avk648

капитан 3-го ранга
Регистрация
28.05.2015
Сообщения
606
Карма
93
Город
Санкт-Петербург
Имя
Александр
Лодка
Сарепта,Пелла-фиорд , до них Казанка-огрызок, П-4, Днепр, Нептун-3, Ладога-2, Москва-2, Амур-В
Мотор
Эвинруд 30, Нептун-23, ЗИФ5 до них Москва 12.5, Москва-30, Вихрь-25,30, Вихрь 3-х цилиндровый
Первый раз это произошло в те далекие годы ,когда каждый школьник знал ,что экономика должна быть экономной ,а слова "мир" ,"труд" ,"май"-синонимы.Моторчик ,был естественно ,отечественного производства ,принадлежал деду моего приятеля ,который ездил на нем на рыбалку метров за 700 от причала.Мотор имел гордое имя "Снеток" ,на круглой дейдвудной трубе располагалась неестественно большая тушка подводной части окрашенная эмалью салатного цвета ,скрывающая в своей глубине
электромотор ,с крошечным красным пропеллером. Ходовые качества под стать внешнему виду-галерник ,гребущий в среднюю силу на деревянной лодке уверенно лидировал...
И вот хваленая МиннКота30.
164223


АКБ обычные стартерные.В течении сезона совершено порядка 15 выездов. В первом -же выезде клещами замерили токи ,получилось соответственно 6.5 ,8. 5 ,12 ,15 и 28.5 а . Причем при трогании на 5-м положении контроллера ток сначала повышался до 29.7 а и по мере разгона падал ,при реверсировании с полного хода подскакивал до 32 а. После первых 20 минут полного хода вылез косяк-питающие провода нагрелись до 35-40 градусов ,замер показал падение напряжения на них около 0,7 в т.е. порядка 20 вт. Маромой производитель поставил провода сечением 4мм2 ,провода заменили на 10мм2 и вместо крокодилов были использованы обычные автомобильные клеммы. Теперь о скорости : на Казанке с булями вдвоем на 5положении 5.5 км/ч на 4-м 4.3 ,на 3-м 3.4 , на Сарепте и Прогрессе-4соответственно 5 , 3.7 и 3.2 км/ч условия 2 человека в лодке ,штиль основной мотор не откинут. Скорость измерялась по GPS.Режим движения дрейф ,волнообразование отсутствует . Теперь о АКБ на 100-ке ,которая 5 лет назад была почти новой и использовалась для хозяйственных целей за 2 часа на полной мощности напряжение упало до 10.6 в , т.е. полный разряд.Емкость 100а/ч заявлена при 10-ти часовом токе,так что при 28 а разряда-приемлемо. После нескольких циклов емкость возросла. При дорожении на положении контроллера 3 или 4 свежая 65 -ка за 3-3.5 часа полностью не разряжается. Лодка движется почти в полной тишине слышно ,как плещется рыба , а на берегу поют птицы. Мимо неторопливо проплывает стена камыша.При хорошей погоде-полный расслабон. Можно ли его рекомендовать в качестве главного двигателя? Скорее всего нет и 3.5 часа были ограничены не емкостью АКБ ,а скорее терпением испытателей. Способность выгрести против сколько-нибудь свежего ветра и волнения то-же вызывает сомнения.
 
Последнее редактирование:

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Я пользую как главный двигатель только на небольших озёрах, где виден противоположный берег. Против ощутимого ветра не едет, то есть на пятой 1-1,2 кмч видел на навигаторе. Но против ветра и Ямаха 2 не всегда выгребает, если волны точно в нос.
МиннКоту тоже пользую с удовольствием, только у меня литий 100 часов.
 

voco60

гл. старшина
Регистрация
24.07.2018
Сообщения
102
Карма
7
Город
Москва
Имя
Андрей
Лодка
Буревестник-390
Мотор
Сузуки-30
Коллеги! заберитесь на досуге в моторный отсек своей МиннКоты. В бульбе впереди мотора залито наглухо компаундом доп. сопротивление ступеньчатое. Переключалка на румпеле позволят всего лишь менять ступени этого сопротивления, включенного последовательно с ЭМ.
На своей по простому убрал этот нагреватель воды рек и озёр. Покатался в стартстопном режиме - вполне возможно, но недолго: на контакты большая нагрузка. за тем поставил ШИМ регулятор и этим завершил для себя эту тему. Всё устраивает, АКБ в таком варианте дольше ходят.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
От ШИМа коллектор у мотора выгорает раз в пять быстрее.
 

