Re: отговорите чайника, выбираю первую лодку
„АВТОБОТ"
-СЕКЦИОННАЯ МОТОЛОДКА ДЛЯ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
В. В. Белых (один из конструкторов лодки)
"Катера и Яхты" №88
Основная цель, которую преследовали конструкторы, приступая к разработке проекта «Автобота», это создание легкой и недорогой портативной мотолодки под мотор «Ветерок» мощностью 12 л. с.; с таким подвесным мотором лодка должна была глиссировать с тремя человеками на борту. Особым требованием было удобство транспортировки на легковых автомобилях отечественных марок.
В качестве материала корпуса выбрали алюминиево-магниевый сплав — достаточно прочный и пластичный, коррозионностойкий, хорошо сваривающийся. Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки. Для обеспечения ее сбыта следовало и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить. Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водоемами, а мы хотели уравнять «Автобот» в этом отношении с существующими неразборными мотолодками. Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».
Обводы корпуса — остроскулые с постоянным углом килеватости днища (12,5°) на двух третях длины лодки. Носовые обводы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно полными, чтобы лодка хорошо всходила на волну.
Из соображений технологичности конструкции и для обеспечения возможности укладки лодки в небольшой по габаритам и удобный для хранения и перевозки пакет корпус лодки разделен на три жесткие секции. Соединяются секции при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка» и «Малютка-2»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами.
Основной метод соединения деталей и узлов конструкции — аргоно-дуговая и контактная сварка. В незначительных объемах применяется и клепка (там, где благодаря этому можно снизить общую трудоемкость изготовления корпуса). При достаточно больших размерениях лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг. Можно отметить, что показатель удельного объема (L • В • Н на 1 кг веса) у нашего «Автобота» значительно выше, чем у выпускающихся в настоящее время 4-метровых мотолодок. Достигнуто это благодаря тому, что для обеспечения жесткости конструкции в максимально возможной степени применены выштамповки (слом обшивки на бортах, гофры на днище и т. п.).
Серийная лодка на трассе 10-мильной гонка в Лиепае.
Основные данные лодки
Длина, м:
габаритная
наибольшая
3,50
3,38
Ширина, м:
габаритная
наибольшая
1,35
1,30
Высота борта
в носу/на миделе, м:
0,50/0,45
Габариты пакета, м: 1,55x1,35x0,16
Полезная грузоподъемность, кг: 225
Допустимая мощность подвесного мотора,л.с./кВт
12,5/9,5
Масса с оборудованием и снабжением, кг: 58
Тем не менее, даже при столь малом весе существующими инструкциями укладывать лодку на верхний багажник малолитражного автомобиля не рекомендуется. Дело в том, что масса самих багажников, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12—15 кг. Следовательно, масса лодки с багажником явно превысит 70 кг, тогда как на дождевые канавки крыши автомобиля разрешается крепить груз массой до 65 кг. Эта проблема имела два решения: либо уменьшить массу лодки, идя на ухудшение каких-то уже достигнутых положительных ее качеств, либо... отказаться от штатного автомобильного багажника. Мы выбрали второе решение и разработали специальные штанги для крепления лодки «Автобот» к легковому автомобилю любой выпускаемой у нас модели (одновременно эти штанги служат для раскрепления секций в пакете). Таким образом мы добились того, что суммарная масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; транспортировка лодки легковым автомобилем при таком варианте крепления вполне допустима.
Снабжение и оборудование «Автобота» также доведены до минимально необходимого уровня. Имеются три съемные поперечные банки, под которыми закреплены блоки плавучести. Банки опираются краями на горизонтальную полку слома на бортах. Подуключины сделаны съемными. Деталями швартовно-буксир-ного устройства служат элементы конструкции корпуса. В комплект снабжения входят два распашных металлических весла с уключинами, спасательный линь, черпак, ремонтная аптечка с инструментом для сборки и разборки лодки, а также ее раскрепления на крыше легкового автомобиля.
Таблица плазовых ординат
№ шп.
