Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Здравствуйте уважаемые участники форума!
Помогите, пожалуйста, разобраться с работой 12 Ветерка. Но, для большего понимания моих вопросов, несколько слов о себе- я человек уже не молодой и имею достаточно большой опыт ремонта всякой авто техники - приходилось занимается и карбюраторами и инжекторами и моторами, а вот разобраться с таким, казалось бы простейшим мотором, как Ветерок не могу. Завёл он меня в тупик свои нежеланием работать нормально)). При этом есть у меня Ветерок 8, в общем то хорошо работающий, но стало не хватать мощности для другой лодки, вот и решил купить 12тый. Мотор 79 года выпуска, но предыдущий озяин его капиталил и на нем немного поездил ( по каким-то обстоятельствам мотор оказался у его знакомого, у которого я его и забрал). Изначально мотор плохо заводился, а при работе дергался и из выхлопа шла серая эмульсия. Не буду описывать все «танцы с бубном» вокруг того мотора, но времени он отнял у меня много. При этом головку блока я не разбирал, поскольку она, на мой взгляд, в хорошем состоянии. Что сделал: карбюратор ( делал уравень и выше нормы и ниже), передел зажигание по схеме приводимой Дмитрий 22 на этом форуме, катушки от скутера, по стробоскопу - метки - идеально, пропусков нет. Ремонтировал клапанную крышку, заменил прокладку головки блока и шлифанул саму головку. Снимал крышки впускных и выпускных окон - смотрел кольца - поставил с герметиком.
Что в результатате: мотор в бочке ужастно дымит работает неравномерно и это при уровне 20-21 мм ( при 17,5 ещё хуже). Ставил карбюратор от 8ки, так холостого хода нет и на оборотах чуть выше дергается как от бедной смеси. Но ведь на минимальные олостые должно хватать 8го карба? Жиклеры хх у 33б и 33в практически одинаковы.
В общем, достал меня этот мотор да, и плюнул бы на него, но жалко затраченного времени и усилий. Тем более столько пересмотрел роликов на Ютубе, как хорошо работают 12 Ветерки - и тихо и без дыма и столько уже перечитал форумов...)))
 

Пограничник

капитан-лейтенант
Регистрация
19.09.2016
Сообщения
383
Карма
118
Город
Тольятти Самарская обл
Имя
Роман
Лодка
reef 320 нднд
Мотор
Ветерок 12
Прекрасный мотор , вдумчивая работа над мелочами и результат который будет только радовать. Правильно было б разобрать весь двигатель и собирать согласно советам и доработкам форумчан. Заглядывая в окна вставок внутреннее состояние двигателя не оценить.
 

efik53

гл. кор. старшина
Регистрация
25.01.2017
Сообщения
142
Карма
16
Город
UA
Имя
Виктор
Лодка
Энерджи 350 НДНД
Мотор
СузукиДф2.5 Ветерок8м.
Вы сделали ошибку, увеличив уровень в поплавковой камере. Его заливает. Померяйте компрессию, проверьте люфты на втулках шатунов. Они долго на12 не ходят. Схема Дмитрия прекрасно работает на других моторах.На Ветерки как правило ставят родную доработанную.
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
1 998
Карма
605
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Именно, что загадки. Первое от чего зависит работоспособность мотора - состояние ЦПГ, выше написано, надо оценить компрессию. На стоковом зажигании мотор прекрасно работает и запускается, лишь бы были исправны катушки зажигания, хоть родные, хоть ТЛМ, хоть китайки. Уровень в карбюраторе не надо изменять, мотор работает прекрасно, с полностью закрытым дросселем и при УОЗ до минус 5 град. Слегка разбитые втулки ВГШ на работоспособность не повлияют, но если стук есть, то надо делать. Что за схема Дмитрия 22, хотелось бы посмотреть.
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Спасибо, так быстро и так много откликнулись! Согласитесь, что разбирать весь мотор, который недавно перебирался, нелогично. Компрессия 7-7.5 (за правильность измерения не ручаюсь) да и по усилию прокрутки хорошая. Кольца новые - это видно.
А вот смесь богатая, свечи все мокрые, холостой ход работает и при -5 и меньше - не заглушить.
Но почему на 8 карбюраторе не работает?
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Вы сделали ошибку, увеличив уровень в поплавковой камере. Его заливает. Померяйте компрессию, проверьте люфты на втулках шатунов. Они долго на12 не ходят. Схема Дмитрия прекрасно работает на других моторах.На Ветерки как правило ставят родную доработанную.
Уровень я и увеличивал - совсем заливает и уменьшал - все равно заливает дымит, но тогда заводиться плохо.
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Абсолютно! Именно ЦПГ,от этого и плясать. Сальники подшипники зазор колец и поршней цпг. При хорошей компрессии запуск отличный ну а хх это доработка и регулировка карбюратора .
Что можно в 33 карбюраторе доработать? Игла притерта, держит. Что бы сделать более не менее устойчивый холостой ход приходиться закручивать ГТЖ. На винт качества не реагирует.
 

