Real Gek

капитан 2-го ранга
Регистрация
20.05.2018
Сообщения
1 283
Карма
599
Возраст
60
Город
Уфа
Имя
Real Gek
Лодка
АЭРО Катюша 340
Мотор
Сузуки дт9.9ас
Всем здравствовать!
В связи с тем, что на прежнем месте стало неуютно, потихоньку начинаю менять дислокацию своего водномоторного обитания. :yes: Соответственно, перетаскиваю сюда все, что мне представляется интересным и полезным для лодкомоторников, преимущественно надувастиков, но не только.

Проблемы коррозии - сфера моих профессиональных компетенций, решил раскрыть тему. Коротко о себе. Профильная специальность в институте, более 30 лет занимаюсь защитой от коррозии (10 лет в НИИ, потом в различных предприятиях), для развлечения и чтобы мозги жиром не заплывали более 20 лет преподаю электрохимическую защиту от коррозии в ВУЗе, имею по специальности 3 патента, сколько-то (честно, не считал) статей в научных журналах, соавтор нескольких книг (3 или 4) по защите от коррозии. Ну, т.е. человек, чуточку в проблеме разбирающийся. :)
В данном тексте попробую затронуть вопросы, относящиеся только к коррозии водномоторного оборудования (особенно моторов), не вдаваясь в частности и не претендуя на строгую научность изложения. Ну и прошу извинить за занудство и многа букав. :pardon:
Поехали.

Коррозия - от латинского «corrodere», что означает «разъедать».
Коррозия - самопроизвольное разрушение металлов и сплавов (почему - см. ниже) под воздействием внешних факторов окружающей среды.
Причина коррозии металлов - в их термодинамической нестабильности. Говоря простым языком - метал, добытый из руды, стремиться вернуться обратно в рудное состояние.
С водномоторной точки зрения нас интересует:
  1. Коррозия исключительно металлов и сплавов (особенно алюминия).
  2. Коррозия, протекающая по электрохимическому механизму (т.к. альтернативный вариант - химическая коррозия - это процесс в газах при высоких температурах без наличия воды - т.е. совсем не наш вариант).
Условия для возникновения коррозии.
Их ровно 2.
  1. Наличие кислорода (из воздуха или растворенный в воде - этого более чем достаточно везде, кроме болот).
  2. Наличие окружающего электролита (например воды или просто влаги). Для сведения - любая вода, кроме дистиллированой - электролит.
Анод и катод.
Для начала коррозионного процесса необходимо возникновение макропары. Макропара чаще всего (но необязательно) возникает при прямом электрическом контакте разных металлов. Электрический ток при этом будет стекать с менее благородного металла в окружающий электролит, натекать на более благородный металл и через прямой электрический контакт между этими металлами замыкать электрическую цепь.
Металл разрушается в том месте, где ток с него стекает в окружающий электролит. Это место называется анод.
Металл защищается в том месте, где ток натекает на него из окружающего электролита. Это место называется катод.
Причем, чем более разнородны металлы (см. ниже), тем "мощнее" будет макропара, тем больше протекающий ток, тем выше скорость коррозии. Такую разнородность называют "разность электродных потенциалов" или просто "разность потенциалов".
Пример - батарейка. Пока не замкнуть контакты ток не течет, коррозионный процесс не развивается. Замкнули контакты - потек ток. Обечайка батарейки (обычно это цинк) начала разрушаться (анод). Наверное многие помнят "текущие" батарейки. Это просто коррозия обечайки.

Термодинамическая нестабильность.
Электрохимический ряд активности металлов (наверное все помнят такой - в школьном кабинете химии около таблицы Менделеева).
Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→Fe→Cd→Co→Ni→Sn→Pb→H→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au
Водород - это ноль. Все что правее - благородные металлы, они при нормальных условиях не подвержены коррозии, их можно найти в природе в металлическом состоянии. Все что левее - неблагородные металлы, встречаются в природе в виде химических соединений. При контакте двух разнородных металлов корродировать будет тот из них, что расположен левее.
Пример из уроков химии: на гвоздь намотана медная проволока, это всё опущено в стакан соленой воды. К следующему уроку химии от гвоздя мало что остается (анод), а медяшка блестит как новенькая (катод).