Полушироты от ДП, мм
Высота от ОП, мм
Линия скулы
-Ск
Линия борта
-Л Б
ВЛ1
ВЛ2
ВЛЗ
ВЛ4
ЛБ
Ск
Линия киля— К
0
—
0
—
—
—
—
400
—
500
1/2
—
289
—
—
—
44
482
—
268
1
514
526
—
40
166
292
469
432
126
1/2
530
585
55
209
363
517
460
307
48
2
641
621
162
356
542
568
455
221
13
3
549
649
300
552
570
608
450
137
0
4-10
550
650
332
555
572
614
450
125
0
Непотопляемость обеспечивается блоками вспененного полистирола, размещенными под банками и в корме лодки под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце подвесным мотором «Ветерок-12» и одним человеком, находящимся в кокпите.
Первые опытные образцы «Автобота» были изготовлены в начале 1977 г. За прошедшие годы они прошли всестороннюю проверку в самых различных условиях эксплуатации, неоднократно принимали участие в различных соревнованиях по водно-моторному спорту. Достаточно сказать, что дважды — в 1977 и 1979 гг.— лодки типа «Автобот» участвовали в маршрутной гонке в море на соревнованиях в Лиепае. В целом мы — конструкторы — удовлетворены получившимся судном, хотя и видим ряд недостатков, над устранением которых работаем в настоящее время вместе с технологами. Что это за недостатки? В лодке отсутствуют рундуки или закрытые объемы, где можно было бы хранить вещи в ненастную погоду. Не совсем удачна конструкция штанг-креплений. При перевозке «Автобота» на легковом автомобиле в его салоне, если в нем, кроме водителя, находится больше одного пассажира, довольно сложно размещать весла к съемные банки. Мы надеемся в ближайшее время решить все эти проблемы.
О скоростных и мореходных качествах «Автобота» лучше всего говорит тот факт, что на традиционных соревнованиях на приз сборника в 1979 г. в классе Т-250 первые два общих места заняли спортсмены, выступавшие на «Автоботах». Победитель, выступая с мотором «Ветерок-12», показал скорость выше 35 км/ч.
Результаты, полученные при испытаниях лодки на мерной миле в тихую погоду под моторами мощностью 12 и 8 л. с., приведены в таблице.
Замеры скоростей на мерной миле, км/ч.
Марка мотора Полезная нагрузка
1 чел 2 чел. 3 чел
«Ветерок-12» 38 32 30
«Ветерок-8» 31 27 20
При ходе под веслами с двумя-тремя пассажирами на борту лодка легко преодолевает волну высотой до 0,3 м на любых курсовых углах. Тяжелее грести против волны высотой до 0,6 м, но и при этом лодку не заливает, она хорошо всходит на волну. На тихой же воде во время испытаний лодка вполне удовлетворительно шла под веслами даже при нагрузке шесть-семь человек. Думаю, что «Автобот» годится и для плавания под подвесным парусом.
Хочется надеяться, что новая универсальная картоп-лодка понравится многим любителям отдыха на воде. Розничная цена «Автобота» — 215 рублей. (в 1980г. - прим. автора сайта)
На мерной миле «КиЯ»
„АВТОБОТ"
К. Константинов
"Катера и Яхты" №101
В прошедшую навигацию «на мерной миле» «Катеров и яхт» испытывался «Автобот». Эта небольшая складная — трехсекционная мотолодка для автомобилистов дебютировала на наших соревнованиях еще в 1977 г. в Лиепае; описание ее в журнале также было напечатано несколько лет назад (в № 88), однако до сих пор она неизвестна широкому кругу любителей, так как выпускается малыми сериями. Учитывали мы и еще одно обстоятельство:
заметно возросший за последнее время интерес в первую очередь к экономичным, но быстроходным — глиссирующим мотолодкам, тем более — удобным для хранения и перевозки, универсальным по назначению, пригодным для плавания на веслах.
Какова же главная черта «Автобота», которая выделяет его из уже довольно большого числа (10—12) складных и неразборных мотолодок, предлагаемых нашей промышленностью специально для автомобилистов?
