реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
Поводом для создания этой темы послужило отклонение наружного диаметра совершенно нового подшипника №205 на 0,02мм: микрометр показал размер д.51,98мм, вместо д.52,00мм При конструировании узла необходимо знать, с каким натягов подшипник (или втулка) должна сидеть на валу (или с каким зазором, зависимости от номинального диаметра, передаваемой мощности и т. д. (очень много факторов) В советские времена не было необходимости проводить измерения подшипников, чтобы узнать фактический диаметр (достаточно взять справочник и посмотреть номинал). Современные подшипники частенько неизвестого происхождения. В машиностроении отклонение для номинала, например, для д.50мм (или еще меньше) 0,02мм это очень много. Может получится так, что вместо напряженной неподвижной посадки, может получится скользящая, т.е. подвижная. За рубежом в машиностороении при проектировании узлов есть понятие "установочный зазор или натяг". Например, если вал под подшипник сделать толще, то подшипник бысто выйдет из строя или лопнет обойма еще при сборке. Если прослабить, то он будет слабо сидеть на валу и у вала быстро разобъет посадочное место. Подшипник-это стандартная деталь, строго определенных ГОСТом размеров, изготовленных на сверхточном оборудовании. Поэтому при конструировании вала, на который будет насажен подшипник, используют посадки, предусмотренные системой отверстия, так как отверстие уже готовое и должно быть четко одинаковое для всех подшипников этого номера, независимо где и кем этот подшипник изготовлен (допуск есть, но он в микронах, то есть уже не в сотых, а в тысячных долях мм). То же самое и при изготовлении отверстия для подшипника. Но здесь уже есть готовый вал (то есть наружный диаметр подшипника берется за основу). Поэтому при изготовлении отверстия, куда будет запрессован подшипник, применяют посадки, предусмотренные системой вала.
 

ilyich

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.12.2010
Сообщения
2 979
Карма
254
Возраст
59
Город
Волгоград
Имя
Александр
Лодка
Южанка-2
Мотор
Мерк 30 2Т,Yamaha F40BET
Михаил,, ++ за создание темы, сам столкнулся с явлением "просаженных" посадочных размеров...

Оказалось в современном мире всё гораздо прощще :yes: :)

PERMATEX 20297 по поиску или аналоги..... Химия -- великая весчь :good:
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
Теперь о подборе подшипников и люфте шариков. Возьмем два совершенно новых подшипника одного номера. Они одинаковые только с виду. А когда попробуешь пошевелить внутреннюю обойму относительно наружной, то у одного приличный люфт, а у другого крутится плотно совершенно без ощутимого люфта. Обыватель сразу скажет: бракоделы. Однако и тот и другой подшипники без брака, но у них разное назначение. Причину я уже несколько раз объяснял в других темах. Здесь более подробно. При запрессовке подшипника с прослабленными шариками на стальной вал (при соблюдении допусков на изготовление вала) внутрення обойма растягивается и частично выбирает люфт шариков: внутренняя обойма уже не болтается. Этот подшипник будет работать. Если же на такой вал установить подшипник, у которого нет люфта шариков, он подклинит, будет греться и быстро выйдет из строя. То же самое происходит и при запрессовке наружной обоймы в стальной корпус. Он не растягивается, поэтому наружная обойма тоже может сжатся, но только слегка, но внутренние напряжения большие. Поэтому могут появится микротрещины (со временем): я в своей практике встречал такое на производстве. Особенно это касается мелких подшипников, у которых обойма с тонкими стенками. При запрессовке подшипника в алюминиевый сплав (или другой мягкий) обойма не сжимается. Поэтому при монтаже подшипников на вал по скользящей посадке необходимо применить подшипник без видимого люфта.
 

ilyich

капитан 1-го ранга
Регистрация
14.12.2010
Сообщения
2 979
Карма
254
Возраст
59
Город
Волгоград
Имя
Александр
Лодка
Южанка-2
Мотор
Мерк 30 2Т,Yamaha F40BET
Сань -- вообще-то заявлено как профессиональная серия :yes:

У меня в заказе, буду шкив прослабленный на виброплите ставить.. Народ на каком-то снегоходском форуме пишет без нагрева снимать -- голяк :yes:
 

Саня С

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.03.2012
Сообщения
3 266
Карма
119
Возраст
47
Город
Краснодар
Имя
Саня
Лодка
Badger Duck Line 300 AL
Мотор
Merkury 8М
ilyich сказал(а):
Сань -- вообще-то заявлено как профессиональная серия :yes:

У меня в заказе, буду шкив прослабленный на виброплите ставить.. Народ на каком-то снегоходском форуме пишет без нагрева снимать -- голяк :yes:
Понял
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
Теперь ответ на вопрос (уже который раз) почему нельзя прессовать на вихревский коленвал подшипники, как на верхнюю, так и на нижнюю шейку. Самая основная причина (а их четыре, со временем напишу. А если кто опередит, буду рад), чтобы не было односторонней выработки в беговой дорожке обоих обойм из-за неравномерной нагрузки на них. Но это совершенно не значит, что завод делая зазор в 0,02-0,03мм поступает правильно. Достаточно и 0,008-0,010мм, чтобы обойма не вращалаь на шейке, а со временем слегка проворачивалась, предотвращая, тем самым, односторонюю выработку ручья.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
Вторая причина заключается в том, что если подшипник будет запрессован на шейку вала, то при демонтаже прийдется греть картер в сборе, чтобы снять крышку. Иначе крышка снимется, оставив подшипники на валу. Особо это касается верхней крышке, так как снимется слой алюминия и стальная обойма сальника начнет пропускать топливную смесь к магдино. А для кулачкового это не хорошие последствия. Греть крышку картера и проще, и без последствий.
 

Лёшик

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.01.2014
Сообщения
2 356
Карма
326
Возраст
54
Город
Киев
Имя
Алексей
Лодка
прогресс-4 надувашка Навигатор ЛП-300
Мотор
вихрь30,20 Ямаха-2
реф-мех сказал(а):
Вторая причина заключается в том, что если подшипник будет запрессован на шейку вала, то при демонтаже прийдется греть картер в сборе, чтобы снять крышку. Иначе крышка снимется, оставив подшипники на валу. Особо это касается верхней крышке, так как снимется слой алюминия и стальная обойма сальника начнет пропускать топливную смесь к магдино. А для кулачкового это не хорошие последствия. Греть крышку картера и проще, и без последствий.
Если натяг по наружной обоиме больше то подшипник останется на месте т.е. в корпусе картера.
Если натяг больше по внутренней обоиме то подшипник останется на КВ и будет вырван из картера.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
сидько сказал(а):
Если натяг по наружной обоиме больше то подшипник останется на месте т.е. в корпусе картера.
Если натяг больше по внутренней обоиме то подшипник останется на КВ и будет вырван из картера.
Из алюминия легче вырвать, хотя бы потому, что он мягкий. А если вырвет, а вырвет обязательно..... Лучше перестраховаться.
 

