танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#1
Зажигание МВ-1 является широко распространённым на огромном количестве моторов Вихрь и Нептун. На сегодняшний день в глубинке нашей огромной страны ещё используется огромное количество моторов с контактной системой зажигания. Вопросов по настройке и проверке достаточное количество, в связи с этим возникла необходимость сделать некоторую фотоинструкцию, для людей которые далеки от электроники.
Начну с проверки на исправность деталей системы зажигания.
Первым и самым доступным элементом для проверки является катушка ТЛМ.
Проверяется она довольно просто обычным тестером на сопротивление обмоток относительно массы.
Данные у исправной катушки должны быть близки к этим.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#2
Проверка конденсаторов так же проводится тестером на ёмкость в микрофарадах.
На фото автомобильный конденсатор с ёмкостью 0.11 Мкф. Эта ёмкость слишком мала для МВ-1. Конденсатор с такой ёмкостью использовать не стоит. Малая емкость вызывает усиленное подгорание контактов. Напомню паспортная емкость для МВ-1 0.3 Мкф.



Далее можно видеть старые конденсаторы и разброс емкости на них.



Неисправным считается конденсатор емкость которого значительно отличается от номинальной.
То есть если конденсатор номинальная емкость которого должна быть 0.3 Мкф имеет емкость 0.1 или 0.5 он неисправен. Силовой способ проверки конденсаторов на утечку и пробой выглядит так.



Более подробно о нем можно прочитать тут.

http://motorka.org/motory/podvesnie_lod ... oskva.html
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#3
В своё время отсутствие достойных конденсаторов привело к тому что я изготовил самостоятельно конденсатор высокого напряжения из обычных которые есть сейчас в магазинах.



Это два конденсатора высокой надежности в одном корпусе (пузырек от таблеток) залиты эпоксидным клеем.
П.С. На фото показана одна пара конденсаторов для одного канала зажигания.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#4
Следующая широко распространенная неисправность системы зажигания это касание башмаков магнитов о сердечники. Это приводит к пробою конденсаторов и катушек ТЛМ. Причины касания, люфт основания магдина на картере и сильная изношенность верхних коренных подшипников коленвала.
Визуально определяется после снятия маховика и выглядит вот так.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#5
После того как будет проведена проверка всех деталей на исправность можно приступить к настройке зажигания.
Рекомендую перед этим вынести конденсаторы с основания на выпрямительный блок.
Сделать это довольно просто. Снимаем конденсаторы вместе с хомутами с основания и устанавливаем на блок.
Есть один Нюанс! На винтах блока на фото нет контакта массы, по этому их надо соединить с корпусом мотора обычным проводом диаметром 1 мм.
Выглядит так.



Далее устанавливаем конденсаторы и подключаем согласно схеме на выводы блока.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#6
Собственно сама настройка зажигания по абрису на Вихре не представляет каких либо сложностей.
Начнем с того что ВМТ верхнего цилиндра обозначено пазом под узел пускового шнура, на маховике.



Повернув этот паз по оси блока цилиндров будет ВМТ верхнего цилиндра от этого и будем отталкиваться в процессе настройки.
И так снимаем маховик, чертим линию маркером на сердечнике и катушке, точно по центру железа сердечника, как показано на фото.



Устанавливаем маховик на место.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#7
Далее отсоединяем провода зажигания от блока полностью.



Подключаем щупы тестера. Один к проводу зажигания другой на массу.



Вставляем изолятор (бумагу) в один из кулачков.



Настраиваем зазор во втором кулачке пока пищание тестера не будет обрываться на соединении края башмака магнита и метки на катушке. Этот момент видно визуально в смотровое окно маховика.





Далее устанавливаем изолятор на второй кулачок и точно так же настраиваем.
 

Вложения

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#8
После того как настройка зазоров по абрису будет выполнена проверяем максимальный угол опережения зажигания.
Для этого выкручиваем ручку газа румпеля в положение полный газ.
Берём штангенциркуль крутим маховик и проверяем расстояние хода поршня не доходя до ВМТ всё по тому же пищанию тестера. Пропадание сигнала тестера на "полном газу" должно происходить за 5 мм до ВМТ.



