Семеныч80

пассажир
Регистрация
30.05.2023
Сообщения
1
Карма
3
Город
Дубна
Имя
Евгений
Лодка
МКМ, Прогресс-4, Прогресс, РИБ-Навигатор и др.
Мотор
Ветерок-12, Нептун-23, Вихрь-30Р, Меркури-30ELPTO и др.
НОВАЯ ЖИЗНЬ «ПРОГРЕССА»
(модернизация мотолодки «Прогресс»)
1 Основные конструктивные изменения и отличия
1.1 Силовой каркас и обшивка днища, бортов и палубы мотолодки «Прогресс» заводской постройки в основном оставлены без изменений.
1.2 Из базовой (заводской) конструкции мотолодки «Прогресс» демонтированы:
  • переднее и заднее сиденья-диваны вместе с поперечными профилями крепления;
  • ветровое стекло вместе с палубной окантовкой;
  • тент ходовой;
  • дистанционное управление и электропроводка;
  • кормовая часть палубы и доски транца;
  • пайолы в кокпите;
  • на штатной носовой утке срезан верх;
  • заводская покраска снаружи снята до металла.
1.3 В базовую (заводскую) конструкцию мотолодки «Прогресс» добавлены:
- гидрошайбы, т.е. дюралевые уголки 30х40х3 мм длиной по 1750 мм - 2 шт., установленные на днище снаружи от шп.1 до шп.4 (фото 15,16);
- силовой каркас для усиления транца под подвесной л.м. до 60 л.с. (а больше не надо, вредно)) (фото1-9);
  • усиленный транец с высотой 508 мм (под л.м. с ногой L) (фото 2, 6, 9);
  • самоотливной рецесс (фото 6, 7);
  • крышки двух кормовых багажников с замками (фото 6, 7, 25);
  • ветровое стекло из поликарбоната со средней форточкой (фото 17-21);
  • силовая ступень для входа-выхода из кокпита через форточку (фото 14);
  • силовой каркас под сплошной пайол (пол) кокпита (фото 13);
  • сплошной пайол (пол) кокпита из водостойкой фанеры толщиной 10 мм, покрытый спецлаком;
  • передние легкосъемные поворотные сидения (2 шт.) на трубчатых стойках, установленные в колодцах в полу (фото 19, 20, 21);
  • задний поперечный рундук с крышкой - задним диваном с откидной вперед спинкой (фото 22);
  • передняя правая панель управления с приборами, эхолотом, навигатором GPS, рулевой колонкой, включателями освещения, звукового сигнала и выключателем массы (фото 19, 20, 21);
  • машинка и тросы управления л.м. по правому борту:
  • передняя левая панель с радиомагнитолой и звуковым сигналом (фото 19, 20, 21);
  • электрооборудование 12В с питанием от АКБ 55А/ч ((кабели, проводка, приборы и освещение);
  • тент ходовой на молниях с окнами на высоком каркасе (фото 29);
  • блоки пеноплэкса общим объемом 250 литров, уложенные под пайолом на днище лодки, а также зашитые по бортам под полочками (фото 13);
  • водоотливная помпа в кормовом отсеке (возле сливной пробки) с гофрорукавом на правый борт;
  • лестница откидная на левой части транца для выхода из воды (фото 23) ;
  • легкие весла-гребки с уключинами, хранимые в кокпите по бортам (фото 28);
  • блок из четырех вертикальных держателей спиннингов на переборке за задним диваном;
  • кронштейны по бортам (в районе ЦМ) с быстросъемными (менее 1 минуты) боковыми колесами – 2шт (фото 26,31);
  • герметичный люк с крышкой в носовой переборке багажного отсека;
  • удобная носовая утка из нержавеющей стали (фото 27);
  • трубчатая (Ф30) дуга из нержавеющей стали в носовой части (фото 27, 32);
  • легкосъемный пластиковый ящик для якоря на палубе перед ветровым стеклом водителя (фото 32);
  • бортовые кранцы в корме (2 шт.);
  • легкосъемный носовой буксирный узел под фаркоп авто (фото 30).
Мотолодка окрашена автоэмалью комбинированно: днище в белый цвет, борта темносиние, палуба белая (в основном), люки и накладки темносиние.

1.4 Описание усиленного транца с силовым каркасом и кормового отсека
1.4.1 Конструкция усиленного транца с силовым каркасом представлена на фотоснимках, выполненных в процессе доработки кормовой части лодки (фото 1-9).
1.4.2 В конструкции транца вместо сосновых досок установлены шпунтованные доски из лиственницы толщиной 40 мм (внизу вертикально 3 шт., вверху горизонтально 1 шт.), которые связаны на клею, герметике и болтами М5 и М6 с кницами, каркасом и обшивкой транца. Обшивка транца дополнительно усилена плитой из рифленого дюралевого листа толщиной 4 мм, при-клеенного снаружи к транцу полиуретановым герметиком (с вкладышами между гофрами транца). Все нагрузки, воспринимаемые транцем , передаются на днище, борта, палубу и кормовую переборку лодки через силовой набор в кормовом отсеке, а именно: три кницы (родные) внизу на стыке с днищем; два продольных швеллера (высота стенки 60 мм), прессованных из Д16Т, в верхней части; два продольных уголка 30х30 , прессованных из Д16Т, в средней части; две кницы (родные) между транцем и швеллерами , в верхней части; все закрыто обшивкой самоотливного рецесса , изготовленного сваркой из рифленого алюминиевого листа. На верхнюю часть транца надет по всей длине (захвачена вся толщина пакета) дюралевый швеллер 50 мм с толщиной стенки 4 мм. Весь силовой каркас связан между собой и с обшивкой клепаными и болтовыми соединениями.
1.4.3 В обшивке палубы кормового отсека вырезаны 2 люка (справа и слева) (фото 5-9), которые окантованы профилями и закрыты на замках крышками из рифленого листа. Объем кормового отсека-багажника получился около 500 л, в нем свободно размещаются штатный бак л.м. (25 л) и много туристического снаряжения.
1.4.4 На днище лодки в районе сливной пробки установлена водоотливная помпа, от которой гофрированный рукав водоотлива выведен на правый борт (фото 9).
1.4.5 В правой боковине самоотливного рецесса сделаны вырезы под вывод тросов, жгутов управления и бензошланга к мотору (фото 6).
1.4.6 На левой стенке транца снаружи установлена складная легкая лестница для выхода человека из воды (фото 23).
1.4.7 На правой стенке транца снаружи установлен датчик эхолота (фото 24).
В результате получился «лучший в мире «русский Прогресс» (так мы шутим).