Пограничник

капитан-лейтенант
Регистрация
19.09.2016
Сообщения
383
Карма
118
Город
Тольятти Самарская обл
Имя
Роман
Лодка
reef 320 нднд
Мотор
Ветерок 12
В 4х тактнике ,течет сальник-ерунда ,потерпит,херовая компрессия?- ничего ,год проходит. 2х тактник такого не прощает,пропускает сальник-хер вам стабильная работа нижнего цилиндра и мучение с настройкой карба. Аналогично и раковины и качество самого сальника нижнего да и верхнего . А настройка клапанной перегородки это еще один геморрой ,но при наличии рук и губ вполне решаемый.
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Именно, что загадки. Первое от чего зависит работоспособность мотора - состояние ЦПГ, выше написано, надо оценить компрессию. На стоковом зажигании мотор прекрасно работает и запускается, лишь бы были исправны катушки зажигания, хоть родные, хоть ТЛМ, хоть китайки. Уровень в карбюраторе не надо изменять, мотор работает прекрасно, с полностью закрытым дросселем и при УОЗ до минус 5 град. Слегка разбитые втулки ВГШ на работоспособность не повлияют, но если стук есть, то надо делать. Что за схема Дмитрия 22, хотелось бы посмотреть.
На форумах неоднократно говорилось, ( и возможно даже и вы отмечали) что даже старые ветерки со слабой компрессией нормально работают. А тут 7-7.5. Стуков нет. Схему так с ходу не припомню как найти, но фактически это немного доработанное заводское зажигание. Было МБЭ-1 на нем совсем мотор не хотел заводиться.
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
В 4х тактнике ,течет сальник-ерунда ,потерпит,херовая компрессия?- ничего ,год проходит. 2х тактник такого не прощает,пропускает сальник-хер вам стабильная работа нижнего цилиндра и мучение с настройкой карба. Аналогично и раковины и качество самого сальника нижнего да и верхнего . А настройка клапанной перегородки это еще один геморрой ,но при наличии рук и губ вполне решаемый.
Клапанная перегородка и выглядела как новая, да ещё и я её пару раз снимал и доводил до идеала.
Сальники... предположим подсасывает- верхний воздух, нижний воздух с водичкой, но это будет приводить к обеднению смеси, а не как к её обогащению
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Смотрите ветки с интересующими вас вопросами. Думаю вопросы отпадут сами собой. Не в укор, боже упаси, всегда рад коллегам!))
В том то и дело, что так втянулся в эту тему, что перечитал многое и на этом форуме и на соседнем Мотолодке ру, в частности практически все, что писал Сашок33 по сборке, настройке и т.д. - просто километры букв)) Так что теория уже переливается через край )).
В частности здесь в теме про клапанную перегородку, уважаемый Voivano как то ставил эксперимент- отводил один лепесток клапана в сторону, то есть в картере получалась дырка и мотор работал - на высоких - практически так же, только на малых с перебоями.
 