Электрохимическая защита.
Каким образом защитить нужный нам элемент конструкции? Искусственно создать макропару, в которой наш элемент будет контактировать с менее благородным металлом. Наш металл при этом будет катодом, а менее благородный элемент анодом. Такой (менее благородный) элемент называют протектором. Разрушаясь, он защищает нужный нам элемент конструкции от коррозии.

Думаю, хватит теории. Теперь практика.

Лодочный мотор у нас состоит из разных металлов. Наиболее распространенный контакт двух металлов при этом алюминий-сталь. При этом алюминий является анодом, он и будет разрушаться если не предпринять защитных мер. Однако, здесь важны 3 момента:
  1. Алюминий и сталь не сильно "разнородны". Разность потенциалов у них не большая, скорость коррозии не очень высокая в пресной воде.
  2. Следствием из пункта 1 является то, что коррозионный процесс становится заметен только в том случае, если мотор длительное время опущен в воду.
  3. В морской воде скорость коррозии будет сильно выше во-первых из за лучшей ее электропроводности по сравнению с пресной и во-вторых (это самое главное) наличия в морской воде растворенных хлорсодержащих солей (т.е. ионов хлора). Они препятствуют образованию неэлектропроводящей пассивирующейся пленки из оксида алюминия на поверхности металла.
Для защиты моторов от коррозии на них устанавливается протектор из менее благородного металла - магния, который разрушаясь, защищает металлические элементы мотора от коррозии. Для того, чтобы протектор превратился в анод (т.е. начал работать) нужно обеспечить хороший электрический контакт между ним и мотором и погрузить протектор в электролит. В этом случае возникает электрическая цепь т.н. катодной (протекторной защиты). Анод разрушается, катод защищается.
Если же поднять мотор из воды, протектор очень быстро перестает работать анодом, т.к. электропроводящая водяная пленка стекает с мотора (мотор сохнет). Бонусом в данной ситуации является то, что по этой же причине прекращается коррозионный процесс на элементах мотора. :)

Я ничего не рекомендую, это пусть производители моторов делают. Я озвучиваю техническую целесообразность:
  • Если вы эксплуатируете мотор в морской воде, протектор необходим во всех случаях. Нужно тщательно следить за его работоспособностью и периодически зачищать контакт между ним и посадочным местом на моторе. Крепежный винт лучше посадить на электропроводящую (например графитовую) смазку.
  • Если вы эксплуатируете мотор в пресной воде длительное время, или храните мотор в опущенном состоянии, использование протектора желательно. Думаю, для людей, читающих этот форум, т.е. априори относящихся к своей матчасти с любовью, можно посоветовать то же, что и пунктом выше. Но нужно отдавать себе отчет, что риски коррозии при этом сильно ниже, чем в морской воде.
  • Ели вы эксплуатируете мотор в пресной воде в щадящем режиме, а при стоянке мотор поднимаете из воды (например у меня 50-100 моточасов в год, дошел до места стоянки - поднял, мотор хранится в гараже) проблема коррозии для вас представляет только теоретический интерес.
Если есть вопросы - буду рад ответить.

И извиняюсь за неструктирированность, несбалансированность текста и ошибки, писал из головы, редактировать лень
 
Последнее редактирование:

Следак

пассажир
Регистрация
08.09.2020
Сообщения
3
Карма
1
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Нептун 500
Мотор
Меркурий 60 л.с. 4 такта
Доброго времени суток! Подскажите, что делать! Предыдущий хозяин покрасил мотор вместе с анодами, что делать? Возможно ли их как то почистить и будут ли они работать после этого?
 