Вот собственно и всё! Прикручиваем все провода на место и не забываем удалить изолятор из кулачка. :hahaha:

О том как настроить максимальный угол без часового индикатора и штангенциркуля тут topic9825-25.html#p277175
 

Вложения

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27 Янв 2013
Сообщения
1,327
Благодарности
94
Адрес
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
#9
Отлично! Андрей, хорошо рассказал и показал! Я когда-то на МВ-1 настраивал точно так же, без использования щупа. Только вместо тестера использовал светодиод и пару старых пальчиковых батареек. Если межвиткового замыкания в катушках нет,( а бывает это довольно часто) то искра просто убийственная!
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#10
IGNAT написал(а):
Отлично! Андрей, хорошо рассказал и показал! Я когда-то на МВ-1 настраивал точно так же, без использования щупа. Только вместо тестера использовал светодиод и пару старых пальчиковых батареек. Если межвиткового замыкания в катушках нет,( а бывает это довольно часто) то искра просто убийственная!
Привет, Костя! Очень хорошо что ты зашел в тему и отметил одну из причин отказа зажигания- межвитковое замыкание. И конечно очень простой способ для контроля размыкания контактов.
К сожалению такой "скрытый враг" как межвитковое замыкание катушек зажигания (катушек на основании) и ВВ катушек (ТЛМ) обнаружить не имея определённых знаний и специального прибора под названием мегаомметр, практически не возможно. По этому если после проверки на исправность всех деталей системы зажигания и настройки по абрису искра по прежнему будет не стабильной и слабой следует идти более простым путем. То есть заменой основания зажигания и ВВ катушек.
 

PERSEY03051983

ст. мичман
Регистрация
3 Сен 2015
Сообщения
180
Благодарности
7
Адрес
Астрахань
Имя
Дмитрий
Лодка
Казанка-М
Мотор
Нептун-23
#11
Я на своём Нептунчике так зажигалку настраивал, искра бьёт от легкого проворачивания маховика рукой. Спасибо Андрею за его советы! Ко мне друзья теперь обращаются за настройкой зажигания, все довольны :)
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#12
О неисправности и ремонте колпачков зажигания можно прочитать тут. topic6928.html#p171592
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27 Янв 2013
Сообщения
1,327
Благодарности
94
Адрес
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
#13
танкист написал(а):
....По этому если после проверки на исправность всех деталей системы зажигания и настройки по абрису искра по прежнему будет не стабильной и слабой следует идти более простым путем. То есть заменой основания зажигания и ВВ катушек.
Или перемоткой катушек, тех что на основании. Сложностей нет никаких при наличии провода. Только обязательна пропитка лаком или эпоксидкой, что бы исключить в будущем повтора межвиткового замыкания. Происходит это со временем от вибрации, т. к. в заводском исполнении обмотки ничем не защищены.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#14
IGNAT написал(а):
Или перемоткой катушек, тех что на основании. Сложностей нет никаких при наличии провода. Только обязательна пропитка лаком или эпоксидкой, что бы исключить в будущем повтора межвиткового замыкания. Происходит это со временем от вибрации, т. к. в заводском исполнении обмотки ничем не защищены.
:yes: :good: Добавлю.
Технические данные катушек магдино МВ-1.

Магдино МВ-1 оборудовано двумя катушками для питания системы зажигания и двумя катушками для питания системы освещения судна или подзарядки аккумулятора.

Катушки системы зажигания изготавливаются путем рядовой намотки на сердечник 360 ± 5 витков провода марки ПЭВ-2 Ø0,57 мм.

Катушки системы освещения изготавливаются путем рядовой намотки на сердечник 160 ± 5 витков такого же провода Ø0,86 мм.

Мощность тока катушек освещения при работе двигателя на 5000 об/мин 30 Вт, напряжение 12 В.
 

vadik max

старшина 2ст.
Регистрация
29 Июл 2015
Сообщения
55
Благодарности
5
Адрес
гродно
Имя
вадим
Лодка
казанка-м
Мотор
вихрь м
#15
ОГРОМНОЕ спасибо за такую познавательную тему побольше бы таких.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16 Янв 2012
Сообщения
4,467
Благодарности
116
Адрес
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
#16
vadik max написал(а):
ОГРОМНОЕ спасибо за такую познавательную тему побольше бы таких.
А чем хуже настройка зажигания в этой теме: topic4482.html
 

vadik max

старшина 2ст.
Регистрация
29 Июл 2015
Сообщения
55
Благодарности
5
Адрес
гродно
Имя
вадим
Лодка
казанка-м
Мотор
вихрь м
#17
читал я эту тему, знающему и понимающему человеку там все понятно,а мне(с электроникой на вы) с картинками проще и понятней.
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18 Авг 2012
Сообщения
1,750
Благодарности
171
Адрес
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
#18
Танкист, Константин, хотелось бы уяснить один момент.
Настройка по абрису - это как бы ловля максимального ЭДС в системе. А с чего взято, что край башмака напротив середины сердечника - это нужное положение?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#19
MIK написал(а):
Танкист, Константин, хотелось бы уяснить один момент.
Настройка по абрису - это как бы ловля максимального ЭДС в системе. А с чего взято, что край башмака напротив середины сердечника - это нужное положение?
Миша, в 83 году в Катерах и яхтах была статья о восстановлении абриса........... http://www.barque.ru/engine/1983/recove ... gneto_mn_1 Ну это что бы не разводить много писанины. Соответственно практика всё подтверждает с абсолютной точностью.
 