efik53

гл. кор. старшина
Регистрация
25.01.2017
Сообщения
142
Карма
16
Город
UA
Имя
Виктор
Лодка
Энерджи 350 НДНД
Мотор
СузукиДф2.5 Ветерок8м.
На к33 бывает что из-за длины пружины на ГТЖ игла не перекрывает канал. Иногда приходиться ее укорачивать. С зажигалкой вопрос остался открытым.
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
1 998
Карма
605
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
С зажигалкой, если это не схема с удвоением (танкиста), то вопросов не должно быть. Но запуск будет на любом зажигании. Если мотор недавно перебирался, то ему надо поработать ну хотя бы полчаса. Сразу, конечно, он ровно работать не будет. А на счет пружины, да бывает такое дело, причем, не редкость. Первичная регулировка, карбюратора элементарная: закрутил винт ГТЖ до упора, без энтузиазма, отвернул на 350 градусов, винт хх - аналогично, только отвернул на полтора-2 оборота. Мотор будет и запускаться нормально, и работать. Ну на холостых, как все двутактники может подергиваться.. Вообще, исправный мотор, кроме того запускается на одном цилиндре и работает на холостом. Единственно, что на нижнем долго не может без подкачки грушей. Даже если верхний сальник лежит сверху, то мотор запустится, но не будет работать бензонасос и все под маховиком закидает мазутом. Да, еще по зажиганию, может катушки с межвитковым, надо посмотреть длину искры на воздухе, если при прокручивании стартером или шморгалкой меньше 5- мм, то мотор, скорее всего будет очень плохо запускаться, а на этом цилиндре вообще не запустится (если отключить второй).
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
На к33 бывает что из-за длины пружины на ГТЖ игла не перекрывает канал. Иногда приходиться ее укорачивать. С зажигалкой вопрос остался открытым.
Игла канал перекрывает. Если не закрутить до упора, то мотор глохнет
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
С зажигалкой, если это не схема с удвоением (танкиста), то вопросов не должно быть. Но запуск будет на любом зажигании. Если мотор недавно перебирался, то ему надо поработать ну хотя бы полчаса. Сразу, конечно, он ровно работать не будет. А на счет пружины, да бывает такое дело, причем, не редкость. Первичная регулировка, карбюратора элементарная: закрутил винт ГТЖ до упора, без энтузиазма, отвернул на 350 градусов, винт хх - аналогично, только отвернул на полтора-2 оборота. Мотор будет и запускаться нормально, и работать. Ну на холостых, как все двутактники может подергиваться.. Вообще, исправный мотор, кроме того запускается на одном цилиндре и работает на холостом. Единственно, что на нижнем долго не может без подкачки грушей. Даже если верхний сальник лежит сверху, то мотор запустится, но не будет работать бензонасос и все под маховиком закидает мазутом. Да, еще по зажиганию, может катушки с межвитковым, надо посмотреть длину искры на воздухе, если при прокручивании стартером или шморгалкой меньше 5- мм, то мотор, скорее всего будет очень плохо запускаться, а на этом цилиндре вообще не запустится (если отключить второй).
По зажиганию - это не схема с удвоением. А с катушками я действительно долго сомневался ( было 4 штуки оригинальных и из них одна на все 100% рабочая) пока не поставил от скутера и теперь искра мощная и вовремя.
А вот то, что вы пишите насчёт обкатки... Мне действительно неизвестно обкатывался ли мотор до меня и как и сколько. Такой известный авторитет по Ветеркам Сашок33 писал, что обкатывать надо на воде, на холостом не менее 5 часов. И вот в связи с этим возникает вопрос - можно ли по такому косвенному признаку, как усилие прокрутки маховика, естественно при вывернутых свечах, определить насколько мотор обкатан? Предположим в моторе заменён блок цилиндров и кольца а поршни старые в хорошем состоянии.(коленвал крутится идеально)- какое усилие будет при прокрутке маховика руками на моторе сразу после сборки, на моторе с небольшой обкаткой и на полностью рабочем моторе?
Я понимаю, что постановка вопроса не очень корректна- усилие руками вещь не очень измеряемая, но может хоть как то сориентируете. Пусть тоже некорректно))
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
1 998
Карма
605
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Мотор без свечей должен прокручиваться без заеданий. Со свечами ощущаться компрессия в обоих цилиндрах. Если у необкатанного мотора компрессия примерно 4,5 это бывает, что сначала 9 потом резко падает до этих значений и постепенно поднимается до 6-7, а то и до 9 опять. Мотор будет запускаться и работать, подергиваясь на холостых. Да, действительно, "свежий" мотор на воде набирает свою мощность в течении одной рыбалки троллингом 4-6 часов, но на свой максимум (если цилиндры не изношены) выйдет часов через 50-70. Поясняю, обычно сразу после ремонта (на моей лодке) Ветерок 8 выдает обычно 4200-4300 об/мин. к концу рыбалки 4500-4600. Лично мой мотор только к осени стал выдвать 4900 на скоростном, и 5100 на грузовом винтах. Это,конечно, приблизительно, точные цифры уже забыл. Двенадцатый я не нагружаю более 4200. Нынче ни разу свои моторы и не брал, в основном все на моторах клиентов и или на Ямахе.
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
«Должен прокручиваться без заседаний»- но усилие трения колец и поршней о цилиндры должно же быть? Или, задам вопрос по другому - в отдельно лежащий неизношенный блок цилиндров вставляем хороший поршень с новыми кольцами, естественно все смазано и тянем его за шатун - какого усилие протяжки? Килограмм, два или он может выпасть под собственным весом?
Задаю такой вопрос потому что поршневую Ветерков никогда не собирал и мне надо оценить правильность сборки этого моего Ветра. Там поршни двигаются с некоторым усилием при вращении маховика.
 