Пират

мичман
Регистрация
20.07.2013
Сообщения
161
Карма
7
Имя
Саня
Лодка
Казанка 5
Мотор
Вихри...
Миша,вот ты пишешь про допуски и посадки (я учился в своё время на это дело),про погрешности в изготовлении,а какие допуски должны быть не обозначил,если есть справочник посмотри всем будет интересно. И как микрометром ты измерил внутреннюю обойму подшипника?
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
Пират сказал(а):
Миша,вот ты пишешь про допуски и посадки (я учился в своё время на это дело),про погрешности в изготовлении,а какие допуски должны быть не обозначил,если есть справочник посмотри всем будет интересно. И как микрометром ты измерил внутреннюю обойму подшипника?
Если взять скользящую посадку на д.52мм по 2 классу точности в системе отверстия, то допуск на изготовление отверстия будет такой: нижнее отклонение от номинала 0,00мм, верхнее +0,03мм. Отклонение сопрягаемого вала: нижнее 0,00мм, верхнее -0,02мм. То есть, если изготовить по нижним отклонениям и вал и отверстие, то будет мера на меру, т.е. без зазора и без натяга (если не учитывать микроны). А если изготовить по верхним отклонениям, то будет зазор 0,05мм. Поэтому и расчитывают, какой должен быть установочный зазор с учетом нагрева, масляного зазора и т.д. Допустим зазор 0,02мм (завод берет этот размер). Ну,а если обозничить на чертеже, то будет так: для отверстия д.52А или вместо "А" +0,03, и 0. Для вала д.52С, или вместо "С" -0,02, и 0. На сборочном чертеже будет так д.52 С/А, величины А и С справочный данные. Вообще это наука нужна для производственников (конструкторов, технологов, рабочих-станочников, слесарей сборщиков). За рубежом стараютя собирать по установочному размеру: надо сделать зазор 0,02мм, они делают такой.
Чтобы микрометром измерить внутренний размер, я беру штангенциркуль большой, с точностью измерения 0,05мм. Его толстыми губками замеряю отверстие, двигая губки передвижным колесиком-гайкой, фиксирую размер обоими винтами. Затем измеряю его губки микрометром нужного номера (в данном случае микрометр с пределами измерения 50-75мм). То есть переношу данные штангенциркуля на микрометр. Так делают все токари, если нет микронутромера.
 

Пират

мичман
Регистрация
20.07.2013
Сообщения
161
Карма
7
Имя
Саня
Лодка
Казанка 5
Мотор
Вихри...
реф-мех сказал(а):
Пират сказал(а):
Миша,вот ты пишешь про допуски и посадки (я учился в своё время на это дело),про погрешности в изготовлении,а какие допуски должны быть не обозначил,если есть справочник посмотри всем будет интересно. И как микрометром ты измерил внутреннюю обойму подшипника?
Если взять скользящую посадку на д.52мм по 2 классу точности в системе отверстия, то допуск на изготовление отверстия будет такой: нижнее отклонение от номинала 0,00мм, верхнее +0,03мм. Отклонение сопрягаемого вала: нижнее 0,00мм, верхнее -0,02мм. То есть, если изготовить по нижним отклонениям и вал и отверстие, то будет мера на меру, т.е. без зазора и без натяга (если не учитывать микроны). А если изготовить по верхним отклонениям, то будет зазор 0,05мм. Поэтому и расчитывают, какой должен быть установочный зазор с учетом нагрева, масляного зазора и т.д. Допустим зазор 0,02мм (завод берет этот размер). Ну,а если обозничить на чертеже, то будет так: для отверстия д.52А или вместо "А" +0,03, и 0. Для вала д.52С, или вместо "С" -0,02, и 0. На сборочном чертеже будет так д.52 С/А, величины А и С справочный данные. Вообще это наука нужна для производственников (конструкторов, технологов, рабочих-станочников, слесарей сборщиков). За рубежом стараютя собирать по установочному размеру: надо сделать зазор 0,02мм, они делают такой.
Чтобы микрометром измерить внутренний размер, я беру штангенциркуль большой, с точностью измерения 0,05мм. Его толстыми губками замеряю отверстие, двигая губки передвижным колесиком-гайкой, фиксирую размер обоими винтами. Затем измеряю его губки микрометром нужного номера (в данном случае микрометр с пределами измерения 50-75мм). То есть переношу данные штангенциркуля на микрометр. Так делают все токари, если нет микронутромера.
 

