DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Досталось мне по случаю от хорошего человека ветерковское основание МБЭ-1 на тиристорах "самоварах" КУ202Н:

001_4-1.jpg001_4-2.jpg001_4-3.jpg

Так как ничего не бывает вечного, то было решено обновить его посредством переделки на импортные компоненты, благо информации на эту тему в интернете предостаточно. Единственное, вариант такого обновления с сохранением родной платы не устраивал качеством конечного результата, да и время над самой платой также неумолимо, поэтому было решено подойти к процессу обновления несколько иначе - с полной заменой платы и, возможно, проводки. Плату решено было разводить новую с возможностью подключения однополюсной кнопки "стоп". Родился нижеприведенный вариант (на фото он в сравнении с родной платой):

007_w600.jpg

Учитывая, что родные тиристоры КУ202Н и те, на которые планировалась замена (BT151), имеют различные характеристики, был изготовлен небольшой стенд для анализа управляющего сигнала тиристора и дальнейшего подбора делителя.

Первоначально планировалось менять только плату, для удобства обратного впаивания проводов сразу их подписываем, как и провода от конденсаторов в ванночке:

003_600x450.jpg004_600x450.jpg005_600x450.jpg

Принципиальная схема и схема подключения DMBE:

DMBE 102 - w600.jpg014 - Схема подключения DMBE.jpg

Все же решено было идти дальше. Основание было разобрано, отмыто, платка встала как родная:

008_w600.jpg008_w600_002.jpg008_w600_003.jpg

В качестве варианта крепления конденсаторов был изготовлен контейнер:

009_w600_002.jpg009_w600_003.jpg012_w600.jpg

Итоговый результат:

015 - Конечный вариант DMBE.jpg016 - Конечный вариант DMBE.jpg
 
Последнее редактирование:

IGNAT

капитан 2-го ранга
Регистрация
27.01.2013
Сообщения
1 323
Карма
100
Город
Псков
Имя
Константин
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Вихрь-30 3шт. Ветерок-8
Александр, молодец! Плата просто красота, хорошо когда есть возможность изготовить плату на специально предназначенном для этого оборудовании. Продолжай дальше....
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
2 076
Карма
651
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Теперь проточить под подшипники для полного комплекта.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
IGNAT сказал(а):
Александр, молодец! Плата просто красота, хорошо когда есть возможность изготовить плату на специально предназначенном для этого оборудовании. Продолжай дальше....
Костя, спасибо! Возможности по изготовлению плат - как у всех на общих основаниях. С меня только разводка, компоновка и т.д., далее стороннее производство. Да, не дешево, не быстро, но оно того стоит. Хоть и есть опыт самостоятельного изготовления плат, но пайка заводских доставляет иное ощущение как от самого процесса пайки, так и от конечного результата :good:
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Voivano сказал(а):
Теперь проточить под подшипники для полного комплекта.
Володя, речь об этом topic4475.html ? Если да, то пока не решил буду делать или нет - нет в наличии ни токартного станка, ни токаря с правильно заточенными руками. А испортить основание плохим токарем на раз два. Но в уме держу эту идею, спасибо!
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
2 076
Карма
651
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Можно найти, многие уже делали, к ним обратиться. Сейчас на многих производствах, хрен токарю залевачишь, камеры ставят, охрана в цехах, просто так без бумажки не зайдешь в цех. Хотя я на эпоксидке этот сезон полностью откатался, и примерно половину 2016 го лета. В этом году наработка больше 120 часов.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Еще один момент, который не указал - перед впаиванием элементов они прошли измерение своих фактических характеристик. И соответственно элементы в схожих узлах цепи по обоим каналам впаивались исходя из одинаковых параметров (т.е. не просто достали из коробки и впаяли). Это сделано в надежде получить одинаковые углы опережения по обоим каналам.
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
2 076
Карма
651
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
На углы опережения больше влияет состояние магнитной системы: параметры катушек, зазоры между магнитами и сердечниками катушек. Они как правило разные, поэтому обычно нижний цилиндр имеет более низкое напряжение на конденсаторе, но угол немного опережает. При незначительной разнице, на работе мотора это вообще незаметно.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Добавил в первом сообщении дополнительные фотографии с разных ракурсов контейнера для конденсаторов, а также вид основания с надетой крышкой отсека платы.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Также по просьбам выкладываю фото платы с обоих сторон (перенес в первое сообщение).
 