efik53

гл. кор. старшина
Регистрация
25.01.2017
Сообщения
142
Карма
16
Город
UA
Имя
Виктор
Лодка
Энерджи 350 НДНД
Мотор
СузукиДф2.5 Ветерок8м.
Не забывайте что на моторе стоит еще и помпа.Ее натяг очень влияет на усилие прокрутки. Упругость у колец разных времен тоже разная.
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
1 998
Карма
605
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Да, сопротивление трения, конечно, должно быть, но без резких изменений. Трение помпы, конечно, есть, но если оно значительно, то этой помпе долго не жить. Собирать надо по технологии, а не по разным домыслам или сомнительным рекомендациям.
 

Евгений 86

гл. старшина
Регистрация
28.11.2017
Сообщения
115
Карма
37
Возраст
33
Город
Ульяновск
Имя
Евгений
Лодка
Ривьера 3400 СК Премиум
Мотор
Ветерок 12
Должен прокручиваться без заседаний
Мне кажется, вы не там копаете. Если компрессия есть, стуков нет, значит там всё нормально, если только не закрался какой-нибудь производственный брак в виде паразитного облоя внутри картера или цилиндра (предположение). Проблему надо искать методом исключения, начиная от бензобака (сеточка в баке-бензонасос-карб-клапана-прод.окна-свечи...)
Может трещина где появилась в блоке и происходит подсос.
У меня был подсос в продувочных окнах из-за длинных винтов (вроде затянуто, а БМС выходила с низу и стекала по ноге). Нашел проблему очень не скоро, пока дошел по цепочке методом исключения.
После ревизии каждого узла тестовый запуск обязателен до выхода мотора на раб. t.
Удачи.
 

efik53

гл. кор. старшина
Регистрация
25.01.2017
Сообщения
142
Карма
16
Город
UA
Имя
Виктор
Лодка
Энерджи 350 НДНД
Мотор
СузукиДф2.5 Ветерок8м.
Пока не будет видио работы мотора, долго будем переливать с пустого в порожнее.
 

Вадимыч 812

матрос
Регистрация
14.08.2019
Сообщения
23
Карма
0
Город
Санкт-Петербург
Лодка
Апачи 3700
Мотор
Ветерок 12
Да, сопротивление трения, конечно, должно быть, но без резких изменений. Трение помпы, конечно, есть, но если оно значительно, то этой помпе долго не жить. Собирать надо по технологии, а не по разным домыслам или сомнительным рекомендациям.
Да.. насчёт усилия прокрутки относительный ответ получил.
Перейду к главным вопросам с которых я собственно и начал, но наверное в первом посту неясно сформулировал. Их два:
1) Почему карбюратор К33В при притертой игле и уровне даже уменьшенном на 2-3мм относительно номинальных 17.5 даёт богатую смесь? То есть, свечи в смеси и из-за этого и работает вероятно неравномерно, дымит как паровоз, в бочке после минуты работы полно «мазута» . Холостой винтом качества не регулируется практически. Заглушить трудно, приходиться выворачивать в минус до упора и прикрывать заслонку. В общем, богатая смесь на всех режимах. Да, про иглу гтж: если её прикрутить ( примерно 1 оборот а может и меньше,до упора) то холостой становиться более равномерный, то есть смесь обедняется. Но ведь гтж- это не винт количества смеси на холостом ходу. Естественно тогда при работе с нагрузкой топлива будет не хватать. При всей этой богатой смеси, заводиться на холодную плохо- не хватает ему Бенза для заводки, надо принудительно ливануть в диффузор, скажем зажав пальцем уравнительное отверстие. Тогда схватывает сразу.
2). Далее же перехожу ко второму вопросу: ставлю восьмой отлично работающий к33б на этот мотор. Что может быть теоретически? Немного не хватать смеси на холостом из-за разного диаметра топливных жиклеров ( хотя визуально при сравнении под увеличительным стеклом они одинаковые) и из-за разного диаметра отверстий топливных каналов хх в диффузоре ( опять же, визуально одинаковы). Но холостой, пусть и неустойчивый должен быть. Опять же можно подрегулировать воздухом.
И конечно, мотор не должен тянуть на максимуме и то с нагрузкой ,из-за меньшего диффузора. На средних, да в бочке все должно быть нормально.
Но это в теории. На практике смесь бедная- холостого практически нет, при открытии заслонки какие-то прострелы.
В чем дело? Два практически одинаковых карбюратора. Кто-нибудь ставил 8ой на 12ый?
Итак один карбюратор безбожно богатит, другой беднит- бред какой-то.??
Извиняюсь за сбивчивость текста, пишу на телефоне - не очень удобно))
 