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27 Янв 2013
Сообщения
1,327
Благодарности
94
Адрес
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
#20
танкист написал(а):
....Ну это что бы не разводить много писанины. Соответственно практика всё подтверждает с абсолютной точностью.
Всё верно, именно практика и доказала, что это наилучшее положение для МВ(МН)-1 и их маховиков.
 

fedor024

ст. мичман
Регистрация
9 Дек 2014
Сообщения
195
Благодарности
7
Адрес
приднестровье, тирасполь
Имя
евгений
Лодка
южанка
Мотор
4 нептун 23 ,2 стрелы, москва 10, 25
#21
а если есть пропилы на железе держателей катушек ничего не измениться в настройке или есть нюансы
 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18 Авг 2012
Сообщения
1,750
Благодарности
171
Адрес
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
#22
Ребята, а существует какое-то железобетонное доказательство? К примеру осциллограмма напряжения питающей зажигание катушки, пришитая к углу поворота маховика? Или к взаимному положению сердечника и полюсных наконечников?
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#23
MIK написал(а):
Ребята, а существует какое-то железобетонное доказательство? К примеру осциллограмма напряжения питающей зажигание катушки, пришитая к углу поворота маховика? Или к взаимному положению сердечника и полюсных наконечников?
Миша в чем суть вопроса? Разрядник это примитивная осциллограмма, сигнал тестера на размыкание контакта по совмещённым меткам на сердечнике и краю полюсного наконечника это "железный" угол на маховике привязанный к этим самым двум точкам которые мы настраиваем друг против друга. Стробоскоп подтверждает что ни какого "гуляния" метки на маховике от минимальных оборотов до максимальных нет- с жестко закреплённым основанием. Это проверено неоднократно и на моторах и на стенде для магнето МВ-1 МН-1. В конечном результате можно элементарно поставить метку на край полюсного наконечника и проверить её совмещение с меткой на катушке с помощью стробоскопа через смотровое окно, на всех оборотах с жестко закрепленным основанием. Разумеется с помощью осциллографа снять характеристики амплитуды в первичной цепи ТЛМ на всех оборотах и на разных перекрытиях сердечника. Вопрос то это элементарный. Далее для улучшения или правильно сказать удлинения искрового разряда можно и нужно снизить немного емкость конденсаторов с 0.3 Мкф до 0.25-0.23. Придется немного чаще чистить контакты, но это вполне оправдано поскольку разряд реально растет в амплитуде на 30-50 вольт (первичная обмотка ТЛМ).
В общем в двух словах, угол маховика относительно сердечника привязан механически кулачком и его зазором, есть погрешности этого угла в момент работы мотора связанные с "зависанием кулачка от слабости пружин" на максимальных оборотах. С люфтом основания на картере. (меняется зазор от люфта во время работы) Вот это пожалуй и всё. В остальном исправное зажигание настроенное по абрису работает просто великолепно пока не наступит износ деталей. Соответственно для этого есть регламент работ по обслуживанию и так далее.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15 Ноя 2014
Сообщения
7,753
Благодарности
658
Адрес
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
#24
А это то самое железобетонное доказательство. Настройки сделаны по меткам как показано выше на фото и конечно по метке маховика относительно корпуса мотора (лапа крепления стартера) Самодельный конденсатор так же присутствует на моторе.
Мягкости в работе на ХХ нет- причина богатая смесь ( эта настройка на тот момент была ещё не сделана)

 

MIK

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
18 Авг 2012
Сообщения
1,750
Благодарности
171
Адрес
Крым
Имя
Миша
Лодка
Разные
Мотор
Разные
#25
Не-не, это не доказательство.
Ещё раз о моём сомнении. Сказано, что наибольшая ЭДС в системе - когда край башмака напротив середины сердечника.
Это принято за факт, и дальше уже всё понятно. Вопрос мой в том, как этот факт установлен.
На видео работает мотор, метка не гуляет. Но на самом ли деле искра при этом с максимальной энергией - этого видео не раскрывает.
Ну вот как я себе представляю железобетонное доказательство. Да вот хоть с пробником.
Если бы была такая возможность, чтобы на стенде, где у маховика постоянные обороты, менять величину зазора в контактах. (На мотоцикле так сделать - просто. Там контакты снаружи, не под маховиком.) Меняем величину зазора, ну скажем от 0,15 до 0,50, и смотрим на пробник. С каким-то зазором искра будет наибольшей. Добились наибольшей искры. Прицепили стробоскоп и посветили на сердечник и магнитопровод. В каком они взаимном положении будут, это и есть абрис.
Почему спрашиваю. Вот со старых времён сидит у меня в памяти, что положение абриса - не край магнитопровода против середины сердечника.