born

матрос
Регистрация
19.05.2014
Сообщения
21
Карма
5
Город
MSK
Имя
Александр
Лодка
Романтика
Мотор
выбираю
От ШИМа коллектор у мотора выгорает раз в пять быстрее.
Два шестивольтовых аккумулятора и переключать их последовательно или параллельно :) 12 Вольтовый аккумулятор можно распилить (распилить перемычку между банками 12В аккумулятора -- на 2 6-вольтовых в одном корпусе :) )

ШИМ тоже можно, но на выходе платы ШИМ перед мотором должен быть дроссель (на ток мотора) последовательно и конденсатор большой параллельно мотору.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
У меня ШИМ был трансформаторный, на мотор подавалось от 4-х до 16 вольт постоянного тока, КПД выше чем с дросселем.
Ещё умельцы ставят диод параллельно мотору, который накорню душит свободный выбег после отключения напряжения, в момент всплеска самоиндукции.
С покупкой лития, сделал просто переключатель 6/12 , вполне хватает, ничего не греется, и по сравнению с ШИМом, запас хода в полгаза гораздо больше, то что ШИМ экономичнее резисторной сборки, не более чем миф, распространяемый продавцами ШИМов, не будет такая индуктивность работать на килогерцах с нормальным КПД.
 

born

матрос
Регистрация
19.05.2014
Сообщения
21
Карма
5
Город
MSK
Имя
Александр
Лодка
Романтика
Мотор
выбираю
У меня ШИМ был трансформаторный, на мотор подавалось от 4-х до 16 вольт постоянного тока, КПД выше чем с дросселем.
Ещё умельцы ставят диод параллельно мотору, который накорню душит свободный выбег после отключения напряжения, в момент всплеска самоиндукции.
С покупкой лития, сделал просто переключатель 6/12 , вполне хватает, ничего не греется, и по сравнению с ШИМом, запас хода в полгаза гораздо больше, то что ШИМ экономичнее резисторной сборки, не более чем миф, распространяемый продавцами ШИМов, не будет такая индуктивность работать на килогерцах с нормальным КПД.
Сделать нормальный импульсный регулируемый источник питания на дросселе, диоде транзисторе и конденсаторе не слишком сложная задача, на работе занимаюсь импульсными источниками питания, но, как пользователь лодочного элетромотора, считаю достаточным переключатель 6/12В :) Такой переключатель имеет КПД очень близкий к 100проц :) и покрывает 99 проц ситуаций :)
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Я тоже к этому пришёл. У меня преобразватель был двухтактный, на эпкосовском горшке, но галетник с золотыми контактами гораздее.
 

voco60

гл. старшина
Регистрация
24.07.2018
Сообщения
102
Карма
7
Город
Москва
Имя
Андрей
Лодка
Буревестник-390
Мотор
Сузуки-30
пользователь лодочного элетромотора, считаю достаточным переключатель 6/12В :) Такой переключатель имеет КПД очень близкий к 100проц :) и покрывает 99 проц ситуаций :)
И у меня почему то именно такой подход. Только 4,2/8,4. То есть литий с последовательно или паралльным включением двух одинаковых секций. Мне получается достаточно по скорости передвижения в моих условиях.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Я в прошлой конструкции сделал 16 вольт, на случай встречного ветра и волны - всёравно не едет.
 

voco60

гл. старшина
Регистрация
24.07.2018
Сообщения
102
Карма
7
Город
Москва
Имя
Андрей
Лодка
Буревестник-390
Мотор
Сузуки-30
Это Флинк трёхметровый не едет? Что ж это за баржа да ещё с Золотыми!!! контактами? Или ветер ураганный на горной реке со скоростью течения 10км в час?
Есть смысл уменьшить диаметр винта, сделать замеры скорости хода, потребляемого тока, напряжения при основной загрузке лодки. Обычно у всех электромоторов винт большого диаметра для обеспечения максимального упора.
 
