shalagin сказал(а):
Фанерные МК-29. Фото 60-х годов
Добавлю фоток
Статья Э. Э. Клосса про МК-29 из журнала "Катера и яхты" 1963 года №1.
Катер «МК-29» отличается хорошими ходовыми качествами при глиссировании, простой конструкцией и несложной технологией изготовления. Назначение катера самое широкое: для тренировок и соревнований, буксировки спортсменов на водяных лыжах, для водного туризма, охоты, рыболовства и различных хозяйственных целей. Катер рассчитан на плавание по внутренним водным путям, водохранилищам и озерам при волне до двух баллов.
Длина наибольшая, м.....................4,06
Ширина наибольшая, м..................1,49
Высота борта, м:
в носу.........................................0,65
в корме.......................................0,44
Осадка наибольшая, м....................0,15
Вес корпуса порожнем, кг................70
Пассажировместимость, чел............4
Максимальная скорость, км/час:
с одним подвесным мотором «Москва».........30
с двумя подвесными моторами «Москва»......45
Набор корпуса катера изготовляется из сосны или ели, а обшивка — из фанеры толщиной 4 мм (желательно водоупорной марок БП-1, БС-1, ФСФ или строительной со специальной пропиткой перед покраской).
Носовая часть катера закрыта палубой, а по бортам идет узкая опалубка. Кокпит обрамлен изнутри комингсами — планками из 8-миллиметровой фанеры. В кокпите установлены диван на 2—3 места и два кормовых сиденья. При многодневных походах носовой диван складывается и убирается на время ночлега под носовую палубу. На случай дождливой погоды можно установить легкий тент.
Днище катера закрыто сланями из сосновых планок.
Для предохранения обшивки катера от ударов и истирания установлены буртики, привальные брусья, а на днище — фальшкиль, который, помимо этого, необходим еще для улучшения маневренных качеств.
На форштевне обшивка закрыта водорезом и носовой оковкой. Для вытаскивания катера на берег на носу предусмотрен алюминиевый рым; для швартовки на полубимсах шп. 6 установлены две алюминиевые утки.
Для постройки катера необходимо заготовить следующие материалы (размеры в мм):
1. Планки для шпангоутов сечением 18 X 45.
2. Планки для трех бимсов — 18 X 80 X 1500.
3. Планки для четырех временных распорок — 18 X 45 X 1500.
4. Семь тонких планок для склейки форштевня—5 X 50 X 2000.
5. Три планки для склейки водореза — 5 X 30 X 2000.
6. Киль —20 X 50 X 3100.
7. Фальшкиль — 15 X 30 X 3000.
8. Четыре стрингера для борта и скулы — 20 X 20 X 4500.
9. Шесть стрингеров промежуточных—12 X 26 X 4500.
10. Два буртика —10 X 15 X 4500.
11. Два привальных бруса — 25 X 30 X 1500.
12. Мидельвейс — 20 X 30 X 1500.
13. Петь фанерных полос для комингса — 8 X 80 X 1500.
14. Семь листов фанеры для обшивки — 4 X 1500 X 1500.
15. Девятнадцать реек для рыбин еланей — 18 X 30 X 3200.
16. Полтора листа фанеры для сидений — 8 X 1500 X 1500.
17. Несколько вспомогательных реек и планок для подкреплений.
18. Обрезки фанеры для книц шпангоутов — 4 X 120 X 120.
19. Клей казеиновый — 2,5 кг.
20. Гвозди для обшивки и шпангоутов — 1,6X35 — 2 кг.
21. Гвозди для заделки стыков обшивки — 1,4 X 20 — 0,5 кг.
22. Шурупы для крепления шпангоутов к килю — 4 X 50 — 0,5 кг.
23. Шурупы для крепления стрингеров и обшивки на форштевне и транце — 3,5X35 — 1 кг.
24. Шпаклевка ЛШ-1 или самодельная маслянолаковая — 1 кг.
25. Белая пентафталевая краска для бортов — 5 кг.
26. Зеленая пентафталевая краска для днища — 5 кг.
Постройку катера рекомендуется начинать с изготовления шпангоутов. На плазе вычерчивается сначала наружный контур шпангоута, а затем, отступя на 45 мм, — внутренний. Выпуклые бимсы шп. 1 и 2 вычерчивают по трем точкам с помощью изогнутой рейки. У остальных шпангоутов (кроме транца) вместо бимсов имеются только полубимсы и временные распорки. Распорки прибивают точно на высоте 400 мм и на них также отмечается диаметральная плоскость (ДП). Нижние ветви — флортимберсы — шп. 1 имеют выпуклость, которая обеспечивает плавную укладку фанерной обшивки. Стрелка выпуклости равна 7 мм.
