MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
849
Карма
78
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.
Вобщем то суть вопроса весьма проста- адаптация весьма распространеного тахометра ТХ-193 к разным моторам.
Как всем известно для правильной работы этого тахометра нужна амплитуда сигнала около 300 вольт и два импульса на оборот коленвала .Провел я небольшое исследование вопроса и оказалось что Мерк ,Суза и Ямаха дают 6 импульсов на оборот , Хонда 2 импульса на оборот. С Хондой все ясно-умножать и делить ничего не нужно только согласовать уровень, чуть сложнее с тремя первыми -нужно сделать из шести импульсов на оборот два и тогда все заработает. Хотел сначала сделать приблуду на проце каком нибудь потом че то это не понравилось. Сделал на железной логике. Делит на 3 при любых оборотах. Теперь сделаю чтобы амплитуда была правильная на выходе ну и как бы все, вот такая идея.
Да кстати у кого нет тахометра для измерения оборотов на первых трех моторах можно использовать частотомер в тестере.Сигнал брать с выхода на тахометр мотора. Только показания частоты умножать на 10 и будут вам искомые обороты.
150574150575
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 092
Карма
1 582
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Провел я небольшое исследование вопроса и оказалось что Мерк ,Суза и Ямаха дают 6 импульсов на оборот , Хонда 2 импульса на оборот. С Хондой все ясно-умножать и делить ничего не нужно только согласовать уровень, чуть сложнее с тремя первыми -нужно сделать из шести импульсов на оборот два и тогда все заработает.
Подкину важную информацию, что бы потом не было разочарования в проделанной работе.

Шесть периодов это хорошо, но чистыми периодами АКБ не зарядишь и сами периоды обычно чем то стабилизируют на моторе.
Вот тут то и наталкивается любой тахометр на регулятор напряжения, в большинстве случаев, шунтирующего типа.
При чем заводской регулятор.
А принцип у него прост. Вместо нормальной формы полупериода, мы видим короткую вертикальную полоску на осциллографе. Равную по амплитуде напряжению стабилизации. И такая короткая по времени форма импульса не обеспечивает потребности тахометра. Он их видит но не все считывает. От того показания становятся не достоверными. Причем очень прилично не достоверными.

То есть на моторах где стоит шунтирующий регулятор, от генератора надо уходить однозначно, ибо регулятор не даст работать тахометру или делителю частоты в твоем случае.
(на универсальных тахометрах стоит тот же самый делитель частоты, при чем регулируемый и с очень большим коэффициентом)

Ещё один нюанс. Скажем от генератора мы ушли в сторону зажигания. И случилось так что зажигание имеет два импульса за оборот, но тахометр ТХ-193 по какой то причине отказывается работать.
А причина у него проста- аппериодический разряд примененный в системе зажигания ПЛМ.
Это очень короткий по времени разряд в один полупериод. Такой разряд ТХ-193 не принимает.
И для того что бы заставить работать тахометр, нужно применить дополнительную не сложную схему адаптации на простом высоковольтном ключе.

И ещё разная информация в тему по тахометру ТХ-193.
Их выпускалось две модели. Схема входной части до 1983 года была грубовата и тахометры требовали большого импульса по амплитуде для нормальной работы. Первым моделям нужен был импульс 300-400 вольт.

Вторая модель выпускаемая после 1983 года прекрасно работает от 70 вольт.
Схема тахометра.

150580


Статья с описанием работы лежит тут. http://www.borodin.com.ua/item/tx193.htm

В остальном идея с делителем частоты заслуживает внимания!
То есть на моторах на которых не применяется шунтирующий регулятор, данное устройство адаптации будет весьма полезным!
 