Пират

мичман
Регистрация
20.07.2013
Сообщения
161
Карма
7
Имя
Саня
Лодка
Казанка 5
Мотор
Вихри...
реф-мех сказал(а):
Чтобы микрометром измерить внутренний размер, я беру штангенциркуль
вот по этому я и спросил,что не понял как ты смог измерить микрометром.Надо было написать измерительным инструментом в микрометрах. Тогда какие предложения по поводу таких подшипников? Если учесть что нормальных не найти,не будешь ведь в магазине каждый проверять измерительным инструментом
 

Лёшик

капитан 1-го ранга
Регистрация
08.01.2014
Сообщения
2 356
Карма
326
Возраст
54
Город
Киев
Имя
Алексей
Лодка
прогресс-4 надувашка Навигатор ЛП-300
Мотор
вихрь30,20 Ямаха-2
Пират сказал(а):
реф-мех сказал(а):
Чтобы микрометром измерить внутренний размер, я беру штангенциркуль
вот по этому я и спросил,что не понял как ты смог измерить микрометром.Надо было написать измерительным инструментом в микрометрах. Тогда какие предложения по поводу таких подшипников? Если учесть что нормальных не найти,не будешь ведь в магазине каждый проверять измерительным инструментом
Замер в магазине обязателен!
 

Дока

ст. матрос
Регистрация
08.02.2014
Сообщения
39
Карма
2
Город
Архангельск
Лодка
Прогресс 4
Мотор
Yamaxa F50AETL
Это сложная тема.Тут всё до сотых долей.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
сидько сказал(а):
Пират сказал(а):
реф-мех сказал(а):
Если учесть что нормальных не найти,не будешь ведь в магазине каждый проверять измерительным инструментом
Замер в магазине обязателен!
Я когда-то в конце 70-х собрался покупать в магазине "Спорттовары" коленвал для Вихря. Взял с собой микрометр. И такое намерил..... Из нескольких КВ выбрал один и все равно до идеала далек. На меня продавец и покупатели смотрели широко раскрытыми глазами. Если бы я еще и твердость промерил на прессе Роквелла....Возможность такая была всегда. Твердость маховика мерил. Алмаз полез в металл, как горячий нож в масло сливочное. Сделали замер на прессе Брюнеля. Отпечаток шарика был большой: по таблице определили НВ=210 ед., что соответствует совершенно сырой конструкционной стали ст15. А обязаны были делать хотя бы из стали 45 и ступицу закалить. Тогда бы конус не растягивался бы. Но подшипники тогда мерить было совершенно не обязательно: на всех отклонение было в тысячных долях мм, как и положено. :)
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
841
Карма
79
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.
Если учесть что нормальных не найти,не будешь ведь в магазине каждый проверять измерительным инструментом
Замер в магазине обязателен!
Даже если перемерить в магазине тысячу или две тысячи подшипников сильно сомневаюсь что можно будет обнаружить какую либо разницу в их размерах,иначе грош цена такому подшипниковому производству. Единственый критерий выбора-брать подшипники нормального производителя и соответствуюшего класса точности и они будут работать .
Отклонения размеров как пишет Михаил конечно есть но их можно обнаружить только в условиях лаборатории,приборами гораздо более точными чем штангенциркуль или микрометр.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
MotorHead сказал(а):
Отклонения размеров как пишет Михаил конечно есть но их можно обнаружить только в условиях лаборатории,приборами гораздо более точными чем штангенциркуль или микрометр.
Микрометр- это точный прибор. Им прекрасно можно замерить с точностью до 5 микрон (серединка между делениями, обозначающих сотые доли мм). Нужны профессиональные навыки.
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
841
Карма
79
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
MotorHead сказал(а):
Микрометр- это точный прибор. Им прекрасно можно замерить с точностью до 5 микрон
Нужны профессиональные навыки.
Тридцать лет упорных тренировок сильно помогает в приобретении таких навыков :D
Да нет, я как-то в течение очень коротково времени научился пользоваться всеми видами измерительного инструмента. И сверло правильно заточить для обработки разных материалов. И не только сверло. Главное-это желание чему-то научиться. ;)
 