Юрий штиль

капитан-лейтенант
Регистрация
03.05.2013
Сообщения
469
Карма
21
Город
Енисейск
Имя
Юрий
Лодка
Уфимка 22, Смарт SMK-310 LE
Мотор
Ветер 8, Москва М.
А тиристорам радиаторы нужны?
 

bosya

капитан 2-го ранга
Регистрация
02.07.2014
Сообщения
1 325
Карма
127
Город
Украина
Имя
Александр
Лодка
Колибри К-280, Колибри КМ-300, Романтика-2 ->Автобот
Мотор
Прибой->Ветерок-8Э->Ветерок-12 ->>, Fisher 2.5->> Hidea HD3.0FHS, Москва-М, Привет-22
нет. тиристорам радиаторы не нужны.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Самое интересное, что когда проводил сравнение тиристоров на стенде из первого сообщения, то обратил внимание на то, что тиристоры КУ202, стоящие изначально на заводской плате, действительно вели себя как настоящие самовары :) Т.е. даже в обычных условиях ощутимо нагревались. А вот BT151 было все равно.
 

bosya

капитан 2-го ранга
Регистрация
02.07.2014
Сообщения
1 325
Карма
127
Город
Украина
Имя
Александр
Лодка
Колибри К-280, Колибри КМ-300, Романтика-2 ->Автобот
Мотор
Прибой->Ветерок-8Э->Ветерок-12 ->>, Fisher 2.5->> Hidea HD3.0FHS, Москва-М, Привет-22
у КУ202 "плыли" параметры даже от нагрева руками. пригрел корпус паяльником - сопротивление перехода уменьшилось до 100 кОм. чего не наблюдается у ВТ15х
 

ИлиЯ

мичман
Регистрация
08.12.2017
Сообщения
170
Карма
12
Возраст
60
Город
г. Барнаул
Имя
Игорь
Лодка
Фрегат 330
Мотор
Ветерок, Jonhson 9.9
DAASN сказал(а):
.... то был изготовлен небольшой стенд для анализа управляющего сигнала тиристора и дальнейшего подбора делителя ...
Раскрой секрет.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Никакого секрета тут нет - стенд представляет собой часть схемы зажигалки. Питание на управление подается с отдельного блока питания с возможностью регулировки до десяток (уровень напряжения в районе 0.8-1.1В в зависимости от испытуемой модели тиристора). Катод-анод включены в цепь с отдельным питанием и светодиодом для индикации.
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
В первом посте добавил фото платы со стороны конденсаторов - с выводами конденсаторов в плате. Дополнительно еще кембрик на выводы будет надет (на фото без кембрика).
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
654
Карма
87
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
DAASN сказал(а):
....

Так как родные тиристоры КУ202Н и те, на которые планировалась замена (BT151), имеют различные характеристики, то был изготовлен небольшой стенд для анализа управляющего сигнала тиристора и дальнейшего подбора делит...
Здраствуйте!
Есть пара вопррсов
1 Вы тристоры подбирали по парамеирам или сопративление делителя по резисторам для управления тристора?
2 для чего внедрили отдельный диодный мост?
3 почему не применили дополнительное охлождение тристора?
4 как нибуть проробатывали вопрос о борьбе с разным уоз по цилиндрам?
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
1. Тиристоры подбирал по близким параметрам открытия. Далее под эти параметры подбирал делитель. Сопротивления делителя в разных каналах также подбирались с одинаковыми (близкими) параметрами - для идентичности по обоим каналам.
2. Диодного моста там нет, хотя внешне похоже из-за 4-х расположенных рядом диодов. Два из них - на управление по каналам (также подбирались по близкому падению напряжения), а два других - для подключения однополюсной кнопки стоп.
3. Пока не увидел в этом необходимости, кроме того в интернете гуляет много подобных решений также без доп охлаждения, насколько я понял проблем нет.
4. Все аналогичные (симметричные) элементы на плате по 1-му и 2-му каналу подбирались по схожим параметрам. Далее все-равно возникнет дисбаланс и от катушек и от магнитной системы и т.д., но что касается платы, то здесь все, что можно было, то сделано.
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
654
Карма
87
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
Спасибо!
Еще по спрашиваю.
1. Как подбирали резисторы?
Последовательный, по переменому резистору, а каторый паралельный с тристорам как вычислили?
2. Писали " ...те, на которые планировалась замена (BT151)..." по каким то соображениям отказались от них?
3. Чтоб не мучится по подбору деталей, не прикидывали что если зацепить обе катушки на один тристор? При этом привратить зажигание в однокональное.
На этом остановлюсь).
 