Последнее редактирование:

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
849
Карма
78
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.
А принцип у него прост. Вместо нормальной формы полупериода, мы видим короткую вертикальную полоску на осциллографе. Равную по амплитуде напряжению стабилизации. И такая короткая по времени форма импульса не обеспечивает потребности тахометра. Он их видит но не все считывает.
Это просто лечится, например компаратор на вход, будет запускатся про фронту сигнала а дальше все пойдет своим чередом . Длительность и форма не будет играть роли на входе , на выходе будет меандр ну как то так.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 092
Карма
1 582
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Это просто лечится, например компаратор на вход, будет запускатся про фронту сигнала а дальше все пойдет своим чередом . Длительность и форма не будет играть роли на входе , на выходе будет меандр ну как то так.
Фронта на каких то оборотах просто не бывает. Режет регулятор всё до точек.
Если справишься с такой задачей значит твой делитель частоты будет универсальным для всех моторов. :yes::good:
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
849
Карма
78
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.
Какая там частота? На 6000 оборотов 600 герц всего. Самая тормозная логика минимум с мегагерца начинается. Тоесть разрешающая способность гораздо выше. А фронт сигнала будет полюбому ведь напряжению генератора нужно возрасти до некоторого предела прежде чем этот предел увидит регулятор и зашунтирует катушки. Понятно что фронты затянуты но компаратор для этого и создан чтобы сделать из кривого синуса единицу и ноль.
 

танкист

капитан 1-го ранга
Регистрация
15.11.2014
Сообщения
9 092
Карма
1 582
Город
г. Пермь
Имя
Андрей
Лодка
Прогресс-4
Мотор
Нептун-23 Вихрь-25 Вихрь-30 Ветерок-8М Johnson-60
Какая там частота? На 6000 оборотов 600 герц всего. Самая тормозная логика минимум с мегагерца начинается. Тоесть разрешающая способность гораздо выше. А фронт сигнала будет полюбому ведь напряжению генератора нужно возрасти до некоторого предела прежде чем этот предел увидит регулятор и зашунтирует катушки. Понятно что фронты затянуты но компаратор для этого и создан чтобы сделать из кривого синуса единицу и ноль.
Тебе рано или поздно всё равно придется увидеть на экране осциллографа то что планируешь подать на компаратор. То есть результат воздействия регулятора.
А я покажу тебе то что происходит с магнитным полем маховика после вмешательства регулятора в систему.

Исходные данные такие.
На стенде снизу маховика установлен датчик холла от вентилятора компьютера. Он видит только магнитное поле постоянных магнитов маховика и ни как не связан с питанием генератора. То есть подключен от отдельного источника питания.
К генератору подключен шунтирующий регулятор и АКБ.
Результат воздействия регулятора на магнитное поле маховика можно видеть на частоте вращения примерно 3000 оборотов.
Именно с этих оборотов на Нептуне начинает работать регулятор.


Обрати внимание- это воздействие на магнитное поле. А то что делается в катушках генератора на разных оборотах от начала работы регулятора- это не менее интересно.
И смотреть это надо осциллографом.

К сожалению нет фото этого увлекательного зрелища. Но я не сомневаюсь ты его обязательно увидишь.
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
849
Карма
78
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.
Результат воздействия регулятора на магнитное поле маховика можно видеть на частоте вращения примерно 3000 оборотов.
Буду решать проблемы по мере их поступления. Я совершенно точно знаю что после компаратора будет нужный мне сигнал. По другому быть просто не может. Кроме компаратора можно попробовать использовать триггер Шмитта, включить последовательно парочку элементов и будет сигнал с крутыми фронтами. И без всякого дребезга.
 

MotorHead

капитан 3-го ранга
Регистрация
15.02.2013
Сообщения
849
Карма
78
Город
Золотое. Луганская обл. Украина.
Лодка
Обь1.
Мотор
Вихрь-М. Yamaha F20.
Вобщем тема чуток изменила свое направление, плюнул я на допотопные тахометры,и сделал вернее соединил в правильной последовательности готовые модули немножко поклацал на кнопарях и вот получился тестовый образец мультиприбора.
Меряет напряжение , показывает обороты двигателя, скорость и время , показывает направление на север типа компас и пройденое расстояние. Можно еще добавить всяких функций просто пока не придумал что еще надо сделать.
Осталось картинку чуток подкоректировать и думаю сделать ударопрочный герметичный корпус .
Приятная опция -будет работать с абсолютно любым мотором, входы можно конфигурировать по своему усмотрению. Ну и питание универсальное до 40 вольт.
159047
 
Вверх Снизу