Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Совершенно недавно, в начале августа, в моем гараже, который повидал много лодочных двигателей, поселился мотор Yamaha 8A, предположительно 1972г.в. Об этом двигателе я бы хотел рассказать, что смогу, ввиду того, что практически никто до меня этим не занимался, а так же задать вопросы тем, кто, возможно, с ним ранее сталкивался.
Код модели 647
 

Вложения

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 837
Карма
4 197
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
Перпетум мобиле. Отличная вещь.
 

sergey081965

капитан 1-го ранга
Регистрация
10.04.2011
Сообщения
4 323
Карма
506
Город
Мурманская область
Имя
Сергей
Лодка
Флагман-320, Флагман-420
Мотор
Москва-10,5, Ямаха-30.
Был такой в эксплуатации. Неплохой моторчик, шустренький. Существенный недостаток - неудачная конструкция стартера. Пусковая шестерня(пластмассовая) при потяге входит в зацепление с зубьями маховика - это ясно. Но при работе двигателя иногда зубья маховика цепляют эту шестерню - и ломают ее зубья и даже саму шестерню. Мы и регулировали, и пружину отжимную меняли - все равно: нет-нет да и услышишь треск при езде - маховик цеплял эту шестерню. В конце концов шестерня лопнула, у токаря заказали новую из капролактама, поставили - и еще поездили. Потом этот мотор украли, вопрос закрылся. Кстати, на фото - мотор с лопнувшей шестерней. Шестерня скреплена поверху шайбой.
 

Вложения

Последнее редактирование:

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Благодарю всех за отклик! По поводу стартера знаю эту историю, тоже эти мерзкие звуки слышал, органическая пластмасса этого не выдерживает... Долго изобретать не стал и сделал систему из двух пружин, полипропиленовой трубки и упора из капролона, который выточил на токарном станке. Все это дело вроде работает, отталкивает шестерню, звуков не слышно, но опасения все равно остаются. Вопрос по поводу и без повода: Ямаха 9А тоже же идёт по коду вроде 647, я видел шильду один раз... Вопрос: а в чем отличие и можно ли раздушить?...
К слову. Сегодня поставил термостат в двигатель, прошлый владелец его выкинул. Могу сказать, что после этого работа двигателя стала стабильнее, мотор начал нормально прогреваться. Раньше из контрольки текла холодная вода на холостых и теплая на полном ходу. Теперь температура воды как по книжке, порядка 60 градусов во всех режимах...
 

Вложения

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Немного я расстроился по поводу контактного зажигания. Работает оно некорректно, ввиду некоторого люфта станины адекватной регулировке не подлежит. Зазор гуляет, искра леший знает какая. На воде один раз маслом с фетра (чутка много капнул) закидало контакт, отрубило 1 цилиндр. Пришлось тут же снимать крышку маховика и сушить контакт, благо особой волны не было. Подобные финты меня не устраивают, поскольку я часто хожу совсем не по спокойной воде, поэтому мне нужна надёжность и безотказность всех узлов и механизмов. Мне хватает мастерской на суше, на воде я хочу отдыхать. Итак, посетила идея поставить электрон. Преимущества его знают все, рассказывать не нужно, думаю. Конкретно в данном случае офигенный плюс в том, что электрону по барабану на люфт станины, поэтому это спасение. Более того, искра электрона гораздо мощнее, соответственно пуск будет всегда более уверенный. Начал думать, как делать. Кустарщину и самодел делать не хочу, повторюсь, не на суше, чиниться посреди водоема желания нет. Нужно было грамотное и максимально готовое решение. Оно нашлось. Коммутатор и катушка от тохарика. В данной схеме есть преимущество: не нужен датчик, это сильно облегчает монтаж. К коммутатору вопросов никаких, а вот с катушкой пришлось поработать. Если отверстия под винты подошли как надо, то вот сердечник пришлось слегка подправить по месту. В итоге все собралось и сразу заработало. Единственное что, момент искрообразования ещё не смотрел, возможно придется что-нибудь изменить или переделать. В любом случае, продолжение следует
252195
252196
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Итак, вторая часть установки зажигания на мотор. Закрепить коммутатор оказалось проблемой, потому как места под колпаком явно не хватает. В итоге, после некоторого количества попыток закрепить коммутатор на штатный кронштейн от катушек, которые не увенчались успехом, я сделал новый кронштейн из нержавейки. Вот так разместился блок коммутации в корпусе
252218
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Устанавливаем световую катушку. Тоже от тохарика, тоже правим по месту. Места для установки реле регулятора под колпаком практически нет, думаю, что буду делать электрический ящик с аккумулятором, там же размещу и это самое реле
253165
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Можешь показать винт. Он на шпонке?
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Можешь показать винт. Он на шпонке?
Могу, не вопрос.
Если вкратце, то первые 3 фото - оригинальный ямаховский винт, европейский вариант, 9х7-1/2, сейчас я его продал, состояние "походит", поскольку сейчас купил два новых винта, нужно избавляться от лишнего. Теперь о них. Следующие 3 фото - винт 9х7, его я взял как грузовой, он в идеал подходит на двигатель, диаметр посадки на вал 14мм. И последняя фотография, тот винт, что на двигателе, с небольшим колхозом, это винт от Ямахи 9,9А, 9х9. Такой же существует и для конкретно Ямахи 8, но этот был на порядок дешевле. Его я взял как скоростной. Установил довольно просто. Диаметр посадки на вал у него 16мм. Тут я воспользовался тем, что посадка шпоночная, а не шлицевая. Взял латунную трубку от советского душа, 14/16мм, как раз, отрезал в размер, винт сел как родной. Размеры шпонок у всех винтов одинаковые. Осталось ликвидировать колхоз с гайкой винта. Родную я пока не сподобился купить, от предыдущего владельца достался вот такой вариант. В принципе, могу себе позволить выточить на станке цельную гайку из латуни, могу и купить. Вот, как-то так