Последнее редактирование:

Messerschmitt

капитан 3-го ранга
Регистрация
27.10.2017
Сообщения
530
Карма
100
Возраст
33
Город
Рівне, Україна
Имя
Вано
Лодка
Прогресс 2, BARK BT270, Ветерок-1, ОКА-2 (РЗАА)
Мотор
ЭПЛ-2-У5 , Спутник, Ветерок-8, Москва-М (2 шт), Нептун-23 (2шт)
А я с такой (или не такой) минкотой стартовали на перегонки. Обе лодки надувнушки 2.7 метра у меня ЭПЛ2у5 и Кум за 100кг и я 75.
На другой лодке малец лет 13 (50 кг?)
Шли практически нос в нос. Я по тихоньку отставал.
АКБ обыкновенный стартерный 65-ка
Заряжен не на 100% (день до этого чутк ходили)
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Что то с Миннкотой не так, у ЭПЛ2у5 тяга 3 кг, измерял безменом на базовских, лучший был 3,5 кг, видимо магниты хорошие попались, а у самой чахлой Миннкоты 8,5 кг.
А ЭПЛовский винт, в туннеле из канализационной пвх трубы, "лонг тэйл" с мотором Honda GX 25 давит 9 кг, и весит 4 кг, без всяких редукторов.
 

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
У меня ШИМ был трансформаторный, на мотор подавалось от 4-х до 16 вольт постоянного тока, КПД выше чем с дросселем.
Ещё умельцы ставят диод параллельно мотору, который накорню душит свободный выбег после отключения напряжения, в момент всплеска самоиндукции.
С покупкой лития, сделал просто переключатель 6/12 , вполне хватает, ничего не греется, и по сравнению с ШИМом, запас хода в полгаза гораздо больше, то что ШИМ экономичнее резисторной сборки, не более чем миф, распространяемый продавцами ШИМов, не будет такая индуктивность работать на килогерцах с нормальным КПД.
Сергей, можно чуть поподробнее. Какой аккумулятор и как сделан переключатель? Сейчас как раз собираюсь покупать литиевый аккумулятор для миннкоты, изучаю опыт других.
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Аккумулятор 4х4х25 а.ч. феррофосфат.
Схема преключения параллельно/последовательно здесь, начиная с 2-43 :
Переключатель не знаю от чего, немецкий, три платы четыре положения, у меня скоммутировано- реверс на первой-стоп-первая-вторая.
Как скоммутировано не вспомню, мудрил живьём, нарисовать не получилось :lol:
Контакты напаял из ювелирного золота, был рваный турецкий браслет, переплавил турбо горелкой на куске пемзы, выжег "благородные примеси" , молотком расплющил, и припаял ПОС 40. При максимальном токе, контакты комнатной температуры.
Первоначально на аккумуляторе был просто переключатель 6/12 а основное управление штатное, на моторе, потом вывел из мотора четыре провода, и поставил мощный разъём, просто втыкается в чемодан, два провода к каждой шестивольтовой половине.
БМС не ставил, лишнее, когда мотор перестаёт грести - это уже близко к 2,5-2,6 вольта на банку, и у зарядника фиксированное 14,4 , то есть перезаряд невозможен.
На банках стоит активный балансир : https://48volt.ru/bms-balansiry-platy-zashchity/lifepo4-balansiry/balansir-aktivnyy-0-4a-1-5v-5-5v , который работает и на заряде, и на разряде, ничего не превращая в тепло, а перекачивая из большего в меньшее.
Всё покупал у Кирилла в "48 вольт", проверенный и ответственный товарищ.
Первые банки покупал у него года четыре назад, ничего не разъехалось, ёмкость чуть больше заявленной.
 

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
Аккумулятор 4х4х25 а.ч. феррофосфат.
Схема преключения параллельно/последовательно здесь, начиная с 2-43 :
Переключатель не знаю от чего, немецкий, три платы четыре положения, у меня скоммутировано- реверс на первой-стоп-первая-вторая.
Как скоммутировано не вспомню, мудрил живьём, нарисовать не получилось :lol:
Контакты напаял из ювелирного золота, был рваный турецкий браслет, переплавил турбо горелкой на куске пемзы, выжег "благородные примеси" , молотком расплющил, и припаял ПОС 40. При максимальном токе, контакты комнатной температуры.
Первоначально на аккумуляторе был просто переключатель 6/12 а основное управление штатное, на моторе, потом вывел из мотора четыре провода, и поставил мощный разъём, просто втыкается в чемодан, два провода к каждой шестивольтовой половине.
БМС не ставил, лишнее, когда мотор перестаёт грести - это уже близко к 2,5-2,6 вольта на банку, и у зарядника фиксированное 14,4 , то есть перезаряд невозможен.
На банках стоит активный балансир : https://48volt.ru/bms-balansiry-platy-zashchity/lifepo4-balansiry/balansir-aktivnyy-0-4a-1-5v-5-5v , который работает и на заряде, и на разряде, ничего не превращая в тепло, а перекачивая из большего в меньшее.
Всё покупал у Кирилла в "48 вольт", проверенный и ответственный товарищ.
Первые банки покупал у него года четыре назад, ничего не разъехалось, ёмкость чуть больше заявленной.
Спасибо, Сергей! Кирилл это © 2006–2019, ИП Грейбо Кирилл Александрович?
 