mura555555

капитан 1-го ранга
Регистрация
24.08.2015
Сообщения
24 340
Карма
4 934
Возраст
41
Город
Ратомка Беларусь
Имя
Андрей
Лодка
Нырок2(был)Кефаль(была) плоскадонка дерево (была)калибри330 (была)прогресс2м(был)Афалина 460
Мотор
ветер8,12(умер на троллинге) стрела( была переделана первая на гибрид)ветерок гибрид, вихрь30 хонда40а(была),вихрь25 Mariner60 bigfoot
Доброго времени суток! Подскажите, что делать! Предыдущий хозяин покрасил мотор вместе с анодами, что делать? Возможно ли их как то почистить и будут ли они работать после этого?
Ершик в дрель , очистишь точно
 

Следак

пассажир
Регистрация
08.09.2020
Сообщения
3
Карма
1
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Нептун 500
Мотор
Меркурий 60 л.с. 4 такта
После такой процедуры он работать будет? Вот в чём главный вопрос.
 

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 837
Карма
4 197
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4

Aleksei 1415

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.11.2015
Сообщения
2 900
Карма
900
Возраст
50
Город
липецк
Имя
Алексей
Лодка
Казанка 6, Диана 3 02
Мотор
JOHNSON 15RSOC, JOHNSON BJ20BFCDC, EVINRUDE BE30BAEUD, YAMAHA 5.
Доброго времени суток! Подскажите, что делать! Предыдущий хозяин покрасил мотор вместе с анодами, что делать? Возможно ли их как то почистить и будут ли они работать после этого?
Краску с анодов обдери и всё. работать будут как должно.
 

Real Gek

капитан 2-го ранга
Регистрация
20.05.2018
Сообщения
1 283
Карма
599
Возраст
60
Город
Уфа
Имя
Real Gek
Лодка
АЭРО Катюша 340
Мотор
Сузуки дт9.9ас
Доброго времени суток! Подскажите, что делать! Предыдущий хозяин покрасил мотор вместе с анодами, что делать? Возможно ли их как то почистить и будут ли они работать после этого?
Анод (правильнее всё же говорить протектор) после очистки от краска будет работать как новый. Но необходимо обратить внимание на два момента:
  1. Если Ваша лодка из алюминиевого сплава, то анод должен быть ТОЛЬКО магниевым. Ни в коем случае не цинковым. Цинк - только для стальных корпусов. Учитывая то, как предыдущий хозяин красил лодку, нельзя исключать, что и аноды он выбрал "не той системы".
  2. Для более эффективной работы анода, его поверхность, обращенную к лодке нужно защитить неэлектропроводным покрытием, пленкой или краской. Надежный электрический контакт при этом обязательно должен быть обеспечен крепежным элементом. Такая конструкция (с неэлетропроводным слоем в месте прилегания анода к корпусу судна) сильно увеличит зону защиты.
 

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 837
Карма
4 197
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
Анод (правильнее всё же говорить протектор) после очистки от краска будет работать как новый. Но необходимо обратить внимание на два момента:
  1. Если Ваша лодка из алюминиевого сплава, то анод должен быть ТОЛЬКО магниевым. Ни в коем случае не цинковым. Цинк - только для стальных корпусов. Учитывая то, как предыдущий хозяин красил лодку, нельзя исключать, что и аноды он выбрал "не той системы".
  2. Для более эффективной работы анода, его поверхность, обращенную к лодке нужно защитить неэлектропроводным покрытием, пленкой или краской. Надежный электрический контакт при этом обязательно должен быть обеспечен крепежным элементом. Такая конструкция (с неэлетропроводным слоем в месте прилегания анода к корпусу судна) сильно увеличит зону защиты.
Аноды у ТС на моторе.
 

Real Gek

капитан 2-го ранга
Регистрация
20.05.2018
Сообщения
1 283
Карма
599
Возраст
60
Город
Уфа
Имя
Real Gek
Лодка
АЭРО Катюша 340
Мотор
Сузуки дт9.9ас

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Мёртвое море, кирпичи, под водой, вокруг винта ещё сетка из прутьев.
 