Пират

мичман
Регистрация
20.07.2013
Сообщения
161
Карма
7
Имя
Саня
Лодка
Казанка 5
Мотор
Вихри...
Да микрометр хорошая вещь,у меня микрометр 1982 года сделаный в Америке хорошо работает,но подшипники как то не догадывался измерять,ИМХО это всё мелочи если учесть то, что вал не идеален и гнездо под подшипник уже в какой-то степени разбито. Разбирал редуктор, менял сальники,специально новую вал-шестерню опробовал поставить на старый подшипник,так вот вал-шестерня на подшипнике не держалась и при вращении проворачивалась,а старый подшипник хоть и был весь в литоле ни в какую не проворачивался,если учитывать что там допуск на тепловое расширение вала,то как мне показалось оно слишком велико,измерительных инструментов с собой не было,поэтому новую вал-шестерню не измерил,как придёт новый подшипник измерю все размеры новых деталей и выложу в этой теме, если ты Михаил не против.
 

реф-мех

капитан 1-го ранга
Регистрация
16.01.2012
Сообщения
4 466
Карма
143
Возраст
77
Город
Мариуполь
Имя
Михаил
Лодка
Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270
Мотор
Вихрь-30, Вихрь-45
Пират сказал(а):
Да микрометр хорошая вещь,у меня микрометр 1982 года сделаный в Америке хорошо работает,но подшипники как то не догадывался измерять
Я не встречал универсального микрометра на все размеры. Наверное потому, что их в природе не существует. Поэтому те, кто занимается изготовлением точных деталей имеет набор микрометров. Первые микрометры 12 штук идут с интервалом измерения 25мм: 0-25, 25-50, 50-75,75-100.......275-300. Затем через 100мм: 300-400, 400-500....и т.д. http://www.gosthelp.ru/text/gost650790m ... texni.html Если сама измеряемая деталь, жестко не зажата, то для того, чтобы было легко работать микрометром, его необходимо жестко зажать за скобу в тиссы. Естественно, подложив в губки тиссов еще одни губки из чего либо мягкого. Например, картон, чтобы не портить скобу микрометра. У меня в наличии 3 микрометра от 0 до 75мм. был когда-то и 75-100, но его уже много лет нет, куда исчез не помню, возможно, как книгу, "зачитали". Был микрометр 0-25 для измерения резьбы: его исползуют токари для контроля при изготовлении метчиком и резьбовых калибров. Я его подарил в организацию, где работал еще до флота. Подарил вместе с микроштихмассом (наборной с пределом измерения от 175мм до 1,5 метра). :)
 

Пират

мичман
Регистрация
20.07.2013
Сообщения
161
Карма
7
Имя
Саня
Лодка
Казанка 5
Мотор
Вихри...
У меня микрометр со шкалой до 25,самый маленький,измеряю им проволоку в основном,но для замера внутренней обобоймы подшипников и валов для измерения деталей вихря вполне хватит,наружный размер подшипника я думаю нет смысла измерять микрометром,для этого есть штангенциркуль,так как запресовка подшипников в мягком металле и всегда с натягом. По наружному диаметру подшипник не должен проворачиваться,даже если заклинит должен проскальзывать на валу,для этого и делается зазор на тепловое расширение.
 

neherta

капитан 1-го ранга
Регистрация
13.12.2013
Сообщения
2 628
Карма
80
Город
Костромская обл.
Имя
Николай
Лодка
ОКА 4
Мотор
ХОНДА20
Пират сказал(а):
По наружному диаметру подшипник не должен проворачиваться,даже если заклинит должен проскальзывать на валу,для этого и делается зазор на тепловое расширение.
Вот тут вы не правы!!! Либо забыли,либо плохо изучали предмет "Датали машин" Все зависит от места места установки и нагрузок. Одни посадки на валу двигателя и совершенно противоположные в ступице колеса например. Имею в виду вал-отверстие. И автору первого поста тоже рекомендую прежде чем писать почитать хоть чуть чуть вышеназванный предмет. А то как то стыдно за наше образование-вроде умными словами пишет, а такую.........
 
Вверх Снизу