Сергей Б

капитан 1-го ранга
Регистрация
09.12.2017
Сообщения
3 614
Карма
857
Возраст
56
Город
Москва
Имя
Сергей
Лодка
Флинк 320 ТЛА и др.
Мотор
Ямахи 2 и 3, МиннКота 35
Да, только я всегда все заказываю с доставкой, общался с ним только по беспроволочному телефону, живьем не видел.
 

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
Да, только я всегда все заказываю с доставкой, общался с ним только по беспроволочному телефону, живьем не видел.
Спасибо! Еще вопрос к знющим людям - правильно ли я понимаю, что две ступени достаточно (50% напряжения и 100%), ну и реверс, конечно. Стал задумываться, как это собрать на реле.
 
Последнее редактирование:

born

матрос
Регистрация
19.05.2014
Сообщения
21
Карма
5
Город
MSK
Имя
Александр
Лодка
Романтика
Мотор
выбираю
Спасибо! Еще вопрос к знющим людям - правильно ли я понимаю, что две ступени достаточно (50% напряжения и 100%), ну и реверс, конечно. Стал задумываться, как это собрать на реле.
Если это вопрос относится к покупному лодочному электромотору - то ступеней регулирования будет гораздо больше :)
регулятор на румпеле никто не отменял :).
У Вас будет два положения с наибольшим КПД :) Эти два положения (ИМХО) покрывают 90% ситуаций. У меня "полный ход" (при 12В) используется в 70..80% случаев, если аккумулятор не подсел...а если аккумулятор начинает садиться, то лучше переключить на 6В, остатков электричества в аккумуляторе хватит заметно на большее расстояние.
 

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
Спасибо, друзья. Расставили все точки над "i".
 

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
Первый раз это произошло в те далекие годы ,когда каждый школьник знал ,что экономика должна быть экономной ,а слова "мир" ,"труд" ,"май"-синонимы.Моторчик ,был естественно ,отечественного производства ,принадлежал деду моего приятеля ,который ездил на нем на рыбалку метров за 700 от причала.Мотор имел гордое имя "Снеток" ,на круглой дейдвудной трубе располагалась неестественно большая тушка подводной части окрашенная эмалью салатного цвета ,скрывающая в своей глубине
электромотор ,с крошечным красным пропеллером. Ходовые качества под стать внешнему виду-галерник ,гребущий в среднюю силу на деревянной лодке уверенно лидировал...
И вот хваленая МиннКота30.
Посмотреть вложение 164223