ПРЕЖДЕ ВСЕГО — СКОРОСТЬ. Скорость «Автобота» более чем втрое превышает скорость всех других «автомобильных» лодок. На сравнимых по размерениям секционной «Романтике-2» (3,5Х1,10 м), складной «Мечте» (3,02 X 1,02 м) или неразборном «Язе» (3,1 X 1,38 м) разрешенная к установке мощность двигателя ограничена существенно меньшей величиной 5—8 л. с.; отсюда и иные обводы, более легкая конструкция и, соответственно,, скорость порядка 10—12 км/ч. «Автобот» — самая настоящая глиссирующая мини-мотолодка, единственная в своем роде (Близкие по скорости конкуренты — «Миус». «Прогресс-авто» и «Пчелка» (см. «КЯ» № 93) для продажи населению пока не выпускаются.).
Заводская инструкция разрешает вешать на транец «Автобота» мотор мощностью до 12,5 л. с. С одним водителем на тихой воде под «Ветерком-12» скорость мотолодки достигает 37,6 км/ч, с водителем и пассажиром — 33 км/ч, с водителем и двумя пассажирами — 28,3 км/ч. С 8-сильным «Ветерком» эти показатели уменьшаются соответственно до 29,1 км/ч, 24 км/ч и 17,4 км/ч (лодка практически не глиссирует).(Интересно, что скорости, измеренные "штатным испытателем" "Катеров и Яхт" К. Константиновым меньше, чем скорости, указанные заводскими испытателями. Дело тут в том, что уважаемый К. Константинов весит почти центнер, поэтому и получает на испытаниях меньшие скорости. Зато их можно считать гарантированными
- прим. автора сайта.)
Добавим еще две интересные цифры. На XIV Всесоюзных соревнованиях на приз журнала в Лиепае выступавший на этой лодке калининградский спортсмен В. Цыплухин с 12-сильным «Ветерком» и хорошо подобранным двухлопастным винтом показал в 10-мильной круговой гонке среднюю скорость 39,02 км/ч; это значит, что на прямой скорость превышала 42—43 км/ч.
Когда в нарушение заводской инструкции для определения скоростных возможностей «Автобота» мы установили на него 23-сильный «Нептун», лодка «разогналась» до 48,6 км/ч, однако после этого начала дельфинировать, переваливаться с борта на борт, терять устойчивость движения. Дальнейшее увеличение скорости явно становилось опасным.
Чем примечательны эти цифры? Прежде всего тем, что они практически совпадают со скоростями большинства жестких мотолодок среднего 4-метрового класса, рассчитанных на значительно более мощные «Нептуны», «Вихри» и «Приветы».
Другими словами, «Автобот» под 12-сильным «Ветерком» развивает примерно те же скорости, но при заметном снижении расхода горючего. Если поработать над подбором оптимального винта и доводкой мотора, то скоростные, а значит, и экономические возможности сочетания «Автобот» — «Ветерок-12» могут быть еще увеличены. Это можно считать одним из главных достоинств испытываемой лодки.
Конструкторы выбрали остроскулые обводы с постоянным углом килеватости (12,5°) на двух третях длины лодки. Носовые обводы имеют больший угол килеватости, но сделаны достаточно полными для улучшения всхожести на волну. В плане «Автобот» имеет наиболее выгодную для маленьких лодок, приближающуюся к прямоугольной форму.
Принято считать, что для глиссирующих мотолодок удельная нагрузка (отношение полного водоизмещения к используемой мощности) обычно равна 20 кг/л. с. Приблизительно такие же значения имеют показатели «Воронежа», «Южанки-2», «Оби-М»; у более удачных корпусов, таких как «Казанка-5», «Прогресс-4», они находятся в пределах 26 кг/л. с. У «Автобота» удельная нагрузка еще выше — 27 кг/л.с.
При выходе на глиссирование лодка скользит на относительно узком (1110 мм) и коротком (протяженностью около 1/5 длины корпуса) кормовом участке с оптимальным углом дифферента даже тогда, когда два человека сидят на заднем сиденье.