efik53

гл. кор. старшина
Регистрация
25.01.2017
Сообщения
142
Карма
16
Город
UA
Имя
Виктор
Лодка
Энерджи 350 НДНД
Мотор
СузукиДф2.5 Ветерок8м.
Посмотрите развернутую схему карбюратора. ГТЖ регулирует подачу на всех режимах. На то он и ГТЖ. Далее от положения дросельной заслонки идет подача или по каналам ХХ или поступает в распылитель находящийся в дифузоре. Проходное сечение в Б и в В одинаково. Оно регулируется иглой. Разница только в диаметре диффузора.Хорошо бы проверить не заедает ли поплавок. И еще одна х....... На одном из моторов бензонасос продавливал притертую иглу.Из области фантастики? Но такое было.
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
1 998
Карма
605
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Да.. насчёт усилия прокрутки относительный ответ получил.
Перейду к главным вопросам с которых я собственно и начал, но наверное в первом посту неясно сформулировал. Их два:
1) Почему карбюратор К33В при притертой игле и уровне даже уменьшенном на 2-3мм относительно номинальных 17.5 даёт богатую смесь? То есть, свечи в смеси и из-за этого и работает вероятно неравномерно, дымит как паровоз, в бочке после минуты работы полно «мазута» . Для бочки это нормально
Холостой винтом качества не регулируется практически. Заглушить трудно, приходиться выворачивать в минус до упора и прикрывать заслонку. В общем, богатая смесь на всех режимах. Да, про иглу гтж: если её прикрутить ( примерно 1 оборот а может и меньше,до упора) то холостой становиться более равномерный, то есть смесь обедняется. Но ведь гтж- это не винт количества смеси на холостом ходу. Естественно тогда при работе с нагрузкой топлива будет не хватать. При всей этой богатой смеси, заводиться на холодную плохо- не хватает ему Бенза для заводки, надо принудительно ливануть в диффузор, скажем зажав пальцем уравнительное отверстие. Тогда схватывает сразу. Неправильное понимание работы карбюратора Холостой ход регулируется для восьмерки в пределах 100-150 об/
мин, у двенадцатого до 200, это на слух даже не заметно, только тахометром. Что мотор работает в минусе опережения - это говорит, что состояние ЦПГ близко к отличному.

2). Далее же перехожу ко второму вопросу: ставлю восьмой отлично работающий к33б на этот мотор. Что может быть теоретически? Немного не хватать смеси на холостом из-за разного диаметра топливных жиклеров ( хотя визуально при сравнении под увеличительным стеклом они одинаковые) и из-за разного диаметра отверстий топливных каналов хх в диффузоре ( опять же, визуально одинаковы). Но холостой, пусть и неустойчивый должен быть. Опять же можно подрегулировать воздухом.
И конечно, мотор не должен тянуть на максимуме и то с нагрузкой ,из-за меньшего диффузора. На средних, да в бочке все должно быть нормально.
Но это в теории. На практике смесь бедная- холостого практически нет, при открытии заслонки какие-то прострелы.
В чем дело? Два практически одинаковых карбюратора. Кто-нибудь ставил 8ой на 12ый?
Итак один карбюратор безбожно богатит, другой беднит- бред какой-то.??
Извиняюсь за сбивчивость текста, пишу на телефоне - не очень удобно))
В общем, ничего необычного нет. Все как и должно быть. Холостой ход регулируется только при полностью закрытом дросселе. Не все моторы при этом работают. Почитай ветку про карбюратор, не хочется здесь повторяться. Исправный мотор с исправным карбюратором и зажиганием, при открытой от упора игле ГТЖ на 350 градусов работает нормально на полном ходу, на холстом может немного подергиваться. при этом винт хх отвернут на 0,5-2 оборота.
 
Вверх Снизу