253209
253207
253203
253208
253206
253205
253204
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Ссылку на эти шпоночные винты можешь скинуть. Мне что-то выдает только шлицевые на 9.9-15
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Ну и мне кажется, что шаг 7 дюймов, слишком мал для такого мотора. Я на пятисильную Ямаху ставлю винт 7.5х8. По размерам ступицы, похоже, что они одинаковы. Я летом хочу на московской ноге попробовать правые винты. Винт от ямахи, на ступицу подходит идеально, но от 5-6 сильной слишком легкий для 8 сильного мотора, не говоря уже про 12.5 Винты со шлицевой ступицей, для выхлопа через оную - приспосабливаю, но через дополнительные костыли.
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Ну и мне кажется, что шаг 7 дюймов, слишком мал для такого мотора. Я на пятисильную Ямаху ставлю винт 7.5х8. По размерам ступицы, похоже, что они одинаковы. Я летом хочу на московской ноге попробовать правые винты. Винт от ямахи, на ступицу подходит идеально, но от 5-6 сильной слишком легкий для 8 сильного мотора, не говоря уже про 12.5 Винты со шлицевой ступицей, для выхлопа через оную - приспосабливаю, но через дополнительные костыли.
Винты брал на Озоне, очень доволен
https://ozon.ru/t/QlVE7MD 9 шаг
https://ozon.ru/t/XGz6EQD 7 шаг
Есть ещё шаг 10-3/4, но для восьмёрки он совсем дикий, скорее всего, мотор его не потянет вовсе https://ozon.ru/t/XGz6AJR

По поводу 7 шага все, в принципе, просто. Да, шаг небольшой, но у меня довольно тяжёлая лодка. Не смотря на то, что она 3.20 метра, вес ее 56кг. Ну и Ямаха 8А(B,D) это мотор не для глиссирующих лодок, а, скорее, для водоизмещающих, тяги у нее до одури, а вот с выводом на глиссер трудновато. То есть в одного вытаскивает довольно просто, со вторым худосочным пассажиром примерно так же, а вот с упитанным вторым пассажиром на глиссер я выйти не смог, зато шел 15-17км/ч. Поэтому решил, что в комплекте "эгоист" хорошо будет работать винт с шагом 9, а с поклажей и хорошей загрузкой - с шагом 7. В любом случае, буду смотреть. Скорость с винтом шага 7-1/2 в одного была 27км/ч, в два человека, в глиссирующем режиме, 24.
К слову, у меня была Ямаха 4AS с L ногой, винт шага 7,5х7, маленькую лодку 2.90 она запросто тащила на глиссере 18-19км/ч
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Да, судя по диаметру винта, мотор рассчитывался на упор больше чем на скорость. У 30 Москвы диаметр винта такой же.
 