При старте с места «Автобот» не «проваливается» кормой и не задирает нос кверху, как большинство маленьких мотолодок; водителю не приходится непременно передвигаться в нос для облегчения выхода на глиссирование. Слом борта, имеющийся на всей длине корпуса, играет роль как бы второй скулы; он служит своеобразным стартовым устройством в первые секунды движения, помогает при плавании с нагрузкой. Это также одно из положительных качеств «Автобота».
Несколько слов об установке мотора. Стандартную высоту 380 мм, как мы убедились на собственном опыте, стоит увеличить на 60—70 мм (При всём уважении к К.Константинову позволю себе не согласиться с ним. По своему опыту могу сказать, что оптимальная высота транца для "Ветерка" равна 410 ~ 420 мм - прим. автора сайта). Килеватые обводы днища при этом обеспечивают нормальную работу винта и надежное охлаждение на всех режимах движения. В то же время «приподнятый» мотор благодаря уменьшению диффсрентующе-го момента при старте облегчит выход на глиссирование; несколько возрастет и скорость за счет снижения сопротивления подводной части мотора. Меньше опасность того, что мотор зальет волной с кормы, да и общая безопасность лодки с большей высотой транца бесспорно, возрастает.
На протяжении всех лет участия «Автобота» в соревнованиях на приз журнала калининградские водномоторники этим приемом пользовались постоянно. И еще один довод в пользу увеличения высоты транца. При существующей его высоте румпель мотора при поворотах задевает за внутреннюю стенку рецесса, управлять лодкой неудобно.
ЛОДКА НА ВОЛНЕ. С особым нетерпением мы ждали ветреных дней и выхода на волну. Не очень на первый взгляд убедительными казались 12,5° килеватости днища для крутой вуоксинской волны.
Однако выяснилось, что волну высотой до 0,3 м именно благодаря килеватым обводам, можно преодолевать, не снижая газа практически под любыми курсовыми углами. На 0,5 - метровой встречной волне (или под углом 45° к ней) уже приходилось несколько сбрасывать обороты: встречным ветром в лодку заносится брызговая пелена из-под скулы, начинает «роптать» пассажир, сидящий на носовой банке — здесь ощущаются жесткие удары.
Однако мы убедились, что ход под мотором по 0,5-метровой волне, особенно при малой нагрузке — с одним водителем, никакой опасности практически не представляет.
Предел мореходных возможностей этой лодки, по нашим наблюдениям — волна высотой около 0,9 м. О глиссировании в таких условиях говорить уже не приходится; речь идет, разумеется, о плавании в водоизмещающем режиме, возможном в каких-либо аварийных ситуациях.
Благодаря подмоторной нише (кстати, среди автомобильных мотолодок она есть только на «Автоботе») суденышко не заливается с кормы. Резкому погружению транца препятствует имеющийся на нем выступ (в него вставляется закладная доска под струбцины мотора). Даже небольшого подъема бортов в носу (около 50 мм) достаточно, чтобы спасать лодку от заливания встречной волной вплоть до метровой высоты.
Значительный развал бортов и слом на них помогает при ходе вдоль высокой волны, увеличивает остойчивость лодки при резких поворотах или накренениях. А при попутной метровой волне мы даже рисковали глиссировать, конечно, опасаясь обгонять ее гребень.
Какое впечатление осталось у нас от мореходной части испытаний? Если одним словом, то ощущение надежности лодки. «Автобот» остойчив, на нем можно спокойно вставать во весь рост.
Мы намеренно до сих пор не упоминали о паспортном ограничении возможности выхода в плавание. Предельная высота волны, указанная изготовителем, вызывала недоумение — 0,25м. Практически столько же, сколько, например, у одноместной «Малютки» или водного велосипеда! Мореходные качества «Автобота» объективно ставят его в один ряд с такими лодками, как, например, «Бакай» или «Неман-2», для которых предел мореходности указан в 0,5 м.
Если это занижение высоты волны объяснять конструкторской осторожностью, то тогда незачем было делать подмоторную нишу, мощный набор (особенно в носовой секции), выбирать такой сравнительно большой для автомобильной лодки угол килеватости днища. Тогда вся лодка получилась бы другой, уменьшился бы ее вес, упростилась бы конструкция, да и перевозка лодки на багажнике.