Вложения

Aleksei 1415

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.11.2015
Сообщения
2 900
Карма
900
Возраст
50
Город
липецк
Имя
Алексей
Лодка
Казанка 6, Диана 3 02
Мотор
JOHNSON 15RSOC, JOHNSON BJ20BFCDC, EVINRUDE BE30BAEUD, YAMAHA 5.
Аноды, катоды.......188177,на мотолодке не помню уже кто выкладывал.
 

мах578

капитан 3-го ранга
Регистрация
25.01.2017
Сообщения
500
Карма
116
Город
пермь
Имя
максим
Лодка
казанка, сарепта,
Мотор
вихри, ветерки, ямаха60(была), сузуки DT65

луха

капитан 1-го ранга
Регистрация
13.07.2010
Сообщения
9 073
Карма
2 993
Возраст
49
Город
Волжский-Волгоград
Имя
Алексей
Лодка
Снегоход
Мотор
быстрый
Металлической щеткой анод чистить не стоит. Из за металла перенесенного на арод он еще быстрее износится. Рекомендуют наждак или пескоструй....
 

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 837
Карма
4 197
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
Металлической щеткой анод чистить не стоит. Из за металла перенесенного на арод он еще быстрее износится. Рекомендуют наждак или пескоструй....
Разница будет меньше уровня погрешности измерения.... можно просто канцелярским ножом краску срезать, где подлезешь. Не на Мертвое море лодку спускать)))
 

Aleksei 1415

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.11.2015
Сообщения
2 900
Карма
900
Возраст
50
Город
липецк
Имя
Алексей
Лодка
Казанка 6, Диана 3 02
Мотор
JOHNSON 15RSOC, JOHNSON BJ20BFCDC, EVINRUDE BE30BAEUD, YAMAHA 5.
Металлической щеткой анод чистить не стоит. Из за металла перенесенного на арод он еще быстрее износится. Рекомендуют наждак или пескоструй....
Какой металл со стальной щётки перенесётся на магниевый или цинковый анод?
 

Real Gek

капитан 2-го ранга
Регистрация
20.05.2018
Сообщения
1 283
Карма
599
Возраст
60
Город
Уфа
Имя
Real Gek
Лодка
АЭРО Катюша 340
Мотор
Сузуки дт9.9ас
Даже если и перенесется, это никак не снизит эффективность работы анода. Это можно подтвердить простым экспериментом: если половинку одного из контактов батарейки закрыть неэлектропроводящим материалом, лампочка, подключенная к этой батарейки не станет испускать меньше света.
 

Aleksei 1415

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.11.2015
Сообщения
2 900
Карма
900
Возраст
50
Город
липецк
Имя
Алексей
Лодка
Казанка 6, Диана 3 02
Мотор
JOHNSON 15RSOC, JOHNSON BJ20BFCDC, EVINRUDE BE30BAEUD, YAMAHA 5.
Нихрена подобного, от площади поверхности анода зависит площадь защиты. У меня где-то расчёты есть. Искать надо....
 

chebarik

капитан 1-го ранга
Регистрация
28.01.2015
Сообщения
15 837
Карма
4 197
Город
Земля
Имя
Андрей
Лодка
Романтика
Мотор
Mcculloch 4
Короче, надо с анодов счистить краску.
 

Aleksei 1415

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.11.2015
Сообщения
2 900
Карма
900
Возраст
50
Город
липецк
Имя
Алексей
Лодка
Казанка 6, Диана 3 02
Мотор
JOHNSON 15RSOC, JOHNSON BJ20BFCDC, EVINRUDE BE30BAEUD, YAMAHA 5.

Интурист

пассажир
Регистрация
14.09.2020
Сообщения
1
Карма
0
Город
Нижний Новгород
Имя
Николай
Лодка
Прогресс 2
Мотор
Нептун
Real Gek
Подскажите пожалуйста, нужны ли протекторы на прогресс на Волге. Лодка используется максимум 1 день в неделю. Привозится на прицепе, на ложементах транспортёрная резина, хранится в гараже, но мотор с электростартером.
 