perevozchik2

матрос
Регистрация
15.05.2018
Сообщения
11
Карма
8
Город
Минск
Имя
Александр
Лодка
Викинг 320
Мотор
Меркури15М мультирумпель, Ямаха 8А, Нептун 23 (3 шт. в процессе сборки).
Добрый день, есть тоже такая Ямаха, примерно 1969 г.в., зажигание делал с выносным датчиком, катушку ставил двухискровую от Хундай/киа. Коммутатор паяли по схеме из интернета. Разбирал редуктор - внутри все как новое, тоже нет оригинальной гайки на винт, шестерню стартера делали мне по образцу на 3D принтере, компрессия по 9 атм. Интересное решение у вас с зажиганием от Тохатсу, так есть вопрос с размещением выносного датчика, под колпаком реально мало места. Подскажите пожалуйста где купили термостат, мне мотор достался без него.
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Добрый день, есть тоже такая Ямаха, примерно 1969 г.в., зажигание делал с выносным датчиком, катушку ставил двухискровую от Хундай/киа. Коммутатор паяли по схеме из интернета. Разбирал редуктор - внутри все как новое, тоже нет оригинальной гайки на винт, шестерню стартера делали мне по образцу на 3D принтере, компрессия по 9 атм. Интересное решение у вас с зажиганием от Тохатсу, так есть вопрос с размещением выносного датчика, под колпаком реально мало места. Подскажите пожалуйста где купили термостат, мне мотор достался без него.
Термостат обычный Ямаха, на 50° вроде, не помню уже. https://ozon.ru/t/q7G4r33
Зажигания-самоделки меня не очень радуют, я сам таким занимался, я вообще механик в мастерской, вроде даже писал об этом. Дело просто в том, что я не всегда могу быть уверен в надёжности этих схем, поэтому искал для своего двигателя максимально заводское решение. Кстати, надо сказать вперёд, пока ещё видео я не снял, зажигание работает, двигатель запускается вообще с четверти рывка, не нужно, как раньше, выдергивать шнур, ломать стартер, наматывать шморгалки и снимать колпак. Единственный нюанс у двухканального зажигания без датчика - не самая идеальная работа на холостых, но холостые - вообще не конек двухтактников, поэтому замечаний нет вовсе. Работает стабильно, глохнуть даже не думает, при включении передачи также проблем нет. Мощности, по ощущениям, как будто чуть-чуть прибавилось, на воде увидим.
 

perevozchik2

матрос
Регистрация
15.05.2018
Сообщения
11
Карма
8
Город
Минск
Имя
Александр
Лодка
Викинг 320
Мотор
Меркури15М мультирумпель, Ямаха 8А, Нептун 23 (3 шт. в процессе сборки).
Термостат обычный Ямаха, на 50° вроде, не помню уже. https://ozon.ru/t/q7G4r33
Зажигания-самоделки меня не очень радуют, я сам таким занимался, я вообще механик в мастерской, вроде даже писал об этом. Дело просто в том, что я не всегда могу быть уверен в надёжности этих схем, поэтому искал для своего двигателя максимально заводское решение. Кстати, надо сказать вперёд, пока ещё видео я не снял, зажигание работает, двигатель запускается вообще с четверти рывка, не нужно, как раньше, выдергивать шнур, ломать стартер, наматывать шморгалки и снимать колпак. Единственный нюанс у двухканального зажигания без датчика - не самая идеальная работа на холостых, но холостые - вообще не конек двухтактников, поэтому замечаний нет вовсе. Работает стабильно, глохнуть даже не думает, при включении передачи также проблем нет. Мощности, по ощущениям, как будто чуть-чуть прибавилось, на воде увидим.
Не могу прикрепить видео, слишком большое, на самодельном коммутатрое с датчиком работа на холостых очень стабильная, запускается тоже с пол рывка!
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Есть возможность сделать вот такое сравнение, Ямаха 8А 1972 года и Ветерок (его останки) 8М 1993. Надеюсь, будет интересно, давно уже хотел сравнить.
254405
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Не могу прикрепить видео, слишком большое, на самодельном коммутатрое с датчиком работа на холостых очень стабильная, запускается тоже с пол рывка!
Попробуйте загрузить на Ютуб, а сюда залить ссылку... Электронное зажигание в любом случае делает работу двигателя лучше, тут я склонен верить всем, кто говорит, что электрон работает лучше контактов. Контакты - такой анахронизм, от которого одна головная боль. Ремонтопригодность в полевых условиях, которую чаще всего упоминают сторонники механического зажигания в спорах на тему, тоже крайне сомнительна, она возможна только тогда, когда есть запчасти и инструмент, без всего этого и данное преимущество сводится на нет. Да и бесконтактные системы зажигания давно вышли на очень высокий уровень надёжности, что делает их наиболее интересными
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
А как вешать Ветерок без струбцин?..
Да, в целом, никак... Для сравнения хватит просто поставить их рядом, ветерка заводить не буду, все и так знают, с какими звуками он работает... Да и, честно говоря, это Ветерок вырученный с металлолома практически из под болгарки, добрые люди выкинули, а ведь он внутри в хорошем состоянии, было бы возможно восстановить, сейчас повесил на продажу, может кому пригодится. Люфтов нет, компрессия есть, искра вообще с пол оборота, даже в редукторе масло, а не эмульсия..
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
А вот и работа мотора с электронным зажиганием