В то же время, сами конструкторы говорят (см. № 88): "Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении до 0,5 м". Справедливые слова. Они определенно рассчитывали именно на такую высоту волны. Явное занижение мореходных возможностей «Автобота» в паспорте, а значит, и сужение района плавания мотолодки должно быть объяснено ее изготовителями.
Стоит особо подчеркнуть надежность конструкции. Ни один из сварных швов (при изготовлении корпуса из сплава АМг-5М использована аргоно-дуговая и контактная сварка) не лопнул, не потек. Даже при долгом плавании по волне узлы болтовых соединений по фланцам не ослабевали.
Умелое использование гофров и сломов, выштамповок, позволило конструкторам, как уже говорилось, улучшить мореходные качества лодки, а также при малом весе обеспечить достаточно высокую жесткость корпуса.
По показателю удельного объема (L x B x H) на 1 кг собственного веса) «Автобот» с его 0,0343 куб.м./кг превосходит практически все 4-метровые мотолодки, даже такие «спартанские», как «Южанка-2» (0,0282) или «Воронеж» (0,033).
Если подвести итог моторной части испытаний, то можно сказать, что «союз» «Автобота» и мотора оказался счастливым.
КАКОВ «АВТОБОТ» ПОД ВЕСЛАМИ? Ответ на этот вопрос особенно интересовал, поскольку, за редким исключением, все глиссирующие мотолодки, выпускаемые нашей промышленностью, не приспособлены для длительного плавания под веслами.
Лодка быстро набирает ход, хорошо слушается весел. Центровка при одном гребце несколько смещается в нос (если нет на транце мотора), поэтому корма приподнимается и не тянет за собой воду. Вдвоем с пассажиром ход под веслами заметно тяжелеет.
При размеренной — в расчете на долгий путь — гребле скорость лодки на тихой воде составляет около 5 км/ч. Но при ходе против даже невысокой волны из-за дифферента на нос и полных носовых обводов грести становится тяжело, скорость заметно падает.
Неудачна конструкция весел. Металлические полые внутри весла плохо уравновешены относительно уключин. Выпущенные хотя бы на мгновение из рук весла быстро набирают воды и тонут. Попавшая в весла вода утяжеляет их. Ручки весел не сходятся в ДП более чем на полметра, это не соответствует классическим рекомендациям по проектированию гребных лодок.
При мощных гребках борт с привинченными к нему изнутри подуключинами начинает прогибаться;
здесь обязательно надо поставить какое-то местное подкрепление. А вот материал самой втулки, куда вставляется уключина, выбран очень удачно. Она сделана из капрона, поэтому при заносе весла не чувствуется трения, уключина не скрипит.
Сидеть, а тем более грести на металлической банке неприятно ни в жару, ни в холод. Конструкторы и ее постарались сделать гофрированной. Неудивительно, что часовую прогулку под веслами мы вспоминали обычно дня два.
ОБИТАЕМОСТЬ ЛОДКИ. Признаемся сразу, она нас разочаровала. Не будем говорить, что она значительно хуже, чем у всех других металлических лодок. Просто, чем меньше «жизненное пространство», тем больше человек зависит от его продуманности, от качества отделки.
Если заглянуть в «Автобот» и попытаться представить себе его «среднестатистического» владельца, то невольно перед взором предстает человек в фуфайке, ватных брюках и резиновых сапогах. Внутри лодка имеет сугубо индустриальный и какой-то незавершенный вид: сварные швы нигде не зачищены, секции соединены длинными торчащими болтами. Носовая секция сплошь загромождена высокими флорами и наглухо перекрыта зашивкой объема плавучести, имеющегося под носовой (несъемной) банкой (Редакция испытывала один из первых вариантов «Автобота». Сейчас на носовой секции поперечный набор заменен продольным; банка сделана съемной. Носовой «отсек» приобрел значительно более обитаемый вид.); другими словами, носовая часть лодки оказывается практически необитаемой. Кормовая и средняя банки хотя и сделаны съемными, но из-за металлических ящиков с пенопластом объемы оказываются мертвыми: туда не поставишь бензобак, не положишь удочку. Этими банками общий объем делится на части — дробится, а это для лодки 3,5-метровой длины непростительная роскошь.