1.5 О «гидрошайбе»
1.5.1 Основным ходовым недостатком «Прогресса» является его «зарывание» в волну, непредказуемое направление движения в ней, а также большое брызгообразование в носовой части. Препятствовать этому должна «гидрошайба» - два продольных уголка в носовой части днища. На снимках первых «Прогрессов» выпуска середины 60-х годов они замечены. Но в дальнейшем их убрали, видимо рационализаторы поработали. С увеличением мощности подвесных л.м. свыше 25 л.с. этот ходовой недостаток «Прогресса» отбросил удобное для туристов легкое судно в число непривлекательных. Я искал решение проблемы: увеличение ширины брызгоотбойников; поперечный редан; рассматривал даже тримаранные обводы в носовой части, сделал макет тримарана.
1.5.2 Информация о «гидрошайбе» есть в инете, она помогла, но ее недостаточно для конкретной работы по доработке днища лодки, пришлось «кумекать» самому, имея авиаконструкторское образование. Теоретически, «гидрошайба» не должна позволять растекаться воде от киля к бортам (что увеличивает трение скольжения, образует волну и брызги, энергия движения используется не по назначению), а также должна увеличить устойчивость по курсу. Дополнительно, в зажатом двумя продольными уголками потоке воды в носовой части ламинарное (спокойное) течение воды в начале пути переходит в турбулентное (вихревое), т.е. трение скольжения заменяется трением качения, уменьшая сопротивление (судно «катится на колесах-вихрях», приподняв нос). Но эффект исчезнет, если в нужном месте сзади не обрезать уголки, поток зажатой воды должен вовремя найти выход и «растекашиться» по днищу в стороны.
1.5.3 Пришел к выводу, что «гидрошайба» (1 шт. правая, 1 шт. левая, фото 15,16 ) должна представлять собой толстостенный (полка 3 мм) алюминиевый уголок из АмГ3М (30х30 мм длиной 1750 мм), выгнутый в 2-х плоскостях (вертикальной и горизонтальной) по профилю днища от шп.1 (200 мм вперед от него) до шп.4. Нашелся такой уголок –
2 шт., но размером 30х40 мм, остался на заводе с советских времен. Решил закрепить уголок к днищу, примерно посередине между килем и бортовым брызгоотбойником, полкой 40 наружу, прямо по «родным» головкам заклепок крепления стрингера к днищу (двойному ряду).
1.5.4 Выгибал уголок в 2-х плоскостях, расклепывая молотком на наковальне край полки, противоположный месту изгиба, и примерял по месту. Правый и левый уголок. Получился нужный профиль уголков.
1.5.5 Устанавливали вдвоем с сыном Андреем, используя полиуретановый герметик. Вначале закрепили уголок на болты М5 с плосковыпуклой головкой (4 шт.) по местам стыков шпангоутов со стрингерами. Затем закрепили вытяжными дюралевыми заклепками диаметром 3,5 мм шагом мм односторонней клепкой в шахматном порядке. Всю полость между днищем лодки и прилегающей к нему полкой уголка тщательно заделывали герметиком.
 

Вложения

Последнее редактирование:

Gorodok

капитан 2-го ранга
Регистрация
07.09.2016
Сообщения
1 422
Карма
705
Возраст
39
Город
Урай
Имя
Gorodok Александр
Лодка
Прогресс 2м, Казанка М
Мотор
Сузуки ДФ60, Лифан 24лс
Все грамотно и красиво.
У самого П2М ФИШ+сузуки ДФ60, первым делом приклепал гидрошайбы, эффект был хорошим, но зарывание на боковой волне до более менее комфортного состояния не ушло, то и дело то одним, то другим бортом заныривал. Для избавления от неприятнейшего эффекта отогнул скулы, после чего ситуация исправилась, забыл что такое зарывание в боковую волну, поехала лодка хорошо, кроме поворотов на скорости более 40кмвч. Прохваты хоть и минимизировал отпилив киль, отодвинул на 12см и опустил мотор через мехлифт (АКП ниже киля на 4см), все равно в поворотах поджимаю мотор и сбрасываю скорость, это единственное что сейчас не устраивает в Проге.
 

Владимир М.

матрос
Регистрация
20.05.2020
Сообщения
29
Карма
1
Город
Братск
Лодка
Прогресс - 4
Мотор
Сузуки 30
Чем зашивали борта с пенопластом?
 
Вверх Снизу