Voivano

контр-адмирал
Команда форума
Регистрация
11.08.2016
Сообщения
2 076
Карма
651
Город
Ачинск
Имя
Владимир
Лодка
Таймыр 320 люкс
Мотор
Ветерок 8, Ветерок 12, Yamaha 6E3S (5CSMH)
Александр, вопрос №3 - это тонкий троллинг или серьезное предложение?
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
АлександрВ сказал(а):
Спасибо!
Еще по спрашиваю.
1. Как подбирали резисторы?
Последовательный, по переменому резистору, а каторый паралельный с тристорам как вычислили?
2. Писали " ...те, на которые планировалась замена (BT151)..." по каким то соображениям отказались от них?
3. Чтоб не мучится по подбору деталей, не прикидывали что если зацепить обе катушки на один тристор? При этом привратить зажигание в однокональное.
На этом остановлюсь).
1. Как подбирал? Смотрел схемы включения, читал соответствующую литературу, просматривал другие варианты переделок, рассчитывал используя результаты измерения на стенде из первого сообщения, сравнивал с тем, как это было сделано в оригинальном варианте с КУ202. По этому моменту у меня возникло много вопросов относительно теории и практики. В частности задача шунтирующего сопротивления в данном случае - помехозащищенность (ослабление влияния разброса тока отпирания электрода). В разной литературе рекомендуются различные номиналы, в частности 1кОм и ниже. Но если проводить расчеты, то это значение (на мой взгляд) очень завышено. Чаще всего в схемах включения видел сопротивления 300-360 Ом. По разным расчетам получал и иные - до 100 Ом.

Пошел по иному пути - рассчитал сопротивление, включенное последовательно с диодом на управление, ориентируясь на типовых значениях управляющего тока из даташит и обеспечения дополнительного падения напряжения в сравнении с КУ202 и BT151 (по результатам измерения на стенде из 1-го сообщения). Далее подобрал шунтирующее сопротивление исходя из получения аналогичных результатов в случае с делителем. Далее рассчитал токи через шунт и сравнил с вариантом на КУ202. В общем с разных сторон подходил.

2. На которые планировалось, те и установлены - BT151.

3. Не увидел никаких мучений по подбору деталей - обычный процесс, с которым сталкивается практически любой радиолюбитель, да и схема не сложная, чтобы чего то упрощать, получая никак не плюсы, а только минусы. По большому счету нет смысла абсолютно все детали по разным каналам ставить прямо таки одинаковыми. Этот момент больше касается цепи управления. Но не смог себя заставить не делать этого применительно ко всей схеме :)
 

DAASN

капитан 2-го ранга
Регистрация
12.09.2015
Сообщения
1 355
Карма
102
Город
Новосибирск
Имя
Александр
Лодка
Крым
Мотор
Вихрь 30
Voivano сказал(а):
Александр, вопрос №3 - это тонкий троллинг или серьезное предложение?
Володя, я так понимаю вопрос к АлександрВ ?
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
654
Карма
87
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
Voivano сказал(а):
Александр, вопрос №3 - это тонкий троллинг или серьезное предложение?
Скорее всего " тонкий тролинг". Была такая мысля переделки но она осталась в мыслях!.
Я считаю что два тристора было пременено из за соображений их несовершенства. Другими словами гиелися бы тристор быстрее, ищмянял бы параметры искрообразования, а в следствие увеличеной самоиндукции в два раза вобше бы горел. Сейчас же тристоря по мощьнее и щашиту так же можно сделать.
 

АлександрВ

капитан 3-го ранга
Регистрация
19.04.2016
Сообщения
654
Карма
87
Город
п.Туртас
Имя
sana
Лодка
казанка
Мотор
Вихрь 30, Ветерок 8Э
DAASN сказал(а):
В частности задача шунтирующего сопротивления в данном случае - помехозащищенность (ослабление влияния разброса тока отпирания электрода). В разной литературе рекомендуются различные номиналы, в частности 1кОм и ниже. Но если проводить расчеты, то это значение (на мой взгляд) очень завышено. Чаще всего в схемах включения видел сопротивления 300-360 Ом. По разным расчетам получал и иные - до 100 Ом.
Так же встречал рекомендации про 1кОм, но неодин производитель систем CDI не применяет резисторы с подрбным наминалом.
Лично я считаю что резисторный делитель должен подбиратся по параметрам магнето ( катушка + магнит), тоесть для каждого мотора в отдельности. Конешно есть некий +- отклонения данных параметров и имено в этот промежуток укладывается производитель. От того и получается мотор как часики работает у другого подтравливает. Ладно ушел от вопроса.
Мене очень интересно суть процеса подбора резистора, можно ссылочку на литературу или книжку?
Да, Всех с Наступающим новым Годом!!!
 
Вверх Снизу