Пенопласт, необходимый для обеспечения непотопляемости, можно заставить сослужить добрую службу и с точки зрения обитаемости лодки. Например, закрепить его по периметру лодки — от слома до края борта, закрыть тонкими плитами жесткого пенопласта столь «негостеприимную» поверхность банок. В конце концов, может быть, стоило бы пустить его, предварительно оклеив слоем стеклоткани, на изготовление гладких пайолов: сейчас ходить по металлическому скользкому и килеватому гофрированному днищу с фланцами и торчащими из них болтами просто опасно (особенно босиком!).
В какое бы короткое плавание Вы не выходили, всегда появляется необходимость какие-то мелочи уберечь от брызг, дождя, скапливающейся на днище воды. Никаких рундучков или закрытых отсеков в лодке нет. Особенно остро этот недостаток чувствуют рыболовы!
Кроме единственного отверстия в брештуке, которое заменяет собой обушок, нет ни уток, ни ручек. Переносить лодку неудобно; завести кормовой якорь, ухватиться на волне практически не за что.
Не годятся для этих целей и такие прочные на вид банки: крепятся они к корпусу двумя винтиками М5 через перу изящных скоб, которые после первых же выходов лопнули и оторвались. Заметим, что так ненадежно крепятся к корпусу не просто банки, а банки с блоками плавучести, которые должны при всех обстоятельствах обеспечивать непотопляемость лодки!
Не отличается высоким качеством окраска. Во многих местах краска потрескалась и облупилась, обнажив незагрунтованный металл. Думается, что и сами изготовители косвенно признают этот недостаток: срок гарантии на окраску на 6 месяцев меньше, чем общий гарантийный срок эксплуатации «Автобота» (18 месяцев).
«АВТОБОТ» НА ШОССЕ. Оговоримся сразу: чистого эксперимента с перевозкой лодки на крыше машины у нас не получилось. Конструкторы «Автобота», стремясь уложиться в автомобильный вес (не более 65 кг), пошли по очень оригинальному пути: чтобы избавиться от веса самого автомобильного багажника, они отказались от него вообще, а крепить лодку к крыше автомобиля задумали при помощи специальных штанг. С конструкцией штанг у изготовителей долго что-то не ладилось. Наш «Автобот» попросту их не имел и мы перевозили его, укладывая три секции одна в другую и прикручивая этот пакет веревками к двум легким поперечинам — багажнику на крыше «Волги». Громоздкие сиденья и неразборные весла лодки приходилось брать в салон.
На дороге автомобиль с «Автоботом» на крыше вел себя устойчиво, его не вело; можно было без опасения поддерживать скорость 80-90 км/ч.
За разгрузку лодки, как и ее погрузку, можно браться минимум вдвоем. Одному с этой операцией просто не справиться. На сборку лодки у нас уходило чуть больше часа, на разборку 45—50 мин. Из-за неудобных подходов, сбитой или тронутой ржавчиной резьбы заворачивать или отдавать 26 болтов, на фланцах, лучше пользуясь торцевыми ключами. Мы бы назвали «Автобот» лодкой сезонной сборки: собран в начале навигации — и вози в готовом к спуску на воду виде!
Облегчить эту операцию помогло бы применение, например, болтов из нержавеющей стали с накидными гайками-барашками.
Прокладка между фланцами сделана из мягкой микропористой резины, которая со временем деревенеет; в комплект аптечки стоило бы включать запасные прокладки.
Подытоживая наши очередные редакционные испытания, можно сказать, что конструкторам удалось создать скоростную, мореходную и достаточно надежную автомобильную лодку. Удачный выбор обводов, хорошие весовые показатели заслуживают высокой оценки конструкции. То, что лодка сделана складной — секционной, не вызвало какого-либо ухудшения ее основных качеств и намного упростило хранение и перевозку «Автобота».
Хочется надеяться, что замеченные недостатки, досадные мелочи, которые часто мешают сложиться добрым отношениям капитана и его судна, будут устранены и любители — водномоторники и автомобилисты — получат судно, отвечающее их запросам.