Каждая точно подогнанная ветвь шпангоута временно прибивается к плазу двумя тонкими гвоздями. Кницы ставят сначала только с одной стороны шпангоута; при этом гвозди забивают на половину длины. Затем шпангоут снимают; под него под-кладывают остальные кницы и гвозди забивают насквозь. Вышедшие наружу концы гвоздей длиной более 5 мм необходимо укоротить и затем загнуть на наковальне или тяжелой болванке. Гвозди нельзя забивать близко к торцам ветвей, так как там будут вырезы для стрингеров и киля. Кроме того, у носовых шпангоутов забиваемые гвозди должны отстоять от наружных кромок не ближе чем на 12—15 мм, потому что эти шпангоуты перед установкой обшивки катера будут малковаться — подправляться рубанком.
Транец имеет широкий подмоторный бимс (шириной 110 мм), три стойки сечением 18X30, скрепленные с ним фанерными косынками, и накладку на бимсе со стороны кокпита катера.
Для склейки форштевня делается простое приспособление — по наружному контуру его, размеченному на листе фанеры или на деревянном полу, набивают бруски. На его скругленной части бруски должны быть короткими (100—120 мм). Семь планок сечением 5X50 смазывают клеем и зажимают в таком «шаблоне» струбцинами. При очень сухом лесе наружную планку во избежание поломки можно намочить водой.
Сборка катера производится на стапеле — доске размером около 40X200X4500 мм. Доска должна быть закреплена на козлах на ребро. На стапеле по теоретическому чертежу размечаются шпации.
С целью повышения гидродинамического качества и обеспечения нормального ходового дифферента днище катера имеет в последней (кормовой) шпации плавный отгиб вниз на 8 мм от основной линии. Для образования этого отгиба стапель в районе кормы состругивают.
Сборка на стапеле начинается со склейки на ус форштевня с килем. «Ус» должен быть длиной не менее 200 мм. Пока сохнет склейка, подгоняют по килю вырезы в шпангоутах. Носовые шпангоуты, начиная от шп. 4, при установке сдвигают на свою толщину от линии разметки в сторону носа, а кормовые шпангоуты, в том числе и транец, — в сторону кормы. Это необходимо сделать для того, чтобы при малковке не отступить от размеров теоретического чертежа. Каждый шпангоут приворачивают к килю двумя шурупами 4X50. Шляпки шурупов должны быть утоплены для последующей малков-ки киля. Нулевой шпангоут — шп. 0 — крепят на форштевне одним шурупом 4X50 сквозь кницу. Шп. 1 у киля имеет заполнитель между кницами, в который входят концы шурупов. Отверстия под шурупы желательно засверливать во избежание растрескивания шпангоутов.
Киль со шпангоутами крепят на стапеле шурупами 4X50 возле каждого шпангоута.
1—3 — обшивка борта d = 4;
4—6 — настил палубы d = 4;
7—9 — обшивка днища d = 4;
10 — соединительная планка 4 X 60;
11 — банка 8 X 420 X 1100;
12 — комингс кокпита 8 X 80;
13 — привальный брус 25 X 30;
14 — елани;
15 — бобышка волноотбойника;
16 — подбивочная рейка 20 x 20;
17 — фальшкиль;
IS — гвозди 1,4 X 20;
19 — подбивочная рейка 20 x 20;
20 — задняя стойка сиденья
21 — передняя стойка сиденья d — 4;
22 — волноотбойник;
23 — бобышка 30 X 40 X 70;
24 — буртнк 10 X 15;
25 — рым носовой;
26 — утка;
27 — носовое сиденье;
28 — гвозди 1,6 X 35;
29 — заполнитель 25 X 150 X 150;
30 — шурупы 3 X 35;
31 — оковка 2 X 20.
Вырезы в шпангоутах для стрингеров размечают с помощью шаблончиков из тонкой жести. На форштевне стрингеры срезают на ус и крепят каждый одним шурупом. Бортовые стрингеры дополнительно скрепляют между собой и с форштевнем брештуком — уголком из доски δ = 20 мм. Форма брештука размечается по притянутым к форштевню стрингерам.
После установки стрингеров приступают к малковке набора с бортов. Рубанком состругивают по форме обводов шпангоуты и стрингеры, а также форштевень до высоты скулы. Нижняя часть его и днище можно малковать только после установки бортовой обшивки и снятия набора со стапеля. Форштевень должен быть заострен рубанком так, чтобы его наружная толщина равнялась 20 мм (это необходимо для крепления на нем водореза).
Обшивку начинают ставить от транца. Она крепится на казеиновом клее и гвоздями взагиб. Гвозди рекомендуется забивать в шахматном порядке с шагом 30 мм. Для лучшей герметичности транца гвозди по его ветвям забивают в два ряда.