АКБ обычные стартерные.В течении сезона совершено порядка 15 выездов. В первом -же выезде клещами замерили токи ,получилось соответственно 6.5 ,8. 5 ,12 ,15 и 28.5 а . Причем при трогании на 5-м положении контроллера ток сначала повышался до 29.7 а и по мере разгона падал ,при реверсировании с полного хода подскакивал до 32 а. После первых 20 минут полного хода вылез косяк-питающие провода нагрелись до 35-40 градусов ,замер показал падение напряжения на них около 0,7 в т.е. порядка 20 вт. Маромой производитель поставил провода сечением 4мм2 ,провода заменили на 10мм2 и вместо крокодилов были использованы обычные автомобильные клеммы. Теперь о скорости : на Казанке с булями вдвоем на 5положении 5.5 км/ч на 4-м 4.3 ,на 3-м 3.4 , на Сарепте и Прогрессе-4соответственно 5 , 3.7 и 3.2 км/ч условия 2 человека в лодке ,штиль основной мотор не откинут. Скорость измерялась по GPS.Режим движения дрейф ,волнообразование отсутствует . Теперь о АКБ на 100-ке ,которая 5 лет назад была почти новой и использовалась для хозяйственных целей за 2 часа на полной мощности напряжение упало до 10.6 в , т.е. полный разряд.Емкость 100а/ч заявлена при 10-ти часовом токе,так что при 28 а разряда-приемлемо. После нескольких циклов емкость возросла. При дорожении на положении контроллера 3 или 4 свежая 65 -ка за 3-3.5 часа полностью не разряжается. Лодка движется почти в полной тишине слышно ,как плещется рыба , а на берегу поют птицы. Мимо неторопливо проплывает стена камыша.При хорошей погоде-полный расслабон. Можно ли его рекомендовать в качестве главного двигателя? Скорее всего нет и 3.5 часа были ограничены не емкостью АКБ ,а скорее терпением испытателей. Способность выгрести против сколько-нибудь свежего ветра и волнения то-же вызывает сомнения.
Где используется моя лодка - озеро Балатон - бензиновые и прочие "вонючие" моторы разрешены только для спасения людей - в полиции и водноспасательной службе, а также у граждан для использования в экстренных ситуациях с опасностью для жизни (срочно зайти в марину, подойти к человеку в воде и т.п.). Поэтому бензиновый двигатель был продан и на эти деньги куплена Минн Кота 40 и аккумулятор. Зимой, скорее всего, на воду выйти не получится - на Балатоне холодно и даже бывает лед (иногда даже каток устраивают), а канал с горячей водой маловат для этой посудины - годится для байдарки или каноэ. На фото Балатон (последние три и Дунай - выше). Как выйдем на воду, постараюсь что-нибудь выложить.
 

Вложения

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
Нашел вот такие переключатели. Выглядят неплохо и характеристики тоже - 300 А непрерывная нагрузка. Из двух таких можно собрать переключатель, ставящий аккумуляторы параллельно или последовательно. На картинке немного другое применение показано, но понятно как надо соединить. Сами переключатели имеют несколько вариантов установки - в коробке, на панели и под панелью. Но цена! 4 500 штука. Даже с лишним. Две штуки - как приличный мотор. А ведь надо еще кабель, клеммы. Не знаю, насколько допустимы ссылки, поставлю пока ( https://fisherninja.ru/blue-sea-6007.html ). Если это нарушение, прошу меня извинить.
 

Вложения

59RUS

капитан 1-го ранга
Регистрация
02.05.2018
Сообщения
5 255
Карма
1 691
Возраст
53
Город
г. Пермь
Имя
Владимир
Лодка
Были Днепр + В-30, Казанка 5 + В-30 х 2, Казанка 5М + В-30Э х 2 Сейчас Обь, Кайман 330 Мнёв
Мотор
Мерк 15м

born

матрос
Регистрация
19.05.2014
Сообщения
21
Карма
5
Город
MSK
Имя
Александр
Лодка
Романтика
Мотор
выбираю
3ППН-45 20А 27В – тумблер.
Если на полном ходу (по румпелю) не включать/выключать в положение +12В и обратно, а переключать этот тумблер только в положении "на румпеле- стоп", этот тумблер будет жить вечно :)

https://www.eldr.ru/catalog/otechestvennye/kommutatsiya_ru/tumblery_ru/3ppn_45_20a_27v/ ---- меньше чем 300 руб.
 
Последнее редактирование:

Polgar

старшина 1ст.
Регистрация
22.07.2018
Сообщения
98
Карма
11
Город
Москва
Имя
Владислав
Лодка
Nissamaran Tornado 38ö
Мотор
HONDEX T15BMS
Еще хочу спросить, правильно ли я понимаю два момента (прошу не кидать в меня тухлыми яйцами):

  1. При положении переключателя на румпеле "вперед - 5" и "назад-3" (крайние, максимальные) ток пропускается напрямую без дополнительных сопротивлений
  2. Полярность подключения к источнику питания можно менять и это приведет к изменению направления вращения и это безопасно для мотора вцелом
Спасибо!

P.S. Есть у меня одно воспоминание, как в срочном порядке на мироавтобус "приколхозили" два здоровенных маяка, но чего-то не так рассчитали (или не рассчитывали вообще) и проводка в пути начала плавиться и чуть ли не гореть. И тумблер тоже сгорел, которым это все прикручивалось. То еще удовольствие. :)
 
Вверх Снизу