотки и неправильном подключении концов обмотки момент искрообразования сдвигается на 90° поворота коленчатого вала. Обмотку датчика следует пропитать любым водостойким клеем.
Результат выглядит так.
Размещение датчика на сердечнике МН-1 МВ-1
Пару слов о чертеже автора. Абсолютно точная и продуманная конструкция, остается только перенести размеры на металл и вырезать. Ни каких корректировок не потребовалось.
Теперь о схеме и её работе.
Накопительная катушка как видно из схемы имеет довольно толстый провод.
Такой диаметр выбран из расчета обеспечить необходимым током заряд двух конденсаторов, суммарной емкостью 2 мкф. Увеличение емкости сделано не случайно, это немного увеличивает длину искры и прилично умощняет сам разряд.
Характеристики системы зажигания следующие.
Напряжение разряда конденсатора, режим пуск 150 вольт.
500 об. 250 вольт.
1000 об. 300 вольт.
Далее до 6000 об стабильно 300 вольт.
Угол опережения механический и в точности соответствует углу зажигания контактной системы.
В корректировке не нуждается и очень стабильно стоит до 7000 оборотов.
Нагрев накопительной катушки отсутствует, максимальная температура зафиксирована около 40 градусов.
Схема работает очень чисто и корректно, разряд радует и слух и глаз.
Выделю отдельно. От автора- о подборе номиналов RC цепи и настройке схемы.
Правильно собранная схема из проверенных деталей практически начинает работать сразу. После запуска двигателя подбором резистора R1 (увеличение до 33—36 кОм) или конденсатора С1 (в пределах 0,5—1,5 мкФ) добиваются устранения перебоев в зажигании.
Источник и авторские публикации, о данной системе зажигания. http://www.barque.ru/engine/1979/contac ... gdino_mv_1
http://www.barque.ru/engine/1976/contac ... for_mg_101
«Катера и Яхты»
Схема с двумя одинаковыми катушками, в последней редакции.
Схема на двух катушках с разным количеством витков.
Описание тут. https://forum.motorka.org/threads/10948/post-493826
Последнее редактирование: