Вот не со всем соглашусь...
1. "Прибой", действительно, не гениальный. Но это очень неплохая копия "Джонсона". Неплохая, потому что делалась на оборонном заводе Минавиапрома. Очень высокое качество литья, сборки, окраски, РТИ. "Нептуновския" система зажигания, также авиапромовская. Конструкция тоже интересная. Очень легкий (сравните с современными аналогами), спасибо фирме ОМС. При этом - два цилиндра, муфта холостого хода, вывод осветительной розетки с магдино, все как у взрослых. Отсутствие подшипников и сальников (кроме редуктора) тоже интересный момент. С одной стороны, это делает мотор очень сложным в ремонте. Но, с другой стороны, что в лодочном моторе выходит из строя в первую очередь? Правильно, сальники и подшипники. Особенно при попадании воды в редуктор. Как известно, самый надежный узел - это тот, которого нет в конструкции. Винт, да, не самый удачный, но тогда такие были в моде, как и нижний стартер. Сейчас доступны хорошие винты "Ямахи" и "Хонды", встают на "Прибой" почти без переделок.
2. Когда появился "Прибой", лодок под него, действительно, не было. Надувные тогда были только весельные. Для деревянных лодок был "Ветерок-8", более мощный и почти по той же цене. Я тогда учился в школе и прекрасно помню, что "Салют", "Спутник", "Прибой" и "Москва-30" стояли в нашем магазине "Спорттовары" годами. Никто не брал. "Вихря", "Нептуна", "Ветерка" не было, их надо было "доставать". Говорят, что от затоваривания "Прибоями" кое-как избавились, распределив их по яхтклубам. Пермский завод авиадвигателей, два раза проколовшись с "Камой" и "Прибоем", стал выпускать пользовавшийся хорошим спросом "Вихрь", как говорят, лучшего качества, чем самарский. "Романтику" и "Онегу" делали, действительно, под "Прибой". Но когда они появились в продаже, "Прибой" уже сняли с производства. У "Онеги" тогда изменили паспорт, написав допустимую мощность 2 л.с. ("Салют"). А "Романтику" переделали под "Ветерок-8", вставив дополнительную секцию. Кстати, "Романтика" тоже тогда не пользовалась спросом. Для "пешеходных" туристов тяжела и громоздка, для автомобилистов и рыбаков - маловата. В 1980 году я, студент МАИ, проходил практику на Тушинском машиностроительном заводе. Там этими "Романтиками" были забиты все склады, и что с ними делать, дирекция не знала. Торговля не хотела брать. Сейчас другое дело. Основная народная лодка теперь ПВХ с мотором 5-10 л.с. Вот и вспомнили любители рукоблудить про "Прибойчики".
3. "Обь" и "Казанка" - довольно легкие лодки. Без груза и одним нетяжелым водителем под "Прибоем" могут и глиссировать, тогда скорость будет около 20 км/ч. С малейшим грузом, да, только 10-12 км/ч.
4. Смотрите "Катера и Яхты", в Интернете можно скачать все номера, начиная с первого. Про "Прибой" там не единого плохого слова, за исключением малоэффективного винта. Вообше, КиЯ про пермские моторы писал очень мало. Видимо, завод был дюже секретный.