Здравствуйте уважаемые SERG и все "моторщики", с Новым годом!!
Братцы, нет ли у кого принципиальной электрической схемы 4-хтактных моторов Ямаха нового ряда - F15CEHS(F20BES), которые отличаются от ряда F15A!?
Спасибо за труды, SERG! Приведённую Вами статью о ТХ-193, как и о множестве других любительских схем в этой теме, изучал уже давно. Летом купил тахометр за 620 руб. и пытался подключать его к Yamaha F15CEHS четырёхтактной. Не заработал. Снял осциллограммы ( С1-65А, 50 МГц, 15 пФ) с первичной обмотки катушки зажигания (КЗ) в режиме близком к холостому ходу (около 1500 об\мин) и удивился - напряжение в пике импульса не превышало 30-50 вольт (точнее определить очень трудно из-за краткости этой части), а в "полочке" импульса было всего лишь 10-15 вольт при длительности порядка 0,7-1,0 мсек. Причём период следования первых двух импульсов, как я полагаю всё же, "импульсов зажигания", по линии временной развёртки осциллографа составлял именно 35-40 мсек (1\40 мсек=25 Гц или 25 имп.в сек.;а в мин.- это как раз 1500 импульсов). Т.е. у этого двухцилиндрового четырёхтактника, похоже, системой зажигания формировалось на входе КЗ по одному импульсу для каждого полуоборота коленвала, т.е. по два импульса на оборот, что как раз соответствовало бы требованиям ТХ 193, а часть импульсов, как бы шла вхолостую, когда в цилиндрах не было окончания сжатия. Но их амплитуда, была не достаточной. Жаль, не посмотрел по развёртке, а не было ли после первых двух "импульсов зажигания" промежутка в два пустых периода перед следующими двумя импульсами?! Временной промежуток между наблюдавшимися двумя "импульсами зажигания" был заполнен девятью пичками амплитудой порядка 30-50 вольт, очевидно - "остатками" от импульсов генератора питания-зарядки АКБ после их усечения регулятором-ограничителем. Их можно использовать для управления любым тахометром через соответствующий делитель частоты, 1:5 или иной. Катушка зажигания на этом моторе весьма небольшая, имеет одну первичную и две вторичные обмотки - на каждую свечу своя. Здешние "импульсы зажигания" очень похожи по соотношениям амплитуд и формам на импульсы зажигания в электронных автомобильных системах, любительским конструированием которых я занимался в молодости ("Радио",1983,№7), но там их амплитуды были на порядок больше (350-400 вольт). В батарейной автоклассике амплитуда импульсов на первичной обмотке КЗ так же порядка 200-300 вольт, поэтому тахометр ТХ193 имеет входные цепи с ограничителем, рассчитанным именно на эти сотни вольт, и не работает от некоторых генераторов ПЛМ, как указывалось в примечании автора первоисточника статьи, и, очевидно не заработал и на моей Ямахе. Тема интересная, предлагаю обмениваться. Если ещё что нарою, "отстучу", да и рад буду почитать комментарии товарищей. Могу бесплатно поделиться радиодеталями прежнего века, в частности: тиристорами, диодами, транзисторами и др. Всем лучшие пожелания, shtav1946/