Работает весело, без проблем. Посмотрим, как будет ходить по большой воде.

Вот, кстати, главное отличие Ямахи от Ветерка. На Ямаху я поставил электронное зажигание и это уже современный, по всем меркам, мотор, который не требует возить с собой слесарную мастерскую полного цикла, а Ветерок, что на него не поставь, хоть контакты, хоть электрон, как был Ветерком, так и останется... Ни разу не в обиду пользователям данного замечательного мотора, но всё-таки, как не прескверно, это так
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Вот, в общем-то, вышел на воду. Были некоторые местные регулировки, выставил зазоры в свечах, они оказались маловаты для электрона, потребовался зазор в 1мм, после этого пропуски ушли, разгон стал равномерным и чистым. Переходные режимы также сбоями не загажены.
Помимо прочего, складывается впечатление, что электрон вдохнул ещё немного мощности в этот двигатель. Выходить на глиссер мотор стал даже с двумя пассажирами очень и очень уверенно.
Смотрим
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Ты бы хоть скорость и частоту вращения показал. Я поставил винт такой 97.5 на Москву. У него скольжение получается всего 6 процентов. Проверял и на Москве М и на гибриде на ноге Москвы, показатели практически одинаковы. А вот винт 9,259,25 уже 12 процентов выдает, но мотор с ним "поет" обороты, конечно всего 3700, скорость такая же.
 

Александр SU

матрос
Регистрация
12.08.2023
Сообщения
17
Карма
6
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Фьорд-320
Мотор
Yamaha 8A
Ты бы хоть скорость и частоту вращения показал. Я поставил винт такой 97.5 на Москву. У него скольжение получается всего 6 процентов. Проверял и на Москве М и на гибриде на ноге Москвы, показатели практически одинаковы. А вот винт 9,259,25 уже 12 процентов выдает, но мотор с ним "поет" обороты, конечно всего 3700, скорость такая же.
С винтом 7 шага мотор немного перекручивает, но зато шикарно выходит на глисс, винт 9 шага раскручивает с большим трудом, мне это категорически не нравится, ибо на спокойной воде ещё можно по лодке попрыгать, а по волне уже я так делать не стану. Разница в скорости в 1км/ч, и то в пределах погрешности, зато с винтом 7 шага и двоих тянет с запасом, и пофигу, спокойная вода или нет... Перекрут не проблема, можно немного отпустить ручку, в двоих уже перекрута нет. В общем, на винте шага 7 я и остановлюсь, может потом найду человеческий 7,5 или 8.
 

Voivano

вице-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
4 618
Карма
2 020
Возраст
64
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Ракета РЛ-380
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH), Москва М, Гибрид 7 лс. Гибрид 8 лс. Стрела и еще разные.
Чем определил "перекрут-недокрут"? Тахометр есть? Винты 7.5 шага и на Али и на Озоне есть. Цена одинакова около 3400-3500
 
Вверх Снизу