Real Gek

капитан 2-го ранга
Регистрация
20.05.2018
Сообщения
1 283
Карма
599
Возраст
60
Город
Уфа
Имя
Real Gek
Лодка
АЭРО Катюша 340
Мотор
Сузуки дт9.9ас
Real Gek
Подскажите пожалуйста, нужны ли протекторы на прогресс на Волге. Лодка используется максимум 1 день в неделю. Привозится на прицепе, на ложементах транспортёрная резина, хранится в гараже, но мотор с электростартером.
Здравствуйте!
На свою бы лодку поставил обязательно. И Вам порекомендую.
 

Alexsandr2409

ст. матрос
Регистрация
07.10.2017
Сообщения
32
Карма
12
Город
Одесса
Имя
Александр
Лодка
Автобот, Романтика 2, Неман 2
Мотор
Ветерки-много, Ямаха 9.9 С, Привет 22.
Приветствую. Подскажите гуру. Имею лодку Днепр. 90% хожу по пресной воде. За год часов 50-60 намотаю то есть хорошо. Лодка живет на лафете. Спустил/поднял. Заметил вспучивание краски по килю и на заклепках киля , при расчухивании сыпится белый порошок - коррозия. Киль амг а днище д16т.
Как приостановить коррозию? На воде наверно сгнила бы за сезон...
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
5 405
Карма
1 561
Возраст
60
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
А нету.
Мотор
Тоже нету.
Если присутствуют два почти разных металла, нужно добавить третий электрод (алюминий) и подать на него + относительно корпуса лодки, точно поможет. Я подавал + через резистор 240 ом , от 10 ваттной солнечной панели и аккумулятора на 7 а.ч., то есть постоянно.
Электрод из двух кусков, в носу и в корме.Электроды клеил на силикон, через капроновую сетку, изолировал от корпуса.
 
Последнее редактирование:

Real Gek

капитан 2-го ранга
Регистрация
20.05.2018
Сообщения
1 283
Карма
599
Возраст
60
Город
Уфа
Имя
Real Gek
Лодка
АЭРО Катюша 340
Мотор
Сузуки дт9.9ас
Приветствую. Подскажите гуру. Имею лодку Днепр. 90% хожу по пресной воде. За год часов 50-60 намотаю то есть хорошо. Лодка живет на лафете. Спустил/поднял. Заметил вспучивание краски по килю и на заклепках киля , при расчухивании сыпится белый порошок - коррозия. Киль амг а днище д16т.
Как приостановить коррозию? На воде наверно сгнила бы за сезон...
Причиной коррозии является возникновение макропары двух металлов с разными электродными потенциалами. Самый надежный способ защиты - устранить электрический контакт между ними. Если это невозможно, тогда для защиты нужно использовать протектор, обязательно магниевый в Вашем случае.


Если присутствуют два почти разных металла, нужно добавить третий электрод (алюминий) и подать на него + относительно корпуса лодки, точно поможет. Я подавал + через резистор 240 ом , от 10 ваттной солнечной панели и аккумулятора на 7 а.ч., то есть постоянно.
Электрод из двух кусков, в носу и в корме.Электроды клеил на силикон, через капроновую сетку, изолировал от корпуса.
Это сложный путь. К тому же постоянное напряжение должно подаваться на электроды всё время, пока лодка в воде. Намного проще использовать магниевый протектор.
И немного поправлю.
  1. Никакого третьего электрода в этой схеме не будет, т.к. амг и д16т в этой схеме будут выступать в качестве одного электрода, а именно катода.
  2. В качестве же анода при наложении внешнего тока, можно использовать разные электропроводящие материалы - сталь, графит, медь, магний (есть нюанс - при исчезновении внешнего тока медь или сталь вызовут коррозию корпуса лодки). А вот именно алюминий в пресной воде использовать не стОит. Т.к. на его поверхности образуется неэлектропроводная окисная пленка - Al2O3 (этот процесс называется пассивация). Эффективность работы анода при этом резко снижается. В морской воде - можно использовать и алюминий, т.к. ионы хлора (которых в морской воде с избытком), препятствуют образованию оксида алюминия.
 
Вверх Снизу