Обшивка бортов ведется аналогичным способом. На транце и форштевне она подкрепляется шурупами через один гвоздь. В районе носа на скуловых стрингерах кромки обшивки подгоняют так, чтобы они пришлись по середине ширины стрингера, поскольку обшивка борта будет стыковаться с обшивкой днища (до шп. 1). Следует иметь в виду, что скуловые стрингеры будут малковаться, поэтому шляпки гвоздей должны быть выше линии малковки. Листы бортовой обшивки размечают по месту. Стыки их делают между шпангоутами и закрывают полосами фанеры 4X60, прибивая двумя рядами гвоздей 1,2X20. Стыковые подкладки ставят после окончания обшивки бортов на клею от стрингера до стрингера. По окончании заделки стыков корпус можно снять со стапеля.
Работа над днищем начинается с установки четырех днищевых стрингеров, которые делят ветви днища на равные части. До форштевня их тянуть не обязательно и можно срезать, не доводя до захода до него на 50—100 мм. Это намного упрощает работу.
Малковку днища проверяют так же, как и борта, линейкой или прямой планкой.
Обшивку днища рекомендуется начинать с носа. На скуловых стрингерах она должна быть точно состыкована с обшивкой борта, примерно до шп. 1. Гвозди забивают ближе к кромке киля (отступая от ДП), чтобы можно было сострогать обшивку на плоскость шириной 30 мм для установки фальшкиля. На форштевне обшивку застругивают и торец ее закрывают водорезом. Фальшкиль и водорез устанавливают следующим образом: планки водореза временно сбивают двумя тонкими гвоздями. Водорез накладывают на фальшкиль и состругивают их на ус. Фальшкиль клеем и шурупами закрепляют на корпусе так, чтобы ус водореза смотрел «по ходу» в корму. Затем устанавливают водорез.
Для подкрепления палубы по полубимсам устанавливают два палубных стрингера, в носу — карленгсы и в середине (по ДП) — мидельвейс сечением 20 X 30.
Обшивка носовой части палубы делается из двух листов со стыком на мидельвейсе. Длины стандартного листа фанеры хватает от конца форштевня до скругления кокпита. Кромки палубы состругивают, после чего можно установить комингс, буртики снаружи бортов и привальные брусья. Привальный брус крепят шурупами 4X50 изнутри корпуса сквозь бортовой промежуточный стрингер. На палубе впереди кокпита рекомендуется установить ветровое стекло или волноотбойник, препятствующий заливанию кокпита.
Закончив постройку корпуса, можно приступить к изготовлению сидений. Кормовые сиденья размером 440X1100 вырезают из 8-миллиметровой фанеры. Они устанавливаются на фанерных подпорках, подшитых рейками, но крепить их окончательно лучше после покраски катера. У транца сиденья опирают на рейки. Съемный носовой диван имеет сиденье размером 450 X1265 и спинку 400 X1160 мм; он крепится у бортов на две подставки из доски толщиной 15 мм, которые ложатся на шп. 3 и 4. Кроме того, предусмотрена средняя съемная стойка из 8-миллиметровой фанеры, которая опирается на киль. Спинка дивана упирается в две бобышки у комингса и рейку, подшитую на верхней стороне сиденья. Для большей жесткости ее верхняя кромка подшита рейкой сечением 20X20.
Катер «МК-29» снабжается лопастными веслами типа гребок, простыми в изготовлении и не требующими установки уключин.
Швартовные утки и носовой рым желательно отлить из алюминия. Утки следует крепить на двух шпильках каждую за полубимс шп. 6, для чего кницы его должны быть подрезаны.
Носовой рым крепится к форштевню и мидельвейсу шурупами. Носовую оковку можно сделать из полосы алюминия или латуни толщиной 2 мм. Пропускать ее вдоль всего форштевня не обязательно, достаточно защищать ею только водорез и стык его с фальшкилем. Оковку нужно ставить на краску, закрепляя шурупами с потайной головкой.
Окраска катера может быть произведена только масляной или пентафталевой краской. Другие покрытия, как показывает практика эксплуатации фанерных судов, желаемого результата не дают.
Рекомендованные два цвета красок — белый и зеленый — позволяют красиво их сочетать в следующих комбинациях: днище до скулы — зеленое; борт до буртика — белый; палуба с добавкой белил в зеленую — светло-зеленая; днище внутри катера— зеленое; борта внутри—белые; рыбины и сиденья — светло-зеленые; комингс — зеленый.
В заключение необходимо напомнить, что при использовании на катере двух моторов управление можно осуществлять с помощью одного из них, закрепив второй неподвижно.
Добавлю статью-заметку про МК-29 в журнале "За рулем